Технологии
Роман Персианинов

Что происходит с SoundCloud?

Крупная музыкальная платформа массово увольняет сотрудников и закрывает офисы. Ей пытаются помочь волонтёры и рэпер Ченс.

Сооснователь SoundCloud Александр Юнг. Фото Reuters

В начале июля компания SoundCloud сократила 40% работников и закрыла офисы в Сан-Франциско и Лондоне. Держа курс на независимость, авторы не продавались крупным игрокам на рынке и удерживались на плаву благодаря инвестициям. В отличие от других схожих cервисов вроде Spotify, SoundCloud сформировал внутри себя большое сообщество начинающих музыкантов, которые создают собственный контент и свободно размещают его.

Сервисом пользуются около 170 миллионов человек, но, несмотря на неоднократные попытки, авторы так и не смогли его грамотно монетизировать. Теперь компания приблизилась к закрытию, и это может стать трагедией для музыкальной индустрии.

За что любят SoundCloud

Авторы сервиса, звукорежиссёр Александр Юнг и музыкант Эрик Вальфорс, задумали проект в 2006 году. Они обратили внимание на интересную деталь: фотографы делятся и обсуждают свои работы в фотосервисе Flickr, авторы клипов и короткометражных фильмов используют Vimeo, а у музыкантов своей площадки нет.

Конечно, многие артисты пользовались MySpace. Однако она не была нишевой, не ориентировалась исключительно на музыкальное сообщество, стремясь нарастить аудиторию. К тому же к 2006 году, когда стремительно развивался Фейсбук, MySpace стало всё сложнее сопротивляться переменам.

На этой почве в 2008 году запустился SoundCloud — сервис, с помощью которого музыканты могут публиковать свои композиции, обмениваться ими и делиться мнениями. Два года спустя приложение уже считалось качественным аналогом MySpace, в тот же год получив от британской инвестиционной компании Doughty Hanson Technology Ventures 2,8 миллиона долларов.

Александр Юнг в штаб-квартире SoundCloud в Берлине. Фото The New York Times

В 2010 году авторы SoundCloud объявили, что сервисом ежемесячно пользуется миллион человек. Через два года эта цифра увеличилась до удивительной отметки в 180 миллионов пользователей в месяц, а музыкальная база достигла 150 миллионов треков.

Кроме того, сервисом пользуются авторы любительских и профессиональных подкастов. У сайта интуитивный интерфейс, здесь легко найти музыку по жанрам или даже подкаст Федеральной антимонопольной службы.

Отличие сервиса от крупных игроков вроде Spotify или Apple Music в том, что они представляют собой удобные приложения для прослушивания музыки, но SoundCloud хранит тысячи гигабайт бесплатных пользовательских записей. Если сервис закроется, их судьба будет под вопросом.

В чём его проблема

Хотя сервис набрал огромную аудиторию, которая активно загружает композиции и обсуждает их, он никогда не приносил денег. В 2014 году его выручка составила 19,4 миллиона долларов при чистом убытке в 44 миллиона долларов. В 2015 году убыток составил 51 миллион долларов, а выручка — 24 миллиона долларов.

В 2016 году авторы отчитались о выручке в 28 миллионов долларов, но впервые не раскрыли убытки. Даже если за этим не стоит попытка скрыть критическое финансовое положение, ситуация очевидна — команда SoundCloud так и не придумала выгодного способа монетизации.

Девять лет компания выживала за счёт крупных инвестиций. Её поддерживали различные фонды, в июле 2016 года Twitter вложила в сервис 70 миллионов долларов, получив долю акций SoundCloud. В конце 2016-начале 2017 года обсуждалась покупка SoundCloud сервисом Spotify, ходили слухи и о заинтересованности сервисом Apple. Однако ни одна из сделок не завершилась.

Сотрудники SoundCloud. Фото Томаса Бонте, Flickr

Преимущественно провалились и попытки авторов SoundCloud найти новые источники дохода. В 2016 году у сервиса появилась обновленная (подписка у сервиса существовала и до этого) ежемесячная подписка стоимостью в 10 долларов. За неё пользователь получает возможность блокировать рекламу и слушать музыку офлайн, в том числе — 30 миллионов треков с ограниченным доступом. Кроме того, подписчики могут загружать треки длиннее, чем 3 часа.

Руководство утверждало, что подписка поможет SoundCloud конкурировать с другими музыкальными приложениями, однако разница между независимой платформой и крупнейшими сервисами слишком существенная. Платную подписку SoundCloud оформили всего 250 тысяч человек. У Spotify, для сравнения, 50 миллионов подписчиков (подписка стоит 10 долларов), у Apple — 27 миллионов.

Проблема в том, что платная подписка SoundCloud не предлагает никаких уникальных функций, в том числе для начинающих музыкантов, которым хватает бесплатной версии. Кроме того, подписка доступна лишь жителям США, Великобритании и Германии. Безуспешным можно считать и платный стриминговый сервис Soundcloud Go, недоступный в большинстве стран Европы.

​Последние пять лет аудитория SoundCloud зависла на отметке в 175 миллионов человек. Приложения конкурентов привлекают миллионы новых пользователей ежегодно.

Что будет дальше

Ещё в январе 2017 года авторы SoundCloud предупреждали, что у них могут вскоре закончиться деньги, но ситуация стала критической только к лету. Самое странное в ситуации с увольнением 173 сотрудников заключается в том, что за неделю до этого компания наняла 12 человек — это был самый крупный набор за последние несколько месяцев.

Возможно, ситуация с финансовым положением меняется так стремительно, что вынуждает руководство импульсивно менять планы. По информации Techcrunch, после массового увольнения атмосфера в компании пришла в упадок, а оставшиеся сотрудники разочарованы в действиях руководства.

Офис SoundCloud в Берлине. Фото из архива компании

Издание считает, что у SoundCloud осталось денег только на 80 дней работы. Эту информацию опровергли авторы сервиса, пояснившие, что компания рассчитывает сохранить независимость и найти новых инвесторов. На фоне увольнений поклонник площадки рэпер Ченс (Chance The Rapper) пообещал помочь сервису и вскоре выпустил песню, эксклюзивно доступную на SoundCloud.

Спасением музыки, которая может исчезнуть, если SoundCloud всё-таки прекратит существование, занялась цифровая библиотека Archive.org. Для архивации всех данных сервиса потребуется не меньше полутора миллиона долларов, поэтому пока авторы сохраняют самые популярные треки. Над инициативой трудится почти полтора десятка волонтёров. Они призывают интернет-сообщество помочь проекту деньгами.

#разборы #технологии #музыка