Истории
Роман Персианинов

Беременная британка, уехавшая в ИГ в 2015 году, попросилась домой. Власти Великобритании не хотят ей помогать

Девушка не раскаялась в своих действиях, но считает, что в Англии её ребёнку будет лучше.

Фотография Шамимы Бегум PA Images

13 февраля 19-летняя британка Шамима Бегум (Shamima Begum), которая уехала на территорию террористической организации «Исламское государство» в 2015 году, дала интервью английскому изданию The Times из сирийского лагеря беженцев. В статье беременная девушка попросила правительство Великобритании помочь ей вернуться домой. По её словам, она боится за безопасность будущего ребёнка и хочет воспитывать его на родине.

Власти Великобритании восприняли просьбу девушки со скепсисом. Они полагают, что помогать Бегум вернуться из разрушенной войной страны слишком рискованно, а если даже она доберётся до родины, то её следует судить.

Бегум сбежала в ИГ школьницей, там она вышла замуж за боевика

В феврале 2015 года 15-летняя Шамима Бегум и две её школьные подруги собрали вещи и тайно вылетели из Лондона в Турцию, а затем перешли границу Сирии. Оттуда подростки добрались до Ракки — столицы террористической группировки ИГ, где вышли замуж за боевиков и родили от них детей.

Четыре года спустя, 9 февраля 2019 года, силы некогда могущественных террористов зажала сирийская оппозиция при поддержке США в посёлке Багоз. На момент написания статьи это место осталось последним оплотом ИГ в Сирии и регулярно обстреливается. Одним из многочисленных беженцев деревни оказалась и Бегум. Её муж (уроженец Нидерландов) сдался напирающим войскам противника, после чего 19-летняя британка самостоятельно добралась до лагеря беженцев.

Там её и нашёл репортёр The Times, с которым она поделилась планами вернуться на родину. За время жизни с боевиками девушка потеряла двух детей — восьмимесячного сына и двухлетнюю дочь. Оба умерли от болезней и недоедания примерно в конце 2018 года. Бегум утверждает, что хочет вернуться в Англию ради сохранности будущего ребёнка, который может родиться в ближайшие дни или недели.

Беженцы неподалёку от посёлка Багоз Фото AFP

Девушка отказалась раскаяться в своих действиях. «Когда я впервые увидела отрубленную голову в мусорном ведре, это меня совсем не смутило. Это был пленный боец, враг ислама. Я думала только о том, что бы он сделал с мусульманкой, будь у него шанс», — сказала девушка.

Неизвестно, какую помощь Бегум оказывала террористам, и оказывала ли она её в принципе. Как пишет The New York Times, обычно жены боевиков ИГ не участвуют в боевых действиях, играя роль моральной поддержки для террористов, а также выступая вербовщиками или пропагандистами в интернете.

Халифату конец. Там было так много притеснений и коррупции, так что я не думаю, что они заслужили победу. Я сделаю всё необходимое, чтобы вернуться домой и спокойно жить со своим ребёнком.

Шамима Бегум

Власти Великобритании не хотят помогать девушке и грозят уголовным делом

В 2015 году представители британской полиции заявили, что в случае возвращения Бегум ей не предъявят никаких обвинений. Это объяснялось отсутствием улик, доказывающих причастность к террористическим преступлениям.

15 февраля 2019 года адвокат, нанятый семьёй Бегум, призвал власти Великобритании вспомнить об этом обещании. В тот же день родные девушки публично обратились к правительству Великобритании с просьбой «проявить милосердие» и помочь британке вернуться домой.

В ответ на обращение родственников министр внутренних дел Саджид Джавид заявил: «Если вы поддерживали террористов за границей, я незамедлительно помешаю вам вернуться».

Министр безопасности Великобритании Бен Уоллес считает, что в случае возвращения Бегум её могут задержать для допроса и, в перспективе, предъявить обвинения в пособничестве терроризму. На вопрос, будут ли власти помогать возвращать домой таких людей, как Бегум, он сказал: «Я не стану рисковать жизнями британских людей ради поиска террористов или бывших террористов в несостоявшемся государстве».

Бывший глава британской контртеррористической программы Prevent Питер Фахи отметил, что самые большие сложности для правительства начнутся в том случае, если Бегум вернётся на родину.

Как местная полиция обеспечит её безопасность и как убедиться, что она не станет своего рода громоотводом для правых и исламских экстремистов, и что она не станет каким-либо образом оправдывать своё положение и свои действия?

Питер Фахи

В разговоре с The Times мать Бегум заявила, что «понимает», почему люди не хотят её возвращения в Великобританию. Вплоть до февраля 2019 года женщина не знала о состоянии дочери, считая, что та погибла во время бомбардировки позиций ИГ в 2016 году, как сообщалось ранее. Тем не менее желание девушки вернуться на родину не противоречит закону. По международному праву, правительство страны не может лишить человека гражданства, если таким образом он станет «лицом без гражданства».

Нынешняя риторика британского правительства указывает на то, что даже если власти готовы принять девушку на родине, они не планируют прилагать усилия к её возвращению. Возможно, ей придётся искать способ улететь самостоятельно.

Как считает аналитик по безопасности Дункан Гардхэм, британские женщины в подобных ситуациях должны обращаться за помощью в ближайшее консульство. Однако неофициально правительство «предпочло бы, чтобы они не возвращались. Они не хотят возвращения ни джихадистов, ни их невест», — утверждает специалист.

#разборы #терроризм #игил #великобритания