«Ей никто не мог сказать „нет“»: какой запомнилась погибшая в авиакатастрофе совладелица S7 Наталия Филёва
Одна из богатейших женщин России управляла главным в стране частным авиабизнесом и просила не пускать чиновников на бизнес-форумы.
Наталия Филёва Фото The Bell
31 марта при крушении самолёта в немецком аэропорту погибла одна из богатейших женщин России, совладелица компании S7 Наталия Филёва. Ей было 55 лет. Спустя сутки, 1 апреля, Следственный комитет возбудил уголовное дело об авиакатастрофе. В Германии пока только формируют международную группу для расследования — и её причина ещё долго будет неизвестна.
Точную причину крушения определят нескоро
31 марта при заходе на посадку в аэропорту Эгельсбах Франкфурта-на-Майне рухнул шестиместный самолёт Epic-LT, летевший из Франции. При происшествии погибла Наталия Филёва, совладелица S7 Airlines — крупнейшей российской частной авиакомпании, её отец и пилот. Изначально СМИ сообщили о гибели мужа и бизнес-партнёра Наталии, Владислава, но в авиакомпании вскоре эту информацию отвергли.
Спасатели достали останки жертв из самолёта, а следователи изучили место крушения: обломки разбросало в радиусе 20 метров. Причина произошедшего пока неизвестна. Детали первого предварительного отчёта планируют раскрыть для общественности 25 мая. Но и к этой дате вряд ли установят точную причину катастрофы: авиационные власти Германии допустили, что на выяснение потребуются «месяцы и даже годы».
Ситуация осложняется отсутствием бортовых самописцев на этом самолёте — на таких воздушных суднах это необязательно. Расследование проведёт международная комиссия, в которую войдут российские специалисты Межгосударственного авиационного комитета.
Осмотр места крушения самолёта Фото General Anzeiger
Производитель судна, Epic Aircraft, принадлежит одной из структур S7 Group. В 2015 году турбовинтовой самолёт Epic-LT попадал в аварию из-за неисправной стойки шасси.
Семья Филёвых создала одного из крупнейших авиаперевозчиков без помощи властей
«Они с Владом начинали буквально с нуля — у них вообще ничего не было», — говорит источник Forbes о Наталье и её муже. К началу 1990-х годов она работала в новосибирском банке и после получения лицензии занялась вместе с мужем ценными бумагами. Филёвы выкупали выпуски векселей местных заводов и в момент, когда те теряли возможность платить налоги, договаривались, что погасят долги в обмен на реальную продукцию. Так Наталия и Владислав получили первые самолёты.
Супруги согласились на предложение новосибирских властей и влезли в долги, чтобы получить контроль компании на основе авиаотряда «Сибирь». Но власти вопреки обещаниям не выкупили актив. В итоге семья осталась в гражданской авиации и скупила самолёты других перевозчиков-банкротов. Позднее она не раз прибегала к этой тактике. Пока Владислав отвечал за производство, Наталия поначалу выполняла роль его «ключевого второго мнения», сосредоточившись на коммерции и маркетинге.
«Сибирь» к 2002 году считалась второй среди российских авиакомпаний по пассажирообороту и первой — по объёму перевозок внутри страны. Однако перевозчика главным образом подкосили последствия трёх авиакатастроф со смертями, произошедших с 2001 по 2006 годы. Как писали «Ведомости», каждая трагедия привела к оттоку клиентов и убыткам примерно на 100 миллионов долларов.
После трагедий Филёвы по инициативе Наталии провели глобальный ребрендинг — «Сибирь» превратилась в S7 Airlines. Бренд изменился не только внешне: компания меньше тратила, «выигрывала на мелочах» и среди первых в мире внедряла новые сервисы, отметил The Bell. S7 первым в России открыл онлайн-продажу билетов и провёл сделку с использованием блокчейна.
На фоне кризиса семья рисковала потерять компанию из-за долгов — а государство предлагало частному перевозчику объединиться с «Аэрофлотом». В том числе благодаря двум миллиардным кредитам от «Альфа-банка» перевозчик выжил. S7 вынужденно сократил парк и маршруты, взял курс на экономию и достиг нулевого долга.
Тем не менее S7 осталась первым по пассажиропотоку после «Аэрофлота» и в целом главным частным авиационным бизнесом страны. В отрасли считают решающим фактором «настойчивость» Наталии и умение выйти из любой ситуации.
В 2016 году Владислав покинул пост гендиректора S7, чтобы заняться в том числе приобретённым плавучим космодромом.
Гибель Филёвой стала трагедией не только для близких, но и для отрасли
Forbes называл Филёву голосом российских предпринимателей при всей её скрытности и редких разговорах с журналистами. Она действительно была одной из главных женщин в отечественном бизнесе: попала в список 15 бизнесменов, изменивших восприятие России в мире, ввела S7 в тройку лучших авиакомпаний Восточной Европы и с 2017 года не покидала список Forbes — не менее с чем c 600 миллионами долларов на счету.
«Она нечасто выступает публично, практически не выступает с какими-то громкими заявлениями относительно тех или иных инициатив авиационных властей», — рассуждал глава аналитической службы компании «Авиапорт» Олег Пантелеев. Филёву не причисляли к серьёзным лоббистам отрасли: чаще Наталия действовала внутри структуры S7, но она во многом влияла на сферу гражданской авиации.
Показательным выглядит совещание во время кризиса вокруг «ВИМ-авиа», с которой S7 никак не был связан. Федеральный чиновник-очевидец рассказывал Forbes, что тогда Филёва сразу предложила вложить личные средства и развезти пассажиров по нужным городам: «Она была настолько сильна личностно, что ей никто не мог сказать „нет“, а ведь там сидели очень опытные в авиации люди, прожжённые. Слушали её как заворожённые и не могли ей противостоять».
Филёва поддерживала коллег, например, владельца «Домодедово», обвинённого в нарушении безопасности после теракта 2011 года в этом аэропорту: «[Там] очень законопослушные люди, на самом деле. Деньги выжимают с клиентов — да, есть такой недостаток. Но в самом аэропорту никакой коррупции». Также совладелица S7 призывала не звать чиновников на инвестиционные форумы, поскольку «на первых рядах должны сидеть те, кто готов принести деньги».
Они не делают бизнес, они не реальные люди. Вы говорите про борьбу с коррупцией, а я задаюсь вопросом — откуда у них деньги на костюмы и ботинки. У каждого костюм не меньше тысячи долларов стоит. Они красиво одеваются, делают какие-то тёрки между собой. У нас нет тёрок с мужчинами. Мы нужны этой стране.
Несмотря на критику чиновников, к семье Филёвой положительно относились и во властных структурах. «Они совсем порядочные бизнесмены и сделали весь бизнес своими руками. И они какие-то искренние люди», — сказал The Bell бывший глава администрации президента Александр Волошин и знакомый Наталии.
Филёва хоть и редко раздавала комментарии, но запомнилась журналистам открытым человеком. «Что поразило, в ней не было совершенно никаких понтов, было много обаяния и житейской мудрости (и в то же время было видно, что характер — ого-го), которые прекрасно сочетались с деловой хваткой и умением хорошо считать. Наталия много часов без остановки проговорила с незнакомыми людьми, и слушать её было бесконечно интересно», — вспомнила встречу с подписчиками The Bell основатель издания Елизавета Осетинская.
«У сотрудников S7 Group чета руководства Филёвых проходила под никами „папа“ и „мама“. Осиротели сегодня многие», — написал директор по перспективному развитию аэропорта Иркутска Андрей Андреев.
Перед катастрофой Филёва обсуждала с главой «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным первый испытательный полёт нового лёгкого транспортного самолёта Ил-112В. По словам чиновника, они регулярно общались и рассчитывали вместе создать «морскую» версию ракеты «Союз-5». Что будет с планами теперь, неизвестно.
#разборы #авиация #бизнес