Технологии
Дмитрий Новик

Профиль: Джед Маккалеб — скромный криптомиллионер и создатель главного конкурента торрентов — «ослика»

Программист всегда хотел создавать удобные и доступные технологии свободного обмена информацией, но получались рассадники пиратства и спорные финансовые площадки.

Джед Маккалеб  Фото CoinDesk

В 2000-ых во всём мире случился бум сервисов и компьютерных P2P-сетей, где пользователи могли скачивать файлы напрямую друг у друга. Одна из самых популярных — eDonkey, которую в России часто называли «ослик» или «осёл». Протокол связи для сети создал американец Джед Маккалеб.

В последнее время программист создаёт немало инфоповодов — в феврале 2021 Джед продал криптовалюты XRP (Ripple) на восемь миллионов долларов, став девятым в списке самых богатых криптомиллионеров. Всего за пять лет он заработал на продаже токенов примерно 135 миллионов долларов. Все активы — выходное пособие американца, которое он получает уже более пяти лет как разработчик Ripple.

Маккалеб иногда даёт интервью небольшим ютуб-каналам и комментирует значимые события ИТ-индустрии, оставаясь достаточно скрытным человеком. Он редко рассказывает о личной жизни, а на вопросы о бывших проектах отвечает, что всё это важный опыт, после которого надо двигаться дальше.

Бросить Беркли ради осла

Джед Маккалеб редко говорит о личной жизни и детстве. Известно, что он родился в штате Арканзас в 1975 году, а программированием увлёкся в средней школе. Позже он поступил в Калифорнийский университет в Беркли, который считается одним из лучших в мире по подготовке специалистов информационных технологий.

Маккалеб быстро бросил учёбу и перебрался в Нью-Йорк, где работал программистом в разных организациях. В это же время он познакомился с выпускником Гарвардского университета Сэмом Яганом. Вместе они создали стартап MetaMachine, который в конце 1990-ых запустил первую версию сети eDonkey.

Маккалеб и Яган хотели создать альтернативу Napster — популярному сервису обмена файлами между равноправными пользователями, в котором была только музыка в формате MP3. Napster работал почти как классическая P2P-сеть: пользователи подключались к серверу для поиска музыки, но качали файлы друг у друга. MetaMachine взяла архитектуру музыкального сервиса за основу, но добавили возможность отправки любых файлов, а не только песен.

Маккалеб, будучи техническим директором стартапа, реализовал несколько ключевых функций: поиск и сверку файлов не только по имени, но и по уникальному набору технических параметров (контрольной сумме), что позволило избежать скачивания повреждённых файлов и фальшивок, чем страдали другие P2P-сети. Также он постоянно работал над оптимизацией протокола, чтобы повысить скорость скачивания.

Программировать я начал ещё до появления интернета, мне было лет 10-12. И когда я впервые узнал про интернет, то смутился и немного испугался. Но я начал разрабатывать (протокол связи для eDonkey — прим. TJ) и через некоторое время я ощутил это чувство усовершенствования существующей технологии. Я видел Napster и понимал, как можно cделать систему лучше.

Джед Маккалеб

Улучшенная версия сети eDonkey2000 нашла отклик у пользователей — за несколько лет число пользователей выросло до трёх миллионов, а Маккалеб и Яган зарабатывали на рекламном программном обеспечении, которое устанавливалось вместе с клиентом eDonkey.

Пользователи, не отключившие рекламу, возмущались сторонними программами, а другие жаловались на слабую поддержку продукта. В интернете появились улучшенные аналоги клиентов для сети eDonkey, которые отвоевали у официального клиента много пользователей.

Самая популярная альтернатива для eDonkey — eMule, созданный в 2002 году энтузиастами, которых не устраивала программа создателей сети. Во многих странах именно этот клиент часто ассоциируют с сетью Маккалеба и Ягана

Позже в eDonkey появились функции поиска файлов на нескольких серверах и поддержка протокола BitTorrent, созданного Брэмом Коеном и напоминающего разработки Маккалеба. Протокол базировался на принципе «око за око», где для скачивания файлов необходимо не прекращать раздачу скаченного контента.

Пользователи BitTorrent скачивали с сервера (трекера) торрент-файл, содержащий техническую информацию о всей раздаче. Большие файлы делились на малые сегменты, что позволяло быстрее передавать их по сети. Уже скаченные куски раздачи сразу же доступны для дальнейшей передачи всем желающим. Процесс существенно ускорялся и становился почти бесперерывным.

Альтернативные клиенты не были проблемой для MetaMachine, как и другие P2P-технологии. Каждый продукт нашёл своих сторонников и крупные игроки поделили рынок сервисов для обмена информацией. Иногда eDonkey и BitTorrent конкурировали — суды блокировали популярные торрент-трекеры и тогда пользователи возвращались в eDonkey.

Впрочем, как только другой трекер становился популярным, пользователи снова качали через BitTorrent. Брэм Коен договорился с правообладателями убрать информацию о пиратском контенте из собственного поисковика и трекера bittorrent.com, но действие соглашения не распространялось на сам протокол связи, что стало ключевым в популярности технологии.

Тысячи файлов и десятки судебных исков

Популярные у пользователей P2P-сети раздражали правообладателей контента: Napster закрыли в 2001 году из-за иска от Metallica, а MGM Studios подала иск против известной сети Grokster. MetaMachine предпочитала игнорировать письма от правообладателей, ссылаясь на децентрализацию своей сети и нежелание контролировать контент, которым обмениваются пользователи.

Переломным моментом в войне с «пиратскими» сетями стало решение Верховного суда США о незаконности деятельности Grokster. Компания не смогла отстоять позицию только лишь поставщика цифровых услуг для размещения и скачивания файлов. Суд постановил, что встроенная реклама о новинках побуждает искать пользователей свежий контент, а если Grokster получает с этого деньги, то коммерческая направленность очевидна.

В 2006 году Маккалеб и Яган получили письмо от американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA) с предложением удалить музыкальные композиции из сети eDonkey. Иск против MetaMachine намеревались подать шесть звукозаписывающих компаний, но стороны урегулировали спор.

Мы разработали инновационную технологию, которой пользуются по всему миру. Зарегистрировавшись в США, мы согласились соблюдать законы этой великой нации и быть открытыми для работы с правительством, прессой и, что наиболее важно, медиаиндустрией. В отличии от других, я обращался к крупным лейблам и студиям в надежде найти партнёров для развития инновационного канала развития лицензионного контента.

Сэм Яган

Компания Маккалеба обязалась не только выплатить 30 миллионов долларов штрафа, но и прекратить собственные разработки P2P-сетей. Также MetaMachine прекращала поддержку существующей инфраструктуры, пообещав закрыть даже официальный сайт.

Некоторое время на странице eDonkey присутствовало объявление, которое говорило о незаконности скачивания музыки и фильмов. Призыв к легальному скачиванию контента следовал сразу же после предупреждения о записи IP-адреса пользователя

Правообладатели успешно боролись с крупными серверами eDonkey, неподконтрольными MetaMachine, но со временем децентрализованные сети оказались сильнее — eMule и другие альтернативы стремительно развивались. Некоторые интернет-провайдеры заявляли бесплатное использование «ослика» как существенное конкурентное преимущество.

Путь от карточной игры к криптовалюте

В судах от MetaMachine выступал Сэм Яган. К Джеду Маккалебу, как техническому директору, было не так много вопросов. После увольнения из MetaMachine он занимался мелкими сторонними проектами, а свободное время посвящал коллекционной карточной игре Magic: The Gathering.

В начале 2007 года Джеду пришла идея сделать сайт для обмена внутриигровыми предметами по типу электронной биржи. Он зарегистрировал домен MtGox.com, который был акронимом от названия игры и слов «онлайн» и «обмен» на английском. В таком виде сайт просуществовал некоторое время без существенного успеха, а в это время Маккалеб серьёзно увлёкся криптовалютой.

Мы видели, как децентрализованный обмен файлами изменил жизнь людей, их виденье мира. Люди из разных точек планеты передавали информацию друг другу.
До биткоина деньги были централизованы — в правительстве, каком-то сервисе вроде PayPal, где всё можно отследить. Теперь у людей есть другой путь. Вы можете отправить кому-то деньги и необязательно сообщать об этом кому-либо.
Мы обсуждали это на форуме Bitcointalk, где нас было сначала 200, потом 2000. Мы говорили о децентрализации, о том насколько круто сделать это с деньгами.

Джед Маккалеб

Джед хотел совершить пару сделок с помощью биткоина, но его не устроила существующая биржа Bitcoinmarket. Тогда летом 2010 года Маккалеб запустил переосмысленную площадку MtGox, которая не сразу заинтересовала энтузиастов. Пользователей пока было мало, а курс криптовалюты слишком нестабильным.

Bitcoinmarket также создавалась одним из участников Bitcointalk. Основная проблема площадки — многочисленные баги из-за которых транзакции проходили часами. Многие жаловались на высокую комиссию PayPal, через который выводили криптовалюту в наличные.

Со временем Джед добился баланса между удобством использования, быстродействием и безопасностью. Криптоэнтузиасты активно торговали на MtGox, но создатель потерял интерес к проекту. Платформа работала хорошо с существующим функционалом, а на развитие нового у Маккалеба не было времени и желания.

В 2011 году программист продал MtGox Марку Карпелесу, которого другие криптоэнтузиасты знали как MagicalTux. Джед отдал площадку за половину предполагаемой месячной выручки в течение полугода. В его голове созревал новый план как улучшить криптовалюту, а у биржи дела пошли значительно хуже уже через несколько месяцев.

Рассвет на фоне катастрофы

В июне 2011 года хакеры взломали MtGox, опустошив несколько крупных кошельков и сотни счетов рядовых пользователей. Позже попытка продать украденное привела к падению курса биткоина с 17 долларов практически до нуля. Платформа приостановила работу на несколько недель.

Собственники провели расследование и установили, что ущерб составил около 30 тысяч долларов. Наибольшим провалом посчитали публикацию персональных данных клиентов биржи. Курс восстановился до прежних значений, а команда MtGox пообещала пользователям переработать систему безопасности.

Проблемы преследовали детище Маккалеба до 2014 года, когда хакеры украли у пользователей площадки криптовалюты на 460 миллионов долларов, а сама компания не досчиталась больше 27 миллионов на своих банковских счетах. К этому моменту Марк Карпелес потерял всякий интерес к бирже, так и не выстроив организационную структуру предприятия. Через несколько месяцев после взлома он подал заявку о банкротстве.

Все потрясения MtGox прошли мимо Джеда Маккалеба. С 2011 года он занимался новым проектом — Ripple. Развивала систему компания OpenCoin, где Джед вновь занял пост технического директора.

Мне нравится биткоин, но майнинг очень утомляет, потому что требует много электричества и времени. После продажи MtGox я задумался о криптовалюте без майнинга. Я запостил идею на форуме, надеясь, что кто-то уже такое сделал. Но никого не нашлось, поэтому я разработал всё сам — просто не мог перестать думать об этом. Я верю, что такая вещь должна быть.

Джед Маккалеб

Ripple существовала как платёжная площадка с 2004 года. В начале 2010-ых Маккалеб с партнёрам доработали протокол передачи данных, создав децентрализованную базу данных, расположенную на множестве серверов. Владельцем сервера может быть любой желающий, который соответствует требованиям Ripple. Таких участников называют профессиональными посредниками.

Существенное отличие Ripple от других проектов — токены XRP не добываются майнингом, их выпускает компания-собственник. Валюта существует только в рамках платёжной системы и служит основными инструментом транзакций. OpenCoin выпустила 100 миллиардов монет и заявляет, что выпуск остановлен.

Транзакции строятся на линиях доверия: каждый пользователь указывает, кому он доверяет и на какую сумму. Если прямой связи нет, то система ищет доверительные отношения с другими пользователями, чтобы провести транзакцию через них. Это перекликается с идеей Ripple начала 2000-ых, где в основе было именно социальное взаимодействие через общих знакомых.

Первоначально XRP раздавали сотрудникам компании OpenCoin (сейчас Ripple Labs) и энтузиастам, поверившим в технологию. Такая модель распространения понравилась не всем, а некоторые трейдеры и вовсе поспешили назвать её мошеннической. Спустя несколько лет, когда валюта показала стабильный рост, их мнение изменилось.

Я выражаю глубокое уважение к молодёжи, которая приобщилась к инвестированию и трейдингу криптовалютой. Я приветствую вас в мире крипотрейдинга и многому у вас учусь. Надеюсь, что биткоин, XRP и другие валюты взлетят до Луны и дальше.

Питер Брандт

Джед Маккалеб покинул Ripple Labs в 2013 году. Позже он написал, что причиной стали разногласия в развитии компании. Бывшие работники и инвесторы компании придерживаются другой точки зрения — Маккалеб расстался с женой и начал встречаться с Джойс Ким, основательницей бесперспективного стартапа для свиданий, который позже Ripple Labs выкупила.

Вместе они пытались найти место в компании для Джойс и укрепить позиции Джеда, иногда прибегая к абсурдным методам. В мае 2013 года журналист Vice предположил, что создателем биткоина Сатоси Накамото может быть Маккалеб. Сотрудники Ripple Labs в 2015 году рассказали, что слух запустила именно Джойс Ким, чтобы потешить самолюбие своего бойфренда.

Джед, Джойс и«звёздный» стартап

В 2014 году Маккалеб и Ким основали стартап Stellar, который первоначально напоминал переосмысление Ripple. Существенные отличия заключались в организационной структуре новой компании — Stellar Development Foundation некоммерческая организация, которая держит только необходимое количество токенов для операционной деятельности и ежеквартально отчитывается о работе.

Джойс Ким некоторое время занимала должность исполнительного директора, пока её не сменил сам Маккалеб. Позже Джед отказался от управленческой позиции, закрепившись на месте генерального архитектора системы Фото Майкла О'Доннела

Валютой площадки стал токен XLM, который называют люменом. Первый крупный инвестор Stellar — американская компания Stripe, владеющая платформой для приёма онлайн-платежей, активно набиравшая популярность в США в 2010-ых.

В 2015 году Джед с командой переписали протокол Ripple, немного изменив принцип доверия: в системе Stellar каждый пользователь доверяет группе узлов по открытому списку. При этом узлом (точкой обработки информации о транзакциях) может быть рядовой пользователь, которого примут в группу.

По мнению Маккалеба, укрупнение не навредит распределённости, но ускорит транзакции и позволит подключаться новым пользователям к системе. Несмотря на позиционирование криптоплощадки для простых людей, именно Stellar как партнёр IBM разработала блокчейн-платформу для межбанковских трансграничных платежей.

Это как электронная почта, но для денег. Подключены все банки, финансовые институты, есть все валюты, а ты ни о чём не беспокоишься. Ты просто отправляешь деньги человеку, а он их получает.

Джед Маккалеб

Некоторые действия Stellar вызывают негодование среди энтузиастов. В 2019 компания уничтожила 55 миллиардов токенов, которые ещё не ушли в оборот, обосновав это оптимизацией. Якобы так вся платформа будет работать эффективнее — такое большое количество монет не требуется. При этом цена XLM мгновенно увеличилась почти на 20%.

Впрочем, криптоаналитики сомневаются в полезности разработок Джеда (XLM часто связывают с XRP), называя их токсичными. Платформы не заменили системы межбанковских платежей, но привлекли внимание финансовых регуляторов разных стран.

* * *

Джед Маккалеб, движимый идеями улучшения жизни каждого через технологии и свободного обмена информацией, раз за разом создавал продукты, которые меняли существующий порядок вещей.

Неизбежное нарушение авторских прав не было следствием технологии eDonkey, но Маккалеб, закладывая децентрализацию в протокол связи, предоставил обычным пользователям абсолютно новые возможности. Поклонники у сети есть до сих пор — в 2021 году ещё остались активные сервера eMule, а на тематических форумах обсуждают работу клиента на Windows 10.

Некоторые трейдеры считают Маккалеба виновным в систематических взломах MtGox в 2011 и 2014 годах. Программист отрицает обвинения, указывая на большой временной промежуток между продажей и атаками.

Остановка работы MtGox оставила банкротами сотни людей Фото Тору Ханаи

Марка Карпелеса, купившего MtGox у Маккалеба, в 2019 году приговорили к двум с половиной годам заключения с испытательным сроком четыре года. Француз избежал обвинений в ограблении собственной биржи и мошеннических действиях, но суд признал его виновным в манипулировании данными для занижения масштабов ущерба.

В 2021 году суд одобрил план выплат пострадавшим от краха MtGox, теперь кредиторам надо проголосовать за него. Первыми получат выплаты те, у кого пропали небольшие суммы. Подразумевается, что потратят 200 тысяч монет, которые якобы случайно компания обнаружила на старом биткоин-кошельке.

В деле MtGox фигурировал россиянин Александр Винник, которого в США, Франции и России подозревают в краже и отмывании денег через криптовалютные биржи. Следователи считают, что он проводил транзакции, направленные на легализацию монет, украденных с биржи Карпелеса.

В 2014 году Джед упоминал отставание MtGox при анонсе загадочного на тот момент проекта Stellar. Биржа к этому моменту не работала уже несколько месяцев

Ripple и Stellar, обе задуманные как площадки свободного обмена денежными средствами, так и не стали массовой альтернативой межбанковским перевод для физических лиц или компаний. К 2021 году больше 30 крупнейших мировых банков так или иначе работают с XRP, но пока всё ограничивается небольшими трансграничными переводами.

На сегодня Stellar интегрирована со Stripe, которая в начале 2021 года стала самым дорогим стартапом в Кремниевой долине. Точное количество кошельков с привязанными счетами XLM неизвестно, но в компаниях надеются на дальнейшее развитие расчётов именно через децентрализованную валюту.

Джед (справа) редко появляется на фото, но обычно он одет в простую футблоку, джинсы и кеды. Сотрудники говорят о нём как о классном парне, который знает своё дело Фото Stellar

Уходя из Ripple Labs, Макалеб договорился о выплате ему девяти миллиардов XRP. Транши, которые он получает частями, программист практически мгновенно продаёт, чем регулярно вызывает волнения на рынке. Из-за этого его недолюбливает часть криптоэнтузиастов и трейдеров.

Джед тратит деньги не только на себя — в 2016 году он пожертвовал два миллиона XRP (около одного миллиона долларов) на благотворительность. Часть выплат зарезервированы и заблокированы на кошельках двоих детей Маккалеба и других членов его семьи.

Когда я начал работать в этой отрасли, то вдохновлялся идеей, что смогу существенно помочь улучшить жизни людей. Я мог бы построить финансовые системы удобные для всего мира. Несмотря на тот успех, что нам дали все технологии и интернет, глобальная финансовая система отстаёт. В лучшем случае — она медленная, громоздкая и построена с комиссиями. В худшем — миллионы людей остаются за её пределами. Децентрализованные системы дадут каждому простые и доступные финансовые инструменты.

Джед Маккалеб

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает как туда вступить, рассказано в этом материале.

#профиль #криптовалюты #лонгриды #лигаавторов