Истории Аниме
6 421

Искусство японской анимации: взгляд изнутри

Первый долгожданный лонгрид.

В закладки
Аудио
Ключевая анимация сериала «Академия Ведьмочек»

Вы когда-либо задумывались, как создаются ваши любимые фильмы и сериалы? Для большинства этот процесс остаётся за кадром, но сегодня мы развеем пелену тайны.

Подготовительный этап

Как и везде, всё начинается с подготовки, во время которой определяется идея будущего произведения. Этап подготовки делится на три части:

  1. Планирование проекта
  2. Создание сценария
  3. Дизайн персонажей

Давайте разберём каждую по отдельности.

1. Планирование проекта

Проект начинается с идеи и людей, которые хотят её реализовать — команды. Это самый первый и самый скучный для нас этап. После выбора идеи решается состав команды, а также начинается поиск спонсоров.

Офис студии P. A. Works

Режиссёры — люди, которые стоят у истоков проекта. Обычно они больше бизнесмены, нежели творческие деятели. По факту, многие авторы, которые хотят завершить своё активное творчество, уходят на эту роль. Они организуют рабочий процесс и генерируют идеи.

Великолепный пример деятельности режиссёров — это создание сериала «Девочка-волшебница Мадока». Продюсер проекта Атсухиро Иваками просто подумал: «Я бы хотел увидеть шоу о девочках-волшебницах под руководством Акиюки Симбо».

Финансовая сторона

Позволю себе отвлечься от темы и немного рассказать о ситуации в индустрии.

Аниме, несмотря на свою простоту, довольно дорогая вещь — стоимость одного эпизода может достигать 50 миллионов йен (примерно 30 миллионов рублей).

150 миллионов рублей
Примерная стоимость 13-серийного сериала

Эта сумма вытекает из многих факторов, например: зарплаты команды аниматоров, работы сэйю (прим. — японские актёры озвучивания) и стоимости трансляции по телеканалам.

Вы, вероятно, знаете, что аниме-индустрия чрезвычайно переполнена продукцией для фанатов: плакатами, фигурками, ковриками для мыши, дополнительными эпизодами на DVD.

Конечно, основным источником дохода сериалов является рекламный блок в середине серии, при трансляции на телевидении. Помимо этого, в эпизодах часто используют скрытую рекламу. Например, когда персонажи пользуются одной маркой телефонов.

Создание аниме требует гигантских сумм, в то время как доход не всегда окупает затраты. В последние годы многие студии обанкротились. Из-за этого им приходится организовывать мероприятия и продавать товары, чтобы получить больший доход.

Аниме: «Бездомный бог»

Ироничным является факт того, что работа аниматора является низкооплачиваемой. Поэтому студии выполняют часть работы заграницей: в Корее или Тайване. Японская ассоциация аниматоров опасается за развитие аниме в стране, поэтому для укрепления конкурентоспособности и развития молодых талантов создали программу обучения молодых аниматоров, которая финансируется Японским управлением культуры.

Так что, если вы задавались вопросом: «Почему студия выпустила только один сезон аниме?», то ответ прост — иногда компании не удаётся отбить даже деньги на производство сериала.

2. Создание сценария

После того как проект получил зелёный свет и команда набрана наступает этап создания сценария для будущего проекта.

Если аниме является адаптацией манги, время работы существенно сокращается. Таких картин большинство, и это вполне оправданно. Именно по успеху первоисточника можно будет понять будет ли успешен сериал и сэкономить пару йен на создании оригинальной идеи.

Хаяо Миядзаки за работой 

Однако, стоит отметить, что бывает и наоборот — манга рисуется по аниме. Например, так было с «FLCL» и «Kill la Kill».

Здесь всё начинается с автора, чаще всего это директор или сотрудник студии. Он придумывает общий концепт — основную сюжетную линию и персонажей. После чего делает первичные наброски.

Один из ранних концептов Аски Аниме: «Евангелион нового поколения»

Как только всё будет готово, начинают свою работу сценаристы и художники. Они развивают оригинальные идеи автора. Их главная задача — распределить весь контент по эпизодам.

Обычно так выглядит сценарий

3. Дизайн персонажей

Для создания полного представления о внешнем виде, характере и даже голосе персонажа существует третий этап подготовки к производству.

Первые наброски героев «FLCL»

Если мы имеем дело с адаптацией манги или ранобэ, тогда оригинальные дизайны могут содержать очень простые письменные описания внешнего вида и характера, но это редкие исключения. Дизайн персонажа должен давать полное представление о герое во всех ракурсах, поэтому всегда есть какие-либо зарисовки.

Дизайн Киттана из «Гуррен-Лаганна»

Каждый персонаж должен быть переработан для анимации. Это не то же самое, что разработка персонажа для манги или иллюстраций. Герои должны быть созданы так, чтобы быть наиболее пригодными для движения.

Рисуется всё обычно по-старинке — карандашом на бумаге. Перевод этих набросков в цифровой вид может делаться двумя способами:

  • Черновики покрываются тушью или жёстким карандашом для большей контрастности, а затем сканируются
  • Сначала сканируются, а потом уже на компьютере добавляют контраст

На выходе получается в общем-то одно и то же.

В завершение, немного коснемся цветовых решений. Студии, как правило, имеют отдельного человека — цветового дизайнера, который предлагает общую концепцию палитры. В справочных листах, которые он создаёт для художников и аниматоров, перечисляются все те цвета, которые должны применяться при различных обстоятельствах.

Цветной дизайн Аски Сикинами Лэнгли из «Евангелиона»

Но независимо от того, насколько палитры тщательны, аниме содержит много различных сцен, и работа цветового дизайнера не заканчивается. Он также отвечает за отдельные сцены анимации и производит вариации тех самых цветовых таблиц для соответствия конкретным ситуациям.

Производство

Как только бюджеты выделены, спонсоры найдены, команда собрана, а сценарий написан, начинается то, ради чего мы собрались. Непосредственно производство анимации.

Его можно разделить на следующие ступени:

  1. Раскадровка
  2. Композиция
  3. Ключевая анимация
  4. Фоны
  5. Промежуточные кадры
  6. Раскраска кадров
  7. Постобработка

1. Раскадровка

Начальный этап производства уже анимации — раскадровка. Она нужна, чтобы показать расположение камеры, что будет в кадре, какой ракурс, место действия и так далее. Делается она тоже карандашом на бумаге.

Нередко раскадровки делает сам режиссёр. Это обычная практика в полнометражных картинах. Связано это с тем, что он хочет полностью контролировать производственный процесс. Тогда эпизоды, фактически, становятся непосредственно видением автора.

Раскадровки аниме: слева — «Гуррен-Лаганн», справа — «FLCL»

В ТВ-сериалах обычно есть несколько художников, которые выполняют эту работу, а режиссёр является лишь арт-директором и только следит за качеством. Это обосновано тем, что создание раскадровок для 20-минутной серии занимает примерно три недели.

Раскадровка «Твоё имя»

На самом листе раскадровки располагается следующая информация:

Аниме: Vampire Hunter D Автор изображения и его разбора — Павел Бурита
  • Красная колонка: номер склейки
  • Синяя колонка: изображение в кадре
  • Оранжевая колонка: заметки режиссёра (объяснения эффектов камеры, цвета, света, происходящего)
  • Зелёная колонка: диалоги и звуки
  • Розовая колонка: время в секундах, сколько будет длиться действие с картинки, в формате — секунды и количество кадров

Листы раскадровки могут отличаться у разных студий, но основная информация остаётся той же.

Раскадровка фильма «Акира»

Данный этап требует тщательной проработки для понимания уже на начальных этапах, какой визуальный ряд будет у картины.

2. Композиция

Менее известный процесс — композиция. Говоря простыми словами, это грубый набросок того, что будет в финальной анимации.

Аниме: «Евангелион»

Этот этап необходим ключевым аниматорам для более подробного понимания сцены. На нём уже уточняется задний план, прорисовывается герой и его расположение в кадре, длительность сцены, поведение камеры, движение персонажей.

Эта композиция крайне необычна, потому что на ней анимируются облака, а не персонажи Аниме: «Ходячий замок»

Предмет анимации выделяется теплыми тонами, в то время как фон — холодными. Композиция Ghibli выше является исключением, коих достаточно мало.

После проверки режиссёром, композицию передадут в два разных отдела: ключевым аниматорам и художникам фонов. Именно, на основе композиции будет идти дальнейшее производство. Также композицию часто используют для того, чтобы сейю могли ориентироваться при озвучивании ролей.

Когда содержание каждого кадра определено, осталось совсем немного до полноценной анимации.

3. Ключевая анимация

Теперь дело за ключевыми аниматорами. Они рисуют первый, средний и последний кадр действия. Например, если персонаж бьёт, то рисуют персонажа перед ударом, сам удар и последствие удара.

Специально не объединил в видео, чтобы вы имели представление, как всё это выглядит на бумаге. Ключевая анимация «Kill la Kill»

После этого промежуточные аниматоры будут дорисовывать кадры между тремя ключевыми кадрами.

В производстве аниме различают первые и вторые ключевые кадры. Разница между композицией и первыми ключевыми кадрами небольшая.

Сравнение первой и второй ключевой анимации Аниме: «Невероятное приключение ДжоДжо: Золотой ветер»

Второй вариант обычно используют, когда в сцене необходимо дорисовать ключевые кадры или нужна обводка и доработка.

Над одним эпизодом могут работать около 20 ключевых аниматоров, каждый отвечает за свою отдельную часть. Несмотря на то, что уже решено, каким будет кадр, талантливый и трудолюбивый ключевой аниматор действительно может украсть шоу, выходя далеко за рамки требований раскадровки и наполняя сцену своим собственным стилем. Некоторые самые признанные аниматоры даже получают возможность отклоняться от раскадровок, например, так было с Ёсинори Канадой.

Ключевая анимация сериала «Белая коробка»

Аниме — одно из немногих мест, где вы все еще можете найти «традиционную анимацию». Японцы считают, что нарисованная от руки анимация позволяет выразить больше индивидуальности. Ещё одно преимущество — это позволяет легче проверять и корректировать кадры.

Так в одном эпизоде могут быть тонны нарисованных от руки иллюстраций. В 30-минутном эпизоде может быть более 15 тысяч кадров ручной работы.

4. Фоны

Тем временем отдельно от всего этого рисуется фон. При этом довольно часто бывает, что рисуется он не с нуля, а с каких-нибудь фотографий. Поэтому не удивляйтесь, если во время прогулки по Японии увидите знакомые места.

Аниме: «Играй, Эуфониум!»

Для создания фона в наши дни чаще всего используют Adobe Photoshop или Autodesk 3ds Max. Но некоторые студии рисуют фон вручную. Хотя их вклад в любое аниме просто неоценим, однако никаких секретов в их производстве нету.

Однако, в редких случаях, даже фоны становятся культовыми. Так произошло с «Девочкой-волшебницей Мадокой» или «Призраком в доспехах».

А, например, Макото Синкай — автор «Твоё имя» и «Дитя природы», уделяет фонам внимания даже больше чем персонажам. Есть отдельная книга «Your Name Background Art», которая посвящена только фоновым изображениям.

5. Промежуточные кадры

Когда уже есть утвержденная ключевая анимация, то в дело вступают промежуточные аниматоры. Чтобы аниме плавно двигалось, необходимо выполнить больше переходов между ключевыми кадрами. Это и называется промежуточной анимацией.

Аниме: «Судьба/Апокриф»

Она обрабатывается менее опытными художниками и часто передается на сторону (прим. — об этом говорилось ранее). Можно описать это как грубую работу, потому что художники не могут наполнить свою работу индивидуальностью. Они получают чёткие инструкции и просто заполняют пробелы рисунками.

Для телевизионных сериалов рисуется обычно 24 кадра в секунду — это частота кадров телевещания в Японии. Делается это точно так же, как и до этого — контуры выводятся на бумаге и переводятся в цифровой вид.

Аниме: «Белая коробка»

Стоит отметить, что в последнее время жизнь аниматорам сильно облегчила трёхмерная графика. Например, её активно и плодотворно использует тот же Макото Синкай и студия Ufotable, известная экранизацией «Судьба/Ночь схватки: Бесконечный мир клинков»

Сравнение ключевой и промежуточной анимации Аниме: «Гуррен-Лаганн»

Есть также исключительные случаи, когда промежуточные кадры самых важных моментов делают сами режиссёры. Мой любимый пример — Йошимичи Камеда в «Стальном Алхимике: Братство» сам сделал все промежуточные кадры битвы Мустанга и Зависти.

Основная работа происходит именно здесь. Эту анимацию мы и видим в финале. Задача на этом этапе работы — перенести всё, что было на ключевой анимации и придать изображению плавность.

6. Раскраска кадров

Как только все кадры завершены начинается следующий этап — раскраска. Для этого кадры переводятся в векторную графику и красятся в соответствии с листом дизайна персонажа.

Также, в зависимости от сцены, набор цветов будет меняться. Например, персонажи имеют разные палитры в дневных и ночных кадрах. Работа в большинстве случаев идёт с помощью специализированного пакета «Retas! PRO».

Раскраска — это долгий и изнурительный процесс, им занимаются сразу несколько групп.

7. Постобработка

Она преимущественно проходит в Adobe After Effects. Там собирают разные части: накладывают фон, добавляют звуковые эффекты и озвучку.

Эпизод пройдёт финальную проверку, будет отредактирован, а некоторые сцены будут удалены из-за ограничения по времени. После этого получают конечный продукт, готовый для показа.

Финальный результат

Теперь данная работа отправится на телеканалы Японии или в кинотеатры к своему потребителю — вам.

Сравнение всех стадий производства Аниме: «Ученик чудовища»

В статье я не рассматривал юридические аспекты — договора с прокатчиками, лицензии и другое. Думаю, это не представляет для нас такой ценности.

Если вам интересна японская анимация и культура, подписывайтесь на подсайт «Аниме».

Автор материала: exwaifu

Отдельное спасибо Roman Slobodyanyuk за помощь в написании материала.

#разборы #руководство #лонгрид #лонгриды

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Аниме", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e","\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440\u044b","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434\u044b","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434"], "comments": 153, "likes": 113, "favorites": 142, "is_advertisement": false, "subsite_label": "stories", "id": 99765, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Sun, 02 Jun 2019 16:27:39 +0300" }
Комментарии

Исключительный глобус

12

Хороший материал, спасибо, что написал

Отдельный звук

9

Осторожно! Аниме вырвался из своего подсайта и рвётся в массы.

Фактический вентилятор

5

Креатив грандиозный, автор молодец

Истории
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Действительно важные push-уведомления
Подписаться на push-уведомления