Истории
Артём Мазанов

Репортаж: Весенний споттинг в «Пулково» и работа центра оперативного управления аэропорта

На закрытую территорию пригласили фотографов, которые познакомились поближе с рабочим процессом воздушной гавани.

Здесь и далее — фото Анастасии Харичевой, TJ Boeing 737-505 авиакомпании «Белавиа»

В мае в аэропорту Петербурга «Пулково» прошёл весенний споттинг — отобранные пресс-службой фотографы попали на закрытую территорию, где смогли поближе познакомиться с работой воздушной гавани и пофотографировать самолёты с максимально близкого расстояния.

Споттинг — увлечение, которое заключается в наблюдении за самолётами и другими транспортными средствами. Помимо фотографии воздушных судов, споттеры используют специальные сайты, на которых отслеживают движение лайнеров.

Петербургский аэропорт Пулково организовывает такие мероприятия регулярно — четыре раза в год. Первый споттинг прошёл в Петербурге в 2012 году.

Для фотографов споттинг — возможность посетить аэродром, познакомиться с жизнью аэропорта изнутри, узнать о процессе обслуживания самолётов и главное – пополнить личную коллекцию новыми кадрами. Чтобы сделать мероприятие уникальным и интересным, аэропорт каждый раз предоставляет участникам новые точки съёмки, организует тематические экскурсии, проводит конкурсы на лучшее фото совместно с авиакомпаниями.

Помимо «Пулково», аналогичные мероприятия проводят и другие российские аэропорты: «Домодедово», «Шереметьево», новосибирский «Толмачёво», воздушные гавани Иркутска, Мурманска и с недавних пор Симферополя.

Весенний споттинг в «Пулково»

Аэропорт проводит мероприятие раз в сезон. Анонс размещается заранее во всех официальных сообществах «Пулково» в социальных сетях. В этот раз пресс-служба аэропорта отдала максимальное количество мест тем, кто ни разу не принимал участие в споттинге. Некоторые фотографы, судя по их разговорам, специально прилетели в Петербург, чтобы попасть на территорию «Пулково».

Прежде чем попасть на аэродром, все участники прошли досмотр, точно такой же, как перед посадкой в самолёт. Безопасность превыше всего.

Boeing 747-400 авиакомпании «Россия»

Сотрудники аэропорта провели вводный инструктаж, где рассказали правила пребывания на перроне, информацию о бонусах, которые подготовили партнёры споттинга: Utair пообещала вручить сертификат на перелёт туда-обратно автору лучшего снимка своего лайнера, Azur air — призы за три лучших фотографии, а отель Park inn — проживание в номере «люкс» за лучший кадр этого номера.

Путешествие по территории аэропорта началось с «Перрона №1». Это один из основных перронов, на которых производится обслуживание пассажирских самолётов. Всего в аэропорту их семь — некоторые используются, например, для частных рейсов и грузовых лайнеров.

В течение дня бывают моменты, когда в аэропорту используют только одну из двух взлётно-посадочных полос для одновременной отправки и приёма авиалайнеров. Споттеры как раз попали в этот промежуток и наблюдали за интенсивным движением с одной точки. Но в аэропорту рассказали, что это не было час-пиком, несмотря на то, что интервалы между самолётами достигали пары минут.

С этой же площадки споттеры увидели посадку самого крупного лайнера этого дня — Boeing 747-400.

Boeing 747-400 — двухпалубный лайнер, число посадочных мест достигает 522, в зависимости от модификации самолёта. Крейсерская скорость — 913 км/ч.

После завершения съёмки на этой точке был организован небольшой перекус, споттеров отвезли в столовую для сотрудников аэропорта. Гастрономический партнёр споттинга — ирландский паб Irish Pub, расположенный на первой этаже централизованном пассажирского терминала Пулково, угостил всех сэндвичами, круассанами и напитками. В течение следующих 30 минут все отдыхали, кушали и общались. Приятным сюрпризом стали цены в столовой, где полноценный обед стоит чуть дороже 200 рублей при больших порциях.

Boeing 777-300 авиакомпании «Россия»

Третья остановка стала новой для споттеров — аэропорт разрешил всем подняться на крышу «Центра оперативного управления аэропорта». Корреспонденты TJ смогли попасть внутрь центра, где сотрудники аэропорта провели экскурсию и рассказали о работе его диспетчеров.

С крыши открывается хороший обзор на первую ВПП с одной стороны и первый перрон — с другой. Помимо этого, споттеры могли наблюдать работу наземных служб аэропорта: выгрузка и погрузка багажа, проезд пожарных машин и автомобилей сопровождения (пилот вправе запросить у аэропорта такой автомобиль, за которым самолёт будет рулить до места стоянки, как правило, этим пользуется экипаж из других стран).

Интересным наблюдением стал взлёт Boeing 747, лайнер сопровождали две пожарные машины. Возможно, когда улетает такой самолёт, наземные службы аэропорта работают в «усиленном» режиме.

Boeing 777-300, Airbus A319 авиакомпании «Россия» и CRJ-100  авиакомпании RusLine

После его взлёта сотрудники аэропорта рассказали, что скоро приземлится Boeing 777. По своим масштабам он не уступает 747, хоть и имеет меньшее число посадочных мест.

Boeing 777-300 — длина самолёта составляет 73,9 метра, что на три метра больше, чем у 747. Вместимость лайнера достигает 457 мест, в зависимости от модификации.

Четвёртой остановкой стала вторая взлётно-посадочная полоса. Аэропорт поменял курс взлёта, и лайнеры начали садиться с другой стороны ВПП. В аэропорту уточнили, что, как правило, взлёт и посадка осуществляются против ветра. За изменение курса отвечают диспетчеры Государственной корпорации по организации воздушного движения.

На этой точке споттеры сделали общую фотографию и получили подарки от аэропорта — фирменные бейсболки. Некоторые уже немного устали и просто смотрели за самолётами, убрав камеры.

Последней остановкой, уже за территорией аэропорта, стал отель Park Inn. Споттеров сначала пригласили внутрь, где можно было перекусить. После фотографы поднялись на крышу, откуда открывается вид на две ВПП, сам аэропорт и на город. Споттерам показали стандартный и люкс номер, цена которых составляет 14 и 24 тысячи рублей. Сотрудницы отеля объяснили эту стоимость приближающимся Петербургским международным экономическим форумом и «сезоном».

Работа центра оперативного управления аэропорта

Корреспондентов TJ пригласили в «Центр оперативного управления аэропорта» (ЦОУА). Не стоит путать его с вышкой «Командно-диспетчерского пункта», где работают сотрудники, которые не относятся к аэропорту, а трудятся в «Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации» и управляют воздушным движением

Сотрудники центра сообщают экипажу, может ли использоваться взлётно-посадочная полоса по погодным условиям. При этом, решение о взлёте и посадке принимают пилоты.

В ЦОУА находятся сотрудники аэропорта, которые отвечают за работу наземных служб:

Распределение багажа

Диспетчер отвечает за отслеживание багажа на всех этапах технологической обработки. Он назначает задания грузчикам, а также следит за своевременной выдачей багажа пассажирам. В своей работе сотрудники аэропорта используют «График Ганта», это позволяет следить сразу за всеми заданиями.

В «Пулково» рассказали, что существует три режима обработки багажа убывающих пассажиров: самостоятельная (используется для малых воздушных судов), поштучный (большинство рейсов) и контейнерный (применяется для больших воздушных судов).

Распределение мест стоянок, выходов на посадку и в зимнее время — площадок для противообледенительной обработки

Каждая стоянка в аэропорту имеет свои геометрические характеристики. Задача сотрудника центра не допустить, чтобы большой самолёт направили на маленькое для его габаритов парковочное место.

На одном из мониторов отображаются все воздушные суда, которые включили код автоответчика. Это помогает отследить, что самолёт покинул стоянку и на его место можно поставить другой лайнер. На другом мониторе — движение воздушных судов в радиусе 30 километров.

Кстати, высадка пассажиров через телетрап или с помощью автобуса определяется авиакомпанией. При этом аэропорт «Пулково» самостоятельно, при наличии свободных мест, размещает воздушное судно к телетрапу, потому что это быстрее, чем использовать автобусы и удобнее для пассажиров.

Помимо этого, диспетчер отвечает за автоматическую парковку самолётов. После того, как воздушное судно подъезжает на стоянку с телетрапом, система его «захватывает» и показывает экипажу, сколько ему осталось ехать до точки остановки, и регулирует курс лайнера. На тех стоянках, где такой системы нет, сигналы экипажу с земли подаёт сотрудник аэропорта. В воздушной гавани отмечают, что автоматическая система очень облегчает работу наземных служб .

Распределение автобусов для пассажиров

Аэропорт использует несколько моделей автобусов, в зависимости от размера воздушного судна и возможностей обслуживания авиакомпании. Вместимость самого большого автобуса — 110 пассажиров, автобусы поменьше вмещают до 75, самые маленькие — до 65.

Диспетчер отслеживает автобусы на территории аэропорта. Аэропорт автоматизировал выдачу таких заданий — водители автобуса принимают их через планшет. При этом, квитанцию о приёме задания водитель отправить в центр не может, поэтому приходится передавать информацию по рации. «Так или иначе, 50% голосового обмена мы убрали», — отмечают сотрудники центра.

Распределение технических ресурсов

Диспетчер координирует работу тягачей, водозаправочных машин, а зимой также противообледенительных автомобилей. В аэропорту есть ряд стоянок, с которых самолёты могут вырулить на взлёт без тягача, в других случаях — их выпускает тягач. Это обусловлено как техническими характеристиками (самолёт не может самостоятельно ехать назад), так и безопасностью, нельзя включать двигатели слишком близко к постройкам.

Диспетчер контроля

Единственный диспетчер, который не распределяет и не управляет процессами. Его задача — координировать работу всех служб и взаимодействовать с авиакомпаниями, которые через данного диспетчера могут вызвать определённые службы.

Фотографии

#фоторепортажи #пулково #петербург #фото #аэропорты #лонгриды