Технологии
Никита Лихачёв

Прощай, iTunes

Редакторы TJ рассказывают о своих отношениях с самым монструозным приложением Apple.

Крейг Федериги и одна из старых версий iTunes, в которой появилась библиотека фильмов Кадр с презентации на WWDC 2019

3 июня вице-президент Apple Крейг Федериги со сцены в Сан-Хосе фактически провозгласил смерть iTunes — медиакомбайна, с которого началась музыкальная революция начала нулевых. Проект изначально задумывался как платформа для хранения оцифрованной музыки, а затем — для легальной покупки через интернет. К нему жёстко привязали все устройства компании, и iTunes стал главным медиацентром любого пользователя техники Apple.

Компания фактически либерализовала рынок музыки за счёт цифровой революции. Сначала помогла перекачать на компьютеры всю DRM-музыку (с компакт-дисков), а потом снизила влияние DRM, разрешила загружать свои треки (даже сомнительного происхождения), а в 2011 году появился iTunes Match, позволявший перенести десятки тысяч треков пользователя из локальной библиотеки в облако.

За все эти годы внутри iTunes нарастало не только количество сервисов, но и типов контента: к песням добавились сериалы, фильмы, подкасты, рингтоны и приложения. Только при помощи iTunes можно было переустановить прошивку на сломавшемся айфоне или айпаде, он же отвечал за создание и хранение резервных копий.

В последние годы стратегия Apple по развитию медиасервисов стала усложняться, а на замену разовой покупке и постоянному хранению контента пришёл стриминг, при котором контент доступен с любого устройства, но по подписке. iTunes как порождение прошлого стал тянуть компанию назад, и теперь сервис разделили на три части: музыку, подкасты и ТВ (кино, сериалы и шоу).

То, насколько монструозным стал iTunes, не обошла вниманием и сама Apple: Федериги на презентации пошутил, что в iTunes для удобства пользователя встроят календарь, почту и браузер, а для переключения между ними добавят док. Свой запланированный стендап он начал со слов «Пользователи любят iTunes», которую ошеломлённый зал встретил в гробовой тишине.

Концепт iTunes с календарём, почтой, браузером и доком Кадр с презентации на WWDC 2019

Но пока что речь не идёт о полном отказе от iTunes. Во-первых, на macOS смена iTunes на три сервиса будет проходить постепенно, по мере того, как пользователи будут переходить на новую версию операционной системы. Во-вторых, разбиение сервиса на три не означает моментальный отказ от старых функций — покупка музыки и синхронизация устройств будут доступны из бокового меню (правда, при подключении айфона по проводу к компьютеру больше не будет вылезать назойливое уведомление). Кроме того, на Windows приложение остаётся прежним — по крайней мере пока.

Но идеологически смерть iTunes — вещь решённая, и хотя решение похоронить мощный бренд не может даваться легко, давно было пора разрубить этот узел. В любом случае, пора прощаться: редакторы TJ рассказывают о своих отношениях с одиозным приложением.

Впервые столкнулась с iTunes в далёком 2009 году: у одноклассницы был актуальный на то время iPhone 3G. У меня в те года, кажется, был даже не смартфон на Android, а ужасный LG с собственной ОС. Поэтому техника Apple мне казалась невероятной и суперсовременной. А то, что на iPhone можно скачать музыку только с помощью iTunes, представлялось странным и даже немного таинственным. Зачем? Ведь я спокойно перетаскивала со стационарного компьютера из папки Music размером в 30 гигабайт скачанные с торрентов альбомы сразу в память телефона. Я спрашивала у подруги: «Почему с iTunes так сложно?», но она только пожимала плечами, перетаскивая в программу такие же спираченные песни. Иногда мы вместе листали библиотеку магазина и поражались, что кто-то правда покупает музыку за деньги.

В дальнейшем подруга всё-таки начала покупать альбомы в iTunes, а я продолжала пиратить целые дискографии с RuTracker и распихивать их по папкам с исполнителями. После регистрации на last.fm в 2011 году система усложнилась: для скробблинга нужны были проставленные теги во всех аудиозаписях, иначе в списке прослушанного появлялись треки с рандомными названиями. Иногда везло, и музыка сразу попадалась «готовой». Но чаще нет. Поэтому приходилось вручную подписывать целые альбомы, проставлять исполнителей, год выпуска, иногда даже гуглить обложки, чтобы всё выглядело красиво. Для этого я использовала не попсовый Winamp, а AIMP. Уже не помню, почему, но, кажется, последний перестали обновлять, а в первом были крутые темы. В плеере я делала разные плейлисты для каждой группы – по дискографиям.

В 2014 году я наконец отказалась от пиратства и подписалась на Google Music. Из-за маленькой библиотеки сервис быстро надоел, поэтому я начала смотреть на конкурентов. Вскоре узнала про Spotify и вернулась к пиратству, потому что не могла найти легального способа подписаться, а для Android были взломанные версии с доступом без рекламы. Через пару лет купила первый iPhone и была вынуждена перейти на Apple Music: пиратский Spotify не работал на iOS. Так мы встретились с iTunes во второй раз — приложение на macOS бесило постоянными лагами, медленным скроллом, кривой синхронизацией с iOS и неудобным интерфейсом. Пару лет пришлось страдать вместе с сервисом Apple, но недавно я опять перешла на любимый Spotify. Теперь уже легально и навсегда.

Дарья Лейзаренко

Про iTunes я впервые узнал где-то в 2009 году, когда отдыхал у бабушки в деревне, и туда приехала двоюродная сестра с iPhone 3G. У меня тогда только появился компьютер, и я впервые столкнулся с айфоном вживую, поэтому было интересно всё поизучать. Я стал расспрашивать её, как всё устроено, и оказалось, что смартфон был очень сильно завязан на iTunes. Особо тогда не придал этому значения, потому что вскоре мы разъехались, а у меня техники Apple не было.

В следующий раз уже вплотную с iTunes я столкнулся в 2013-м, когда подарили iPad mini. Тогда стриминговых сервисов ещё не существовало, поэтому музыку на устройствах Apple можно было слушать либо через кэш «ВКонтакте» (который вскоре оттуда убрали из-за претензий правообладателей), либо скачивая музыку на устройство. Но так как iOS исторически была довольно закрытой системой и в ней не было полноценного менеджера файлов (он появился только в iOS 11), загрузить файлы из интернета на само устройство было нельзя, а на покупку музыки и фильмов денег у меня тогда не было.

Единственным вариантом было использовать iTunes: это всегда было не самым приятным занятием, потому что музыку нужно было загружать через синхронизацию — простым перетаскиванием сделать это было нельзя. Ситуацию усугублял неудобный и перегруженный интерфейс плеера, а также постоянные ошибки — какие-то треки могли в итоге не загрузиться, потому что чем-то не понравились iTunes, а другие могли исчезнуть при следующей синхронизации по непонятным причинам.

С появлением стриминга для меня эта проблема утратила актуальность, но я всё равно рад разделению: структура iTunes становилась всё сложнее, а у Apple всё больше продуктов и контента. Хорошо, что теперь пользователям путаться и разбираться в этом уже не придётся.

Дамир Камалетдинов

Я впервые столкнулся с iTunes в 2014 году, когда мне подарили iPad. До этого момента вообще не был знаком с продукцией Apple. Тогда самым сложным испытанием для меня было переместить спираченные песни. Я не понимал, зачем нужно платить за музыку, поэтому нагло качал её из «ВКонтакте».

Потом я купил в iTunes пять песен Eminem и слушал их на повторе. Следующим шагом стала покупка со скидкой фильма «Побег из Шоушенка». Постепенно я начал платить за контент. Видимо, надоело, что при синхронизации половина песен могла просто не загрузиться, а другая пропадала через пару дней.

Самым большим минусом iTunes для меня была его работа на Windows. У меня не было мощного ноутбука, поэтому приходилось страдать. Программа очень долго запускалась и постоянно зависала. Восстановление планшета через iTunes — отдельная история.

Я очень радовался появлению Apple Music: тогда у меня уже появился iPhone, и взаимодействие с iTunes стало минимальным. Последний раз я пользовался приложением три года назад, когда восстанавливал телефон маме.

Артём Мазанов

Несмотря на всё моё фанбойство, у меня никогда не было айпода, поэтому регулярно пользоваться iTunes я стал только после покупки iPhone первого поколения. Тогда ещё не существовало магазина App Store, и чтобы хоть как-то модифицировать содержимое нового модного смартфона, нужно было джейлбрейкнуть его и поставить пиратский магазин Cydia. Сделать это можно было только с использованием iTunes, и медиакомбайн воспринимался мной как огромный замок, где хитрые хакеры нашли тайный ход, и через него носят свои приложения, как будто так и было задумано.

Все годы до этого музыкальную библиотеку я хранил в папках на домашнем компьютере. Она не была особо большой — я никогда не был меломаном, поэтому все её обновления обычно были связаны с «переездами»: покупкой нового компьютера, перестановкой Windows или использованием нового жёсткого диска. Использовать iTunes на macOS я стал лишь в 2009 году, после того как заработал на свой первый MacBook Pro.

Удивительно, но за все эти годы я так и не привык использовать iTunes по назначению. Году в 2006, когда я работал вожатым в детском лагере и по совместительству вёл дискотеки, я пытался хранить библиотеку треков в iTunes, но это было ужасно. Когда появился айфон, и для переноса пиратских (других тогда в России не было) сериалов на него мне тоже требовалось использовать синхронизацию через iTunes, болью было вручную менять метаданные каждой серии, чтобы они в правильном порядке отображались на смартфоне. И ещё мне приходилось (и иногда приходится до сих пор — мама просит) использовать этого монстра, чтобы создать рингтон для айфона — в iTunes довольно просто сконвертировать mp3-трек в AAC, и всё равно только через него рингтон можно залить на айфон.

Использовать iTunes по его наиболее известному назначению, которое поменяло весь рынок — для покупки легальной музыки — мне приходилось лишь дважды. Первым купленный в iTunes альбомом был «Love Death Immortality» от The Glitch Mob (я настолько его ждал, что даже оформил предзаказ), а ещё я купил «20/20 Experience» Джастина Тимберлейка уже после его выхода. Оба раза я сделал это просто для того, чтобы поддержать любимых артистов. Через iTunes я всё равно не слушал ни то, ни другое, и сейчас у меня для этого есть Apple Music.

Никита Лихачев

Свой iTunes я установил в 18 лет: в 2014 году впервые купил себе смартфон — это был iPhone 5С. Решил начать путь без пиратства: отказаться от скачивания музыки, игр, фильмов и приложений с торрентов. Какое же меня ждало разочарование.

Я первым делом купил в iTunes альбомы любимой московской группы #dropsydies, любимой украинской группы Stoned Jesus и любимой группы всей жизни — Guns N’ Roses. Это обошлось мне в несколько сотен рублей, но чувство, что ты дал денег близким музыкантам — бесценно. Следующие несколько недель я гонял в плеере только их песни и радостно искал, что купить дальше, когда появятся свободные деньги.

Так было до первого обновления iOS. Не могу вспомнить точно, что это была за версия, но после её установки у меня почему-то удалилась вся медиатека в iTunes. Более того, купленные в мой Apple ID альбомы также показывались как доступные для покупки. Несмотря на мои попытки нагуглить решение проблемы, я так и решил этот вопрос. Ни в настройках профиля, ни на сайте Apple я ничего не нашёл. Подумав несколько часов я понял, что не готов платить ещё раз из-за странного бага. Купил себе, по второму разу, медиатеку #dropsydies, а остальное скачал с торрентов. Пришлось повозиться с тем, чтобы синхронизировать медиатеку, но это другая история.

Через пару лет запустилась Apple Music и я навсегда забыл об этих проблемах. Стриминг решает.

Николай Чумаков

Для меня, человека без особой страсти к музыке и смартфонам, iTunes всегда был чем-то ужасно неудобным и кривым. Брат пользовался айфоном, в связи с чем на компьютере (да, у нас он долгое время был общий) был этот агрессивный сервис. Агрессивный — потому что вечно включался вместе с системой, сколько бы раз я не выключал эту функцию.

По правде говоря, я до сих пор не понимаю, как работает iTunes. В детстве я слушал музыку через AIMP, дизайн которого сейчас кажется таким странным и отталкивающим. Потом пришла эпоха бесплатной музыки во «ВКонтакте» — на мой взгляд, не менее важной культурной штуки для России, чем и сам iTunes.

Никто из моих друзей никогда не пользовался им, потому что и айфонами никто не интересовался или не было денег. Так что теперь, когда пришёл его закат, я испытываю некую грусть. Но не от того, что он уходит в прошлое, а от того, что, видимо, пропустил эпоху.

Роман Персианинов

#apple #музыка