«У меня синдром фронтовика»: молодая учительница о сложностях работы с детьми, педагогами и родителями

Читатель TJ публикует рассказ Александры Зориной из Балабаново, где живёт чуть больше 25 тысяч человек.

В закладки
Аудио
Александра Зорина Фото пресс-службы конкурса «Учитель для России»

Я продолжаю знакомить читателей TJ с людьми, которые по долгу службы работают и живут в небольших городах и сёлах. В прошлый раз мы познакомились с Дмитрием Смирновым, который рассказал о своём опыте в школе города Малоярославец в Калужской области. В этот раз мы перемещаемся в школу №3 города Балабаново (тот же регион), где работала учитель истории и обществознания Александра Зорина.

О первых впечатлениях от города и школы

Я хорошо помню, как впервые приехала в школу, где мне предстояло работать. Мы свернули на машине с Киевского шоссе на улицу на окраине города и почти сразу оказались у школьного забора. Мне тогда это показалось очень неестественным: как будто город не имел своего укромного места, куда нужно доехать, а располагался вот так бесхитростно прямо вдоль шоссе. Сама школа стояла в сонной и пыльной полудеревенской местности. Асфальтовую дорогу, уходящую в глубину микрорайона, лишь условно можно было назвать таковой.

Директор после нашего подробного рассказа о себе моментально вынес вердикт: «Беру всех!». Опыт московских собеседований в крупных компаниях подсказывал мне, что его поведение, мягко говоря, легкомысленное. Молодые ребята почти без педагогического образования и опыта работы. Но жизнь была прозаичнее моих рассуждений. Дело было 25 августа, и если в школу не выходили работать мы, то дети оставались без учителей русского, истории и обществознания и географии. То есть никакой альтернативы нам просто не существовало.

Директор и завучи провели нас по школе. Надо сказать, что тогда её атмосфера показалась мне домашней, особенно в сравнении с другими школами в маленьких городах, в которых мне доводилось бывать. Небольшая, чистенькая, без пёстрых патриотических и агитационных стендов на стенах, из столовой вкусно пахнет пирожками. В процессе экскурсии директор рассказал, что школа имеет православно-патриотический уклон, но сразу оговорился, отреагировав на наше замешательство, что речь идёт только о культурных основах православия и воспитании патриотизма в подрастающем поколении. Мол, никого молиться мы тут не заставляем. Мне оставалось только поверить ему и принять предложение о работе, ведь у меня, как и у него, не было выбора: все вакансии учителей истории и обществознания, которыми располагала программа «Учитель для России» в Калужской области, были уже закрыты. Вот так судьба (или «Учитель для России») свела меня на два года с городом Балабаново и школой №3.

Первое сентября

С первых же дней моей балабановской истории поражало, как быстро местные жители были готовы устанавливать близкий контакт. Я была совсем чужой в этом городе, но многие люди, с которыми я была едва знакомилась, старались принять непосредственное участие в моей жизни. И дело тут было совсем не в моей скромной персоне, а в заведённом порядке общаться и взаимодействовать друг с другом просто потому, что вы оказались рядом, — в порядке, от которого отвыкли жители крупных городов.

Риелтор участливо и с любопытством расспрашивала о том, что же завело меня в Балабаново, о программе и щедро делилась со мной подробностями своего житья-бытья. После просмотра квартир она вместе с мужем подвезла меня на машине до станции и угостила кофе в ожидании электрички.

За несколько дней до начала учебного года я въехала в свежеотремонтированную квартиру в новостройке на окраине городка. В первые месяцы хозяйка пополняла квартиру необходимыми мелочами: то журнальный столик привезёт, то плафон для ванной. Каждый её приезд сопровождался расспросами о работе, личной жизни, и это никогда не выглядело неуместно, а происходило как-то легко, само собой. Общение в городе завязывалось буквально везде: в «Пятёрочке», в такси, в лифте.

В школе же, заходя после рабочего дня к кому-нибудь из коллег, нужно было готовиться не просто перекинуться парой фраз, а попить чаю, в подробностях обсудить день, выслушать свежие новости. Сначала такое обилие общения с малознакомыми людьми пугало, но со временем эти разговоры стали для меня своего рода терапией, реакцией на непростую окружающую действительность. Поделишься с кем-нибудь, улыбнешься, и вроде можно жить дальше.

Сертификаты участникам творческого кружка

У этой медали открытости и быстрого сближения была и другая — пугающая и порой опасная — сторона. В любой даже самой незначительной конфликтной ситуации люди зачастую моментально выходили из себя и проявляли невероятную агрессию. Крик, угрозы, трёхэтажный мат — это то, что ты можешь получить, например, за случайную парковку на чужом месте. Даже если ты готов исправить ситуацию, это никак не поможет: теперь ты обязан принять весь скопившийся гнев и напряжение рассерженного.

Чаще всего я сталкивалась с агрессией на школьных педсоветах. Учителя и администрация спускали друг на друга собак по любому поводу. Первые такие собрания мне казались чем-то экстраординарным, за чем обязательно должна последовать волна увольнений или еще каких-то неприятностей. Но оказалось, что это такая форма работы и взаимодействия в сложной ситуации. Никто не увольнялся, на следующий день все снова улыбались друг другу.

На уроке

Со мной дети вели себя практически как взрослые, этому не мешало различие наших ролей в школе и разница в возрасте. В первые месяцы работы я получала от учеников огромное количество сообщений во «ВКонтакте». Всем им не терпелось узнать обо мне как можно больше. Если я не отвечала или деликатно давала понять, что не готова так много рассказывать о себе, следовали обиды и упреки. В офлайне, то есть в школе, ситуация обострялась.

Школьный день — это почти месяц взрослой жизни, в нём высокая интенсивность событий и очень частая смена настроений. Вот урок, который я проживаю с детьми душа в душу, и в конце дня на столе обнаруживаю трогательные записки типа: «Мы вас любим. 5 „А“». А вот конфликт с учеником, после которого телефон разрывается от уведомлений во «ВКонтакте» от некого анонима (но я точно знаю, что это тот самый ученик), который поливает меня грязью, называет ничтожеством и использует непечатные эпитеты. Эта контрастность эмоциональной жизни мучила и сводила с ума особенно в первый год работы. Хотя она была далеко не единственной сложностью.

Ученики школы №3

Мотивация и поиск себя

Я пришла в школу с абсолютно идеалистическими установками. Для меня учительство стало выходом из жизненного и профессионального тупика, когда всё казалось ненастоящим, не заслуживающим моего времени и усилий, потому что это никому не помогало и никак не делало мир лучше, а скорее наоборот. Ролевыми моделями стали учителя из моей московской гимназии — интеллигентные, стоящие на гуманистических основах как в своей профессии, так и в жизни в целом. Меня также вдохновляли рассказы папы о моей прабабушке, которая в послевоенные годы возглавляла профсоюзное движение работников дошкольных учреждений и детских домов и которая бесстрашно отправлялась в глубинку оказывать помощь работникам просвещения. Ещё я была наполнена мудростью Летнего института и энергией лагеря «Территория лета», моего первого опыта работы с детьми, и если не верила, то очень надеялась, что я обречена на успех.

Больше всего места в багаже при переезде из Москвы заняли книги. Я представляла, как вечерами погружаюсь в тексты, чтобы на следующий день делиться знанием с детьми, которые слушают меня, затаив дыхание. Уже первого сентября мои мечты разбились о реальность.

В большинстве своём дети не хотели учиться и не видели в знании никакой ценности. Этому способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, многие дети (например, из семей со сложной жизненной ситуацией или дети из цыганского поселка) приходили в первый класс совершенно не готовыми к началу учебы, им требовалась «нулёвка», психологическая и практическая подготовка к школе. Но у школы нет возможности организовать такой курс, поэтому ребята вынуждены тянуть основную программу. Проблемы с успеваемостью, а, следовательно, и с интересом к обучению появляются уже в начальной школе. Логично, что в 5-7 классе от ребят, которые плохо умеют читать, сложно ждать большого рвения к учёбе и знаниям. Каждый урок был для них пыткой.

Во-вторых, жизнь многих моих учеников была полна сложностей, о которых я не подозревала на входе в школу. Например, один мой шестиклассник, который и без того постоянно попадал в какие-то передряги, регулярно исчезал на пару недель, а потом как ни в чём ни бывало возвращался за парту. Оказалось, что мать мальчика умерла, а отец — запойный алкоголик с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Пока отец пил, парень за ним ухаживал дома. Какой уж тут интерес к средневековым соборам.

Поначалу мне казалось, что если наладить контакт с родителями, то можно совместными усилиями помогать ребенку преодолевать сложности, с которыми он сталкивается в школе. На первое родительское собрание я пришла тщательно подготовленной, чтобы детально обсудить с каждым из родителей ситуацию и выработать комплекс мер по её решению. На собрание пришло по 4-5 человек от каждого класса, то есть менее четверти всех родителей. И, естественно, это были те взрослые, у детей которых не возникало особенных сложностей с поведением и учёбой. Я пыталась звонить остальным родителям или писать SMS, но мне либо не отвечали совсем, либо отвечали в духе: «А чего вы от меня хотите? Вы учитель, вот и воспитывайте». Когда таких родителей всё-таки удавалось привести в школу (обычно это были уже экстренные ситуации: например, накануне комиссии по делам несовершеннолетних), конструктивного диалога всё равно не получалось.

Я видела уставших от жизни, стыдливо прячущих глаза взрослых, которые так и остались детьми. Им порой было сложно справиться с собой, не то что со своим ребенком. Многие матери и отцы на таких «чрезвычайных» собраниях не выдерживали потока критики и плакали.

За первые три месяца работы я настолько погрузилась в эти детские и взрослые истории, что загнала себя в самую настоящую депрессию, буквально не могла встать с кровати. Уроки не получались, помочь хотелось всем вокруг, а становилось только хуже и беспросветнее. И ещё заканчивались силы от постоянного недосыпа.

Мрачным ноябрьским днём, когда я возвращалась из школы через недружелюбные промзоны и голые огороды с покосившимися заборами, меня посетила мысль о побеге. Вспоминался стильный офис на Большой Дмитровке и нарядные улицы центра Москвы. Но бежать было тоже страшно, а ещё очень стыдно. Так я решила начать все сначала. В этот непростой момент большую поддержку оказала коуч, которая посоветовала не фокусироваться на провалах, а вести список маленьких побед и действовать адресно. И это был всего лишь первый кризис из многочисленных, случившихся за два года. Но мысли о побеге больше не посещали.

На уроке истории

Я стала фокусироваться на уроках и вообще любых формах педагогической работы, интересных для всех детей вне зависимости от их уровня. Пришлось полностью отказаться от свойственной и близкой мне академичности и перестать мечтать об идеальных уроках «по плану». Реальностью стали хорошо спланированные импровизации и готовность к тому, что всё может пойти не так в любой момент.

Хорошо в этом помогли рекомендации методистов, которые предлагали давать разноуровневые задания (например, кто-то учится читать текст, а кто-то выходит через текст на уровень анализа и обобщений), вводить элементы театрализации, групповой работы и взаимного обучения. Мне сложно оценить истинную эффективность своих уроков, но я считаю, что вовлечённость детей, которые обычно предпочитают оставаться в стороне, дорогого стоит.

На школьной конференции «Мысли вслух»

Как я искала подход к ученикам

Особенно яркими получались некоторые уроки истории. Исторический контекст — это всегда благодатная почва для всякого рода экспериментов. В конце блока по Смутному времени мы ставили с семиклассниками на уроках сценки по пройденному материалу: весь класс делился на группы, каждая из которых ставила свой эпизод. И мальчики, и девочки бились за роли лжедмитриев и царей, охотно становились участниками польско-шведской интервенции и страдающим от тягот Смуты народом. Участники одной из групп так вжились в роли, что в финале выступления вынесли за руки и за ноги «Лжедмитрия» из класса в коридор.

Уроки обществознания я вела только в первый год своей работы в школе (в 5-7 классах). В пятых-шестых классах мы много работали на базе предлагаемого материала (темы «Семья», «Дружба», «Школа») над такими важными аспектами, как эмоциональный интеллект (разбирали типичные ситуации во взаимоотношениях и пытались анализировать собственные реакции и возможные последствия), тайм-менеджмент (составляли график дня, учились распределять время). Ребятам было это близко и понятно.

Сложности начинались в 7 классе, где проходят основы государственного устройства. Эти абстракции ребятам были совершенно не близки. В их понимании (и мне кажется, что мне так и не удалось доказать им обратное) в стране есть один человек, который принимает все решения — это президент. Все остальные органы власти занимают исключительно подчиненное положение и их работа в целом не так уж важна. Хорошо удавалось поработать только над экономическим блоком, где у ребят была возможность создать собственное предприятие и разработать план его развития.

На выезде в Сколково

Ребятам оказалась очень близка идея собственного бизнеса, но мыслили они в основном категориями палатки с шаурмой и автомойки. Мне хотелось расширить их представления о том, чем вообще можно заниматься, и я организовала для них поездку в Московскую школу управления Сколково. Первый культурный шок у ребят вызвало количество дорогих иномарок на парковке у зданий сколковского университета: они никогда не видели их в таком количестве. Второй — c тем, что взрослые состоявшиеся люди готовы платить большие деньги за продолжение обучения. И, конечно, их воображение поразило само здание, атмосфера, проекты, которые разрабатываются студентами и выпускниками. На дереве желаний в офисе команды Сколково многие ребята писали, что хотят вернуться сюда студентами.

Наверное, самой подходящей метафорой для моего опыта работы в школе маленького города будет восхождение на горную вершину. Каждый уступ грозил опасностью, дорожки петляли и часто приводили в тупик, но есть ощущение, что вершина мне покорилась. После первых полугода работы я перестала пытаться потушить все пожары: обвыклась и поняла, что то, что является трагедией для меня, норма жизни для моих учеников. Поэтому становиться пожарным нужно, когда тебя об этом впрямую просят. Это не значит, что я не пыталась помочь сама, но когда мои многочисленные попытки помочь отвергались, я от активных действий переходила в режим ожидания.

У меня никак не получалось найти общий язык с одним восьмиклассником. Ершистый парень, который даже на уроках матерился как сапожник. Поговорить с ним никогда отдельно не удавалось, сбегал. А родители мальчика предложили мне давать ему подзатыльники, «чтоб знал свое место», и не приняли моей гуманистической позиции, расценили как слабость и неумение себя поставить. Отец и мать появились снова в моем кабинете спустя полгода, полностью отчаявшиеся. Они били парня дома чуть не каждый день, в ответ он начал сбегать и прогуливать школу. Осознав, что рукоприкладство не работает, а по-другому у них не получается воздействовать на ребенка, они попросили о помощи. Я организовала для них психологическую консультацию. Через месяц родители пришли к психологу вместе с мальчиком.

Умение ждать и не требовать быстрых результатов стали в отдельных случаях залогом успеха. Я помню ученика, который поначалу молчал на уроках и отказывался отвечать. По письменным работам было заметно, что ему непросто формулировать собственные мысли. Я подозревала у него дислексию в том или ином виде. Но ребёнок очень тянулся ко мне и стал спрашивать, что ему сделать, чтобы подтянуть историю. Как потом рассказал, «чтобы не быть таким дурачком перед вами», стал спрашивать, что ему сделать. Я советовала разные научно-популярные издания, присылала ссылки на интересные ролики, а потом мы обсуждали прочитанное и увиденное. Может быть, эти обсуждения или просто обретённая уверенность в собственных силах ребенка немного раскрепостили: на уроках стал по собственной инициативе отвечать, тексты стали более стройными. К концу второго года я уговорила ученика поехать на конференцию «Мысли вслух» в Москву с собственным докладом. Это был настоящий момент преодоления всех своих внутренних страхов и полная победа для нас обоих.

Конец моей балабановской истории

Последние полгода в Балабаново мне постоянно хотелось оттуда уехать. Я очень устала, и глаз цеплялся за самые неприглядные стороны жизни и работы: нечищенные улицы, грязь у станции, пьяницы с разбитыми лицами, неустроенность быта (в городе часто отключали горячую воду), откровенное хамство на уроках со стороны некоторых учеников. Сжимала кулаки до белых костяшек и шептала себе: «Держись». На силе воли и чувстве долга дотягивала последние свои проекты: школьный музей и подготовку старшеклассников к экзаменам.

В музее Балабаново

Проект школьного музея стал для меня настоящей отдушиной. В конце первого года работы мне было очень горько от того, что я достигла таких скромных результатов (мои классы очень плохо написали Всероссийскую проверочную работу, из-за чего я страшно переживала), и мне очень хотелось доказать себе и своим коллегам, что я чего-то да стою. Я поинтересовалась у администрации, а чего, собственно, школе не хватает, в чём я могу быть полезной. Оказалось, что уже много лет коллеги вынашивали идею школьного музея, которая не воплощалась по причине отсутствия ресурсов — и человеческих, и материальных. Открытие музея стало бы не только важной вехой в развитии школы, но и перевело бы ее в другую категорию финансирования.

Сначала деньги для музея я решила поискать, участвуя в конкурсе «ТОПшкола» «Рыбаков Фонда». Я не выиграла конкурс, но зато создала обширную стратегию развития музея в виде культурного центра микрорайона. Первая часть программы реализовывалась на второй год работы в школе.

Заседание музейного кружка

Я создала музейный кружок (туда приходили в основном ребята из неблагополучных семей), который занялся сбором экспонатов. За год мы собрали совместными усилиями около сорока: от денег из разных периодов (дети принесли монету екатерининской эпохи, найденную в огороде частного дома) до школьных артефактов советских времен (арифмометр, знамёна). Мы оформляли стенды, брали интервью у действующих и бывших учителей школы. Ещё кружок дважды выезжал на другие площадки (музей истории города Балабаново и музей «Диорама Великое Стояние на реке Угре»), чтобы посмотреть, как организована их работа — некоторые ребята таким образом впервые посетили какой-либо музей.

В музее  «Диорама Великое Стояние на реке Угре»

С помощью краудфандинга я собрала денег (большое спасибо за помощь моим друзьям!), которые пошли на закупку музейного оборудования: стендов, табличек, перекидных конструкций и тому подобного. К сожалению, музей открыли уже после моего окончания работы в Балабаново: мне не хватило сил и времени довести до конца начатое, но я горжусь тем, что труд целого года не остался напрасным, что коллеги поверили в саму идею и завершили её претворение в жизнь.

Музей после открытия

Осознание, что моя история в Балабаново заканчивается, пришло ко мне только на последнем звонке. Меня в сторонку отвёл один из самых хамоватых девятиклассников-выпускников (в сторонку — чтобы не потерять авторитет в глазах одноклассников) и сказал:

— Александра Евгеньевна, вот помните, когда я ничего не делал на уроке, а вы на перемене мне сказали, чтоб я не боялся ошибаться и пробовал? Ну типа, когда маленькие учатся ходить, они постоянно падают, а родители их не ругают, а просто ловят и снова ставят на ноги? Помните?
— Помню. (Я позабыла об этой истории)
— Я вот тогда понял, что у меня всё получится. Спасибо!

Этот парень завалил все выпускные экзамены, но после пересдач все-таки выпустился из девятого класса.

Сейчас я часто вспоминаю Балабаново и маленькую школу на окраине города. Вспоминаю детей. И мне очень хочется вернуться. Один мой друг сказал, что у меня синдром фронтовика: побывав на передовой, тяжело вернуться в привычное русло. Так и есть. Потому что со всей глубиной горя и со всей силой искренней радости в Балабаново я увидела настоящую жизнь, без московских условностей и без прикрас, честную и оттого незабываемую.

Выражаю огромную благодарность Русине Лекух за помощь в организации этой публикации, Александре Зориной за рассказ и Сергею Звезде за редактуру текста.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Евгений Круглов", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430","\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439\u043e\u043f\u044b\u0442","\u0434\u0435\u0442\u0438"], "comments": 32, "likes": 89, "favorites": 41, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 97071, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 15 May 2019 12:51:00 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
Секс и отношения
TJournal, о котором вы мечтали: с анонимностью и тёмной темой! 🖤
Подписаться
Подписан
Отписаться
0
{ "id": 97071, "author_id": 15414, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/97071\/get","add":"\/comments\/97071\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/97071"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 214351, "last_count_and_date": null }
32 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
13

Я видела уставших от жизни, стыдливо прячущих глаза взрослых, которые так и остались детьми.

Жиза пиздец

Ответить
6

на этом моменте кольнуло что-то внутри

Ответить
6

Ток щас понял что это какой то подсайт Круглов

Ответить
1

Подписывайтесь на канал, ставьте стрелку вверх

Ответить
4

откровенное хамство на уроках со стороны некоторых учеников

Удивляюсь людям, которые идут в учителя. Они не помнят, как их быдло-сверстники травили других учеников и учителей?
Идти учителем средней школы = получать издевательства за спиной от мудаков пуберантного возраста.
Закрытые коллективы - это вообще самое днище человеческого социума.

Ответить
3

Пубертатного, Михаил.
Эх, у вас почти получилось...

Ответить
1

Кто о чем, а Давыдов о травле

Ответить
0

именно поэтому ты сидишь на тижэ

Ответить
3

Спасибо за рассказ.

Ответить
3

В школе сейчас работать трудно потому, что 60% времени ты занимаешься никому не нужной лишней имитацией деятельности, которая тратит твое здоровье, влияет на психику и страшно раздражает. Именно этот фактор "бессмысленного нахождения в болоте" часто становится причиной побега.

Ответить
2

Норм, поставил лоис

Ответить
0

Логично, что в 5-7 классе от ребят, которые плохо умеют читать, сложно ждать большого рвения к учёбе и знаниям. Каждый урок был для них пыткой.

Какая-то жопа. Я тоже ни в какую "нулёвку" не ходил, но читать к 5-то классу трудно не научиться.

Ответить
0

Какая-то жопа это вот

В их понимании (и мне кажется, что мне так и не удалось доказать им обратное) в стране есть один человек, который принимает все решения — это президент. Все остальные органы власти занимают исключительно подчиненное положение и их работа в целом не так уж важна.

Ответить
1

Не сказал бы что это далеко от истины в авторитаризме-то

Ответить
1

Особенно вкупе с тем, что некоторым детям трудно читать в 5 классе

Ответить
2

Растут малограмотные холопы, которые верят только в царя.

Ответить
2

Ну всё по методичке Ивахнова же, их родили потому что могли и стараются, цитирую: "Воспитать хороших людей".

Ответить
0

Первые такие собрания мне казались чем-то экстраординарным, за чем обязательно должна последовать волна увольнений или еще каких-то неприятностей.

Это она ещё не видела как учителя математики с бухгалтерами срутся.

Ответить
2

Ого! Материал высокого класса на ТЖ. Даже плюс поставить не лень.

Ответить
1

Читатель TJ публикует рассказ

Как оно, говорить о себе в третьем лице?

Ответить

Комментарий удален

1

Учитель здорового человека

Ответить
–1

Сейчас я часто вспоминаю Балабаново и маленькую школу на окраине города. Вспоминаю детей. И мне очень хочется вернуться.

Никакой это не синдром фронтовика. Это знак того, что человек был на своем месте.

Ответить
1

Хотелось бы вернутся - вернулась. Это пустая патетика. и хорошая мина а-ля всегда буду скучать по вам (в сторону: слава богу завтра уезжаю)

Ответить
0

Да, только переезжать в такие города и работать за нищенскую зарплату без допфинансирования от "Учитель для России" ни один дурак не будет, независимо от желания.

Ответить
0

Идут же люди в учителя и без этой программы.
И многие даже не просто в учителя, а в дефектологи, например.

Ответить
0

Человек всегда будет искать жизнеспособные места, особенно если знает и видел что они существуют. Находился ли он на своем месте или нет, в месте где нет нормальных условий для жизни, второстепенно

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Хорошая статья, всё по делу, без прикрас.

Ответить
0

Адище, ну такое в любой глубинке. Беда что мы мегабогатая страна, а эти города рядом с москвой

Ответить
0

Всё так.

В прошлой публикации, учитель собирал пожертвования и с помощью учеников сделали школу чуточку лучше и красивей. У самой школы денег нет, хотя до Москвы рукой подать на простой электричке (пара часов и 300р стоимость билета).

Зато храмы строим на бюджетные деньги

Ответить
0

Я читал

Ответить
Обсуждаемое
Новости
В Британии героям телешоу предложат съесть своих питомцев
Британский телеканал Channel 4 запускает новое шоу, которое будет называться Meat the Family, призванное побудить людей задуматься об отказе от употребления мяса, заставляя выбирать между поеданием домашних животных и вегетарианством.
Новости
«Медуза» нашла спонсора, из-за которого ФБК признали «иностранным агентом». Он не смог объяснить причину перевода
Кикбоксёр из Испании Роберто Монда не ответил на вопрос, как нашёл реквизиты, не зная русского языка.
Истории
«Мы вкладываем душу в детей»: монолог воспитателя детского сада в небольшом российском городе
В чем отличия современных детей от миллениалов, насколько низкой может быть зарплата и почему героиня ещё не уволилась.
Популярное за три дня
Интернет и мемы
Penmanship Porn: коллекция видео с каллиграфией, приносящей эстетическое удовольствие
Пользователи Reddit уже семь лет записывают демонстрации своего красивого почерка, приравнивая ощущения от просмотра к «порно».
Истории
Человек, который хотел исчезнуть: загадка жизни и смерти Питера Бергманна, которую не могут решить уже десять лет
В 2009 году тело мужчины нашли на пляже в Ирландии. С помощью камер удалось восстановить его последние дни, но остальное прошлое будто «стёрто».
Новости
Илон Маск выступил на краснодарском форуме по видеосвязи
Он заявил, что «когда-нибудь в будущем» может открыть в России производство Tesla.
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ]