Истории
Роман Персианинов

В сирийской тюрьме нашли диктора пропагандистских роликов ИГ на английском языке. Им оказался канадский IT-специалист

35-летний Мохаммед Халифа присоединился к террористам в 2013 году, вдохновившись роликами на YouTube.

Мохаммед Халиф после ареста сирийской оппозицией Фото Getty

В октябре 2014 года ФБР попросило помочь опознать человека, который озвучивает пропагандистские ролики террористической организации ИГ на английском языке. Спецслужбы полагали, что именно усилиями этого диктора террористы вышли на англоговорящую аудиторию по всему миру, включая США.

17 февраля 2019 года газета The New York Times нашла человека, который признался в озвучивании роликов для ИГ на английский язык. 35-летний Мохаммед Халифа (Mohammed Khalifa) переехал в детстве в Канаду, выучился в колледже в Торонто и работал в области информационных технологий. Он успешно сотрудничал с ИГ в течение всей войны, но в ходе январского сражения сдался сирийской оппозиции. Теперь, вероятнее всего, ему грозит тюремный срок в Сирии, ведь власти Канады пока не проявили к нему никакого интереса.

Символ пропаганды

Как рассказал Халифа, он был рядовым сотрудником министерства СМИ «Исламского государства», которое ответственно за публикацию пропагандистских роликов и записей казней. Именно это ведомство распространило записи убийства американского журналиста Джеймса Фоули и сожжение иорданского пилота. «Нет, я не жалею. На допросе меня уже об этом спрашивали, я сказал то же самое», — пояснил Халифа в беседе с NYT.

Мужчина родился в Саудовской Аравии, но в детстве переехал в Торонто и получил канадское гражданство. Иммиграция в раннем возрасте способствовала изучению английского языка, благодаря чему Халиф говорит почти как носитель языка. До сотрудничества с террористами он работал в IT-компании, а отправился в Сирию после просмотра роликов с записями сражений с ИГ на YouTube.

Специалисты в изучении терроризма полагают, что работа Халифа сыграла важную роль в донесении пропаганды до носителей английского языка и привлечения их к своему делу. «Его голос — самый узнаваемый из англоязычных, которые когда-либо встречались в пропаганде ИГ», — считает старший научный сотрудник Международного центра по изучению экстремизма Чарли Винтёр.

Кадр из пропагандистского ролика «Пламя войны». Вторую часть, вышедшую в 2016 году, авторы снабдили гораздо большим количеством насилия

Именно Халиф озвучивал пропагандистский фильм террористов «Пламя войны», выпущенный в 2014 году. Из-за обилия жестокости и сцен казни сирийских заложников эта картина считается самым известным примером пропаганды ИГ. Три аудио-судебных эксперта заявили NYT, что голос в ролике с большой долей вероятности принадлежит Халифу. Позднее это подтвердили власти США.

«Пламя войны» вышло 19 сентября 2014 года, когда силы ИГ только начали волну наступлений. До этого боевики публиковали короткие и менее примечательные ролики, но в этот раз подготовились. Часть 55-минутного фильма записывалась на GoPro-камеру бойца группировки для наибольшего погружения. Зрителю показывали, как солдат копал траншею перед операцией, проводил наблюдение за территорией и «победоносно» уничтожал противника.

Благодаря английской озвучке фильм привлёк внимание первых новобранцев из Австралии, Великобритании и Северной Америки. А для Халифа это стало началом длительной карьеры. Суммарно он участвовал в производстве нескольких десятков пропагандистских проектов.

Халифа находится среди сотен боевиков ИГ, запертых в тюрьме на севере Сирии. За время работы с террористами он женился и завёл двух детей, но не знает, что случилось с ними после его ареста. С момента задержания прошло больше месяца, однако никто из представителей канадского правительства не приходил к мужчине и не предлагал помощь.

Как и многие другие страны, Канада с опаской относится к процессу репатриации своих граждан из Сирии или Ирака. Это объясняется тем, что зачастую в суде трудно доказать вину того или иного человека в пособничестве терроризму. Королевская канадская конная полиция отказалась комментировать задержание мужчины, как и ФБР.

Одним из первых, кто заинтересовался происхождением англоговорящего диктора ИГ, стал торонтский исследователь радикализации Амарнат Амарасингам (Amarnath Amarasingam). «Он — это символ, голос ИГ, последние пять лет говорящий с англоязычным миром», — считает мужчина.

Во время просмотра пропагандистского ролика о теракте в Париже в 2015 году Амарасингам подметил знакомый канадский акцент у человека за кадром. «Я подумал, что этот человек звучит как люди, с которыми я вырос».

Позже Амарасингам отправился в Сирию, чтобы встретиться с захваченным боевиком по имени Мохаммед Али. Тот подружился с диктором ИГ, описав его как канадца африканского происхождения под псевдонимом Абу Ридван. Когда журналист NYT включил запись голоса мужчины, Али сразу опознал его как своего друга.

Когда канадца арестовали, он сразу признал вину в нападении на солдат сирийской оппозиции, но не раскрыл свою роль в пропагандисткой машине ИГ. Халиф говорил с журналистами при двух охранниках, которые записывали диалог, но не вмешивались. В беседе он стремился преуменьшить своё значение для террористов и настаивал, что не появлялся ни в каких роликах с казнями, занимаясь лишь закадровым повествованием.

Пять лет войны

Халиф родился в городе Джидда в Саудовской Аравии у родителей эфиопского происхождения. В Торонто он получил диплом по специальности «технологии компьютерных систем» в колледже Сенека и работал в компании Kelly Services, подрядчике американского крупного производителя ПО IBM. В 2013 году мужчина начал слушать онлайн-лекции радикального исламского проповедника Анвара аль-Авлаки. Этот идеолог террористов Аль-Каиды погиб в 2013 году, после чего его лекции стали пользоваться дополнительной популярностью в интернете.

Убедившись в необходимости «священной войны», канадец продолжил искать в сети ролики радикальных исламистов. Однажды он наткнулся на YouTube на видео, где группа боевиков общалась на английском во время операции в Сирии. Это дало Халифу понять, что он найдёт себе соратников. В тот же год он пересёк сирийскую границу и познакомился с группировкой под руководством грузинского боевика Омара аль-Шишани, который позже стал министром войны в ИГ.

По словам Халифа, он начал сотрудничать с «министерством пропаганды» ещё до 2014 года, когда террористы объявили о создании «халифата». Изначально его взяли на должность переводчика с арабского на английский, после чего предложили роль диктора. Руководителем его подразделения стало доверенное лицо лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади. Это указывает на внимание, которое уделяли радикалы качеству пропаганды.

Американский журналист Джеймс Фоули в Сирии. Его показное убийство на камеру стало важным элементом пропаганды ИГ Фото из личных архивов семьи репортёра

Начальник требовал, чтобы на видео с казнями присутствовали разные палачи, чтобы ни один из них не чувствовал себя исключительнее других. По словам Халифа, операторская группа выискивала подходящих людей для видео, путешествуя по «халифату». Они стремились найти боевиков разных национальностей, чтобы подчеркнуть разнообразность группировки. «Задача заключалась в том, чтобы не создать звёзд», — объясняет канадец.

Съёмочная команда готовила сценарий казней, а для записи использовала фотоаппараты, GoPro-камеры и дроны. Далее данные загружали на SD-карту и доставляли в офис, который располагался на вилле у реки Ефрат примерно в 20 километрах от города Ракка (считался столицей ИГ). Там запись монтировали, добавляли спецэффекты и снабжали закадровым голосом рассказчика.

Халифа утверждает, что не принимал участие в записи сцен, которые озвучивал. Порой они предполагали спуск камеры под воду, чтобы запечатлеть, как тонет жертва. «Я был лишь голосом», — настаивает канадец. По его словам, ему давали текст сценария, который он просматривал на наличие ошибок, а затем читал текст под запись.

Изначально для записи использовалась профессиональная студия со стенами, не пропускающими звук. Для работы со звуком использовалась профессиональная программа Magix Samplitude, а финальную версию ролика транслировали через переносную спутниковую антенну.

После американского авиаудара в конце 2014 года рабочий процесс перенесли в Ракку. Соратники террористов периодически перемещали студию между жилыми домами, рассчитывая, что близость к гражданским обезопасит их от авиаударов.

С потерей позиций ИГ команда покинула Ракку, но продолжала работать, полагаясь на спутниковую антенну. За несколько недель до задержания Халифа в группе медиа-специалистов состояли 20 человек. «Люди, которых я знал, согласились работать вне дома. Они всё ещё рисковали», — рассказывает канадец.

К моменту столкновения с сирийской оппозицией он уже оставил свою должность и вооружился. Во время одной из перестрелок мужчина остался один и получил ранение, после чего сделал то, как он утверждает, о чём раньше никогда не думал. «Я был измотан. Патроны закончились. Они продолжали призывать меня сдаться, и наконец я бросил оружие».

#терроризм #игил #общество #лонгриды