Истории Сергей Звезда
30 991

«Ей никто не мог сказать „нет“»: какой запомнилась погибшая в авиакатастрофе совладелица S7 Наталия Филёва

Одна из богатейших женщин России управляла главным в стране частным авиабизнесом и просила не пускать чиновников на бизнес-форумы.

В закладки
Аудио
Наталия Филёва Фото The Bell

31 марта при крушении самолёта в немецком аэропорту погибла одна из богатейших женщин России, совладелица компании S7 Наталия Филёва. Ей было 55 лет. Спустя сутки, 1 апреля, Следственный комитет возбудил уголовное дело об авиакатастрофе. В Германии пока только формируют международную группу для расследования — и её причина ещё долго будет неизвестна.

Точную причину крушения определят нескоро

31 марта при заходе на посадку в аэропорту Эгельсбах Франкфурта-на-Майне рухнул шестиместный самолёт Epic-LT, летевший из Франции. При происшествии погибла Наталия Филёва, совладелица S7 Airlines — крупнейшей российской частной авиакомпании, её отец и пилот. Изначально СМИ сообщили о гибели мужа и бизнес-партнёра Наталии, Владислава, но в авиакомпании вскоре эту информацию отвергли.

Спасатели достали останки жертв из самолёта, а следователи изучили место крушения: обломки разбросало в радиусе 20 метров. Причина произошедшего пока неизвестна. Детали первого предварительного отчёта планируют раскрыть для общественности 25 мая. Но и к этой дате вряд ли установят точную причину катастрофы: авиационные власти Германии допустили, что на выяснение потребуются «месяцы и даже годы».

Ситуация осложняется отсутствием бортовых самописцев на этом самолёте — на таких воздушных суднах это необязательно. Расследование проведёт международная комиссия, в которую войдут российские специалисты Межгосударственного авиационного комитета.

Осмотр места крушения самолёта Фото General Anzeiger

Производитель судна, Epic Aircraft, принадлежит одной из структур S7 Group. В 2015 году турбовинтовой самолёт Epic-LT попадал в аварию из-за неисправной стойки шасси.

Семья Филёвых создала одного из крупнейших авиаперевозчиков без помощи властей

«Они с Владом начинали буквально с нуля — у них вообще ничего не было», — говорит источник Forbes о Наталье и её муже. К началу 1990-х годов она работала в новосибирском банке и после получения лицензии занялась вместе с мужем ценными бумагами. Филёвы выкупали выпуски векселей местных заводов и в момент, когда те теряли возможность платить налоги, договаривались, что погасят долги в обмен на реальную продукцию. Так Наталия и Владислав получили первые самолёты.

Супруги согласились на предложение новосибирских властей и влезли в долги, чтобы получить контроль компании на основе авиаотряда «Сибирь». Но власти вопреки обещаниям не выкупили актив. В итоге семья осталась в гражданской авиации и скупила самолёты других перевозчиков-банкротов. Позднее она не раз прибегала к этой тактике. Пока Владислав отвечал за производство, Наталия поначалу выполняла роль его «ключевого второго мнения», сосредоточившись на коммерции и маркетинге.

«Сибирь» к 2002 году считалась второй среди российских авиакомпаний по пассажирообороту и первой — по объёму перевозок внутри страны. Однако перевозчика главным образом подкосили последствия трёх авиакатастроф со смертями, произошедших с 2001 по 2006 годы. Как писали «Ведомости», каждая трагедия привела к оттоку клиентов и убыткам примерно на 100 миллионов долларов.

После трагедий Филёвы по инициативе Наталии провели глобальный ребрендинг — «Сибирь» превратилась в S7 Airlines. Бренд изменился не только внешне: компания меньше тратила, «выигрывала на мелочах» и среди первых в мире внедряла новые сервисы, отметил The Bell. S7 первым в России открыл онлайн-продажу билетов и провёл сделку с использованием блокчейна.

На фоне кризиса семья рисковала потерять компанию из-за долгов — а государство предлагало частному перевозчику объединиться с «Аэрофлотом». В том числе благодаря двум миллиардным кредитам от «Альфа-банка» перевозчик выжил. S7 вынужденно сократил парк и маршруты, взял курс на экономию и достиг нулевого долга.

Тем не менее S7 осталась первым по пассажиропотоку после «Аэрофлота» и в целом главным частным авиационным бизнесом страны. В отрасли считают решающим фактором «настойчивость» Наталии и умение выйти из любой ситуации.

В 2016 году Владислав покинул пост гендиректора S7, чтобы заняться в том числе приобретённым плавучим космодромом.

Гибель Филёвой стала трагедией не только для близких, но и для отрасли

Forbes называл Филёву голосом российских предпринимателей при всей её скрытности и редких разговорах с журналистами. Она действительно была одной из главных женщин в отечественном бизнесе: попала в список 15 бизнесменов, изменивших восприятие России в мире, ввела S7 в тройку лучших авиакомпаний Восточной Европы и с 2017 года не покидала список Forbes — не менее с чем c 600 миллионами долларов на счету.

«Она нечасто выступает публично, практически не выступает с какими-то громкими заявлениями относительно тех или иных инициатив авиационных властей», — рассуждал глава аналитической службы компании «Авиапорт» Олег Пантелеев. Филёву не причисляли к серьёзным лоббистам отрасли: чаще Наталия действовала внутри структуры S7, но она во многом влияла на сферу гражданской авиации.

Показательным выглядит совещание во время кризиса вокруг «ВИМ-авиа», с которой S7 никак не был связан. Федеральный чиновник-очевидец рассказывал Forbes, что тогда Филёва сразу предложила вложить личные средства и развезти пассажиров по нужным городам: «Она была настолько сильна личностно, что ей никто не мог сказать „нет“, а ведь там сидели очень опытные в авиации люди, прожжённые. Слушали её как заворожённые и не могли ей противостоять».

Филёва поддерживала коллег, например, владельца «Домодедово», обвинённого в нарушении безопасности после теракта 2011 года в этом аэропорту: «[Там] очень законопослушные люди, на самом деле. Деньги выжимают с клиентов — да, есть такой недостаток. Но в самом аэропорту никакой коррупции». Также совладелица S7 призывала не звать чиновников на инвестиционные форумы, поскольку «на первых рядах должны сидеть те, кто готов принести деньги».

Они не делают бизнес, они не реальные люди. Вы говорите про борьбу с коррупцией, а я задаюсь вопросом — откуда у них деньги на костюмы и ботинки. У каждого костюм не меньше тысячи долларов стоит. Они красиво одеваются, делают какие-то тёрки между собой. У нас нет тёрок с мужчинами. Мы нужны этой стране.

Наталия Филёва
совладелица S7 про чиновников, цитата по РБК

Несмотря на критику чиновников, к семье Филёвой положительно относились и во властных структурах. «Они совсем порядочные бизнесмены и сделали весь бизнес своими руками. И они какие-то искренние люди», — сказал The Bell бывший глава администрации президента Александр Волошин и знакомый Наталии.

Филёва хоть и редко раздавала комментарии, но запомнилась журналистам открытым человеком. «Что поразило, в ней не было совершенно никаких понтов, было много обаяния и житейской мудрости (и в то же время было видно, что характер — ого-го), которые прекрасно сочетались с деловой хваткой и умением хорошо считать. Наталия много часов без остановки проговорила с незнакомыми людьми, и слушать её было бесконечно интересно», — вспомнила встречу с подписчиками The Bell основатель издания Елизавета Осетинская.

«У сотрудников S7 Group чета руководства Филёвых проходила под никами „папа“ и „мама“. Осиротели сегодня многие», — написал директор по перспективному развитию аэропорта Иркутска Андрей Андреев.

Перед катастрофой Филёва обсуждала с главой «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным первый испытательный полёт нового лёгкого транспортного самолёта Ил-112В. По словам чиновника, они регулярно общались и рассчитывали вместе создать «морскую» версию ракеты «Союз-5». Что будет с планами теперь, неизвестно.

#разборы #авиация #бизнес

{ "author_name": "Сергей Звезда", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440\u044b","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","\u0430\u0432\u0438\u0430\u0446\u0438\u044f"], "comments": 31, "likes": 91, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 92002, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Tue, 02 Apr 2019 02:14:38 +0300" }
{ "id": 92002, "author_id": 2216, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/92002\/get","add":"\/comments\/92002\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/92002"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214351, "last_count_and_date": null }

31 комментарий 31 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
30

Я прям вижу как люди с «нуля» оплачивают долги заводов))

Ответить
8

— Я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого, — Рокфеллер :)

Ответить
5

Что ты начинаешь ? Бывший из администрации президента сказал же, что порядочные и честные люди, прямо, как путин

Ответить
2

Ну так во всех историях успехах опускается такая маленькая и незначительная деталь о начальном капитале и/или связях)

Ответить
4

обломки шестиместного самолёта разбросало в радиусе 20 километров

Прям 20 километров?

Ответить
8

ну почти

Ответить
1

И можно подумать что они (Филевы) никому чемоданчики не заносили ,чтобы свой бизнес отстоять. Да я думаю они кормили целую свору этих чинуш, от которых зависела их компания, так что все эти дорогие костюмы оплачены ей и такими же как она, а по факту стоимости всех этих дорогих костюмов в билетах, которые покупаем мы и поэтому у нас так плохо с авиацией и авиаперевозками.

Ответить
9

И это вина Филёвых?

Ответить
1

А чья еще? Преступным путем обогатились, далее построили свой бизнес на коррупции и скорее всего на других криминальных принципах, далее легализовались и стали такими прям белыми и пушистыми, как и большинство наших олигархов. Любой Усманов или какой-нибудь Потанин такой же честный бизнесмен как и эта Филева. Про Абызова уже нельзя так сказать, его слили.

Ответить
1

"скорее всего ". люблю проверенную инфу.

Ответить
0

Покажите мне крупный российский бизнес из 90-х в котором не было криминальной составляющей! Я удивлюсь. И даже в этой статье видны этапы которые проходила эта Филева, ни за чтотне поверю что она их преодолела только благодаря своей харизме и амбициозности. Я, благо, живу в этой стране и все это на моих глазах происходило. Видел я как делался бизнес в 90-е да и в начале нулевых не особо по другому было. Сейчас не знаю как, благо далек теперь от бизнеса и от всего что с этим связано.

Ответить
0

Ясно.
Понятно.

Ответить
0

"Да я думаю" - это домысел и утверждать "что все эти дорогие костюмы оплачены ей и такими же как она, а по факту стоимости всех этих дорогих костюмов в билетах" - попросту голословно

Ответить
0

"оплачены ей и такими же как она"
Возможно (хотя мы этого не знаем).
Тогда возможно, это и подстёгивало её неравнодушное отношение к чиновникам, кстати

Ответить
4

Схэма в общих чертах выглядела так...

Ясно понятно

Ответить
–31

Ни капли жалости рвачам летающим на шикарных и ненадёжных бизнес джетах

Ответить
8

Джет не шикарный был, так-то. Обычный частный самолёт.

(блятский тж с его блятским интерфейсом)

Ответить
1

Настолько не шикарный, что даже не джет.

Ответить
0

Нешикарно это перелёт обычным пассажирским лайнером. Всё остальное шикарно и недопустимо

Ответить
0

Обычный лайнер там не сядет, учи матчасть

Ответить
1

Слишком шикарно ей летать туда где обычный лайнер не садится

Ответить
–3

У сотрудников S7 Group чета руководства Филёвых проходила под никами „Папа“ и „Мама“.

Достаточно распространённая практика в расеянских предприятиях

Ответить
9

Достаточно распространённая практика в расеянских предприятиях

Напомни как какой у тебя там опыт работы в расеянских предприятиях

Ответить
0

Я ведь в вакууме живу, ага

Ответить
9

нихуя ты крепкий

Ответить
0

Супер-человек

Ответить
2

Человек человек

Ответить
3

«Производитель Epic-LT принадлежит одной из структур S7 Group и в 2015 году попадал в аварию из-за неисправной стойки шасси.»

Производитель попал в аварию?

Текст какой-то логически разодранный по частям. Видно, что автор разбирается и ему грустно, горят руки написать простым языком. Но...

Ответить
0

поправил, спасибо

Ответить
0

Сообщение удалено

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте важные новости первыми
Подписаться на push-уведомления