Технологии
TJ

На все четыре стороны

Крёстный отец дизайна Apple выделил 4 новые тенденции в развитии технологий

Автор: Настя Праздничная

Кайл Ванхемерт из Wired поговорил с Хартмутом Эсслингером, сотрудничавшим с Apple с 1982 года и определившим стиль дизайна и чистых цветов, которыми с тех пор славится компания. Эсслингер рассказал о четырёх главных тенденциях в развитии технологий. TJournal публикует перевод этого материала.

До появления Джони Айва был Хартмут Эсслингер. Основатель Frog, влиятельного консалтингового агентства в сфере дизайна, он начал сотрудничать с Apple в 1982 году, разработав концепцию, на долгие годы ставшую определяющей для внешнего вида устройств, производимых компанией.

Это был прорыв, который перевернул всю индустрию ПК. Именно Эсслингер первым подтолкнул Apple к отходу от тускло-бежевого цвета к более чистому, белоснежному виду устройств. Его партнёрство со Стивом Джобсом в этот период стало основой создания центральной ценностной концепции Apple: ориентация на пользователя и акцент на дизайне. Этих ценностей компания придерживается и сегодня.

Эсслингер рассказывает об этом партнёрстве в своей новой книге «Упрощайте: Ранний дизайн Apple». «Я понял, что мы боролись за возможность помочь Стиву Джобсу создать нечто большее, чем визуальный язык дизайна», — пишет Эсслингер. «Apple была нужна современная система, которая позволила бы Стиву транслировать его видение на продаваемые продукты, и Frog был вовлечён в этот созидательный процесс. Мы участвовали в самой настоящей революции — такой, что выходит далеко за рамки той работы, которую мы делали для Apple». Отрывок из книги Эсслингера можно прочитать здесь.

твитнуть

Именно Эсслингер подтолкнул Apple к отходу от тускло-бежевого цвета.

Во многих отношениях, в ту эпоху были заложены основы для изменения и возрождения Apple в последнее десятилетие. Элементы дизайна, ориентированного непосредственно на пользователя, развитое производство и гибкая система менеджмента поставок – всё это было основательно изучено, и всё ещё составляет львиную долю сегодняшнего успеха компании. Джобс строил Apple на той идее, что именно дизайнеры должны править бал. И, конечно же, уже тогда Джобс думал о будущем: работа Эсслингера на Apple в 80-ые включала не только ПК следующего поколения, но и изображения сенсорных планшетов и даже — да-да — наручных часов производства Apple.

Сейчас, когда iPhone отточен до логического завершения и мир в нетерпении ожидает действий компании в других продуктовых нишах, Эсслингер занят другими делами. Сегодня он работает инструктором по промышленному дизайну в академии De Tao Masters в Шанхае и учит своих студентов рассматривать свою сегодняшнюю работу в контексте завтрашнего дня. «Сегодня — это то, о чём думали давным-давно», — объясняет он мне по телефону из Шанхая. «А сегодня нам нужно проектировать, придумывать, экспериментировать, создавать прототипы будущего».

Эсслингер всё ещё помнит полезную модель мышления, которую ему открыл один из преподавателей, когда он обучался дизайну в Германии. «Он говорил: ну, ладно, будущее ускоряется. И мы это знаем. Но оглянитесь назад лет этак на 40-50 и создайте модель того, что произошло с тех пор и до наших дней. Это и будет модель всего, что произойдёт в ближайшее десятилетие. Так вы будете знать, чего ожидать». Но что же именно ждёт нас через десяток лет? Вот 4 сферы, которые, по мнению Эсслингера, наиболее готовы к внедрению инноваций.

Набросок Эсслингера во времена работы в Apple

1. Гибкие устройства

В то время как публика требует новых девайсов, которые можно носить на теле — вроде часов или очков — Эсслингер предрекает новые формы устройств, обусловленные наличием гибких деталей. «Думаю, вместо жёстких корпусов может появиться более органичная гибкая отделка», — говорит он.

Frog изучила такую концепцию в 2004 году для New York Times Magazine на примере Gelfrog Smart Notebook — гипотетической модели бюджетного ноутбука, направленного на поддержку образовательного процесса, с мягким покрытием, «больше похожим на ткань, приятным на ощупь, долговечным и прочным», нежели у обычного ноутбука. «Это как подошва у тапок», — поясняет дизайн Эсслингер. «Он не разобьётся, если вы швырнёте его в рюкзак». Отчасти это напоминает свежую модель планшета OLPC.

Со времён появления проекта Gelfrog возможности гибких компонентов радикально расширились. Сейчас исследователи предлагают такие вещи, как процессоры в виде пластыря и дисплеи в виде электронной бумаги, которые можно свернуть как газету. Сегодня, по словам Эсслингера, почти всё «можно свернуть или изогнуть».

2. Более человечные устройства

Ещё одной сферой, в которой Эсслингер видит возможности для улучшения — фундаментальные отношения между пользователем и его устройством. «Простоты в использовании в какой-то момент становится недостаточно», — говорит он. Эсслингер предрекает изысканное ПО в стиле персонального помощника, которое превратит наши девайсы в истинных компаньонов, которые осваивают не только потоки наших данных, но и особенности нашей личности, включая привычки и характер.

Эсслингер объясняет, что после долгих лет брака ему с его женой достаточно взгляда, чтобы понять, кто начнёт беседу во время вечеринки: «Компьютер сказал бы: эй, муж, послушай! Что это ты притих?». Он считает, что нас ожидает фундаментальный сдвиг в сторону более «человечной» связи с нашей электроникой, которая будет основана на «долгосрочном знакомстве». Это означает появление умного ПО с элементами развлечения: «Мало кому нравится повторять одни и те же команды из раза в раз». Учитывая то, как у получается Siri смешно выдавать даже самые бородатые шутки, он вполне может оказаться прав.

3. Более умное ПО

«Устройства сами по себе сложны в производстве и требуют наличия больших цепочек поставок Но вы в состоянии их изменить. И следующий продукт будет другим», — говорит Эсслингер. «А вот ПО, в свою очередь, это как одушевлённое вечное животное, которое вы не в состоянии убить». Говоря это, Эсслингер имеет в виду головную боль, связанную с предыдущими версиями программ, устаревшими драйверами, проблемами с совместимостью и бесконечными строчками кода, который накапливается как пыль внутри наших любимых приложений. «И вся эта фигня взгромождается на тебя», — жалуется Эсслингер. «Это замедляет работу системы. На это тратится лишняя энергия и в итоге снижается информационный потенциал».

Вместо этого, он считает, что программные продукты должны заимствовать философию самих устройств, развиваясь в жёсткой взаимосвязи с девайсами, на которых они используются. «Уверен, что нужно ещё многое изучить в плане взаимосвязи устройства и ПО – и сделать эту связь более продуманной. Пока что в этом плане ещё есть множество недоработок».

Устройства вроде Leap Motion открывают новые возможности в 3D-интерфейсах

4. Трёхмерные интерфейсы

«3D-интерфейсы более естественны, ведь мы живём в трёхмерном мире», — отмечает Эсслингер. «Большинство интерфейсов на сегодняшний день выглядят как лист бумаги. И это не даёт вам возможности ориентироваться в третьем измерении».

Это та сфера, в которой в последние годы отмечались быстрые изменения — от доступного 3D-контроллера Leap Motion до мелкомодульных устройств Kinect с высокой чувствительностью к движениям. Также можно заметить следы проникновения таких изменений в системы вроде iOS7, в которой делается попытка внести налёт трёхмерной слоистости в привычный двухмерный интерфейс, чтобы добавить ощущение пространства между иконками приложений, системными экранами и меню.

Безусловно, основная задача будет в том, чтобы создать 3D-интерфейс, в котором действительно есть смысл. За десятилетия мы привыкли к пользовательским интерфейсам в виде листа бумаги. Но одной из причин, по которой в этой области намечается прогресс, является то, что устройства наконец-то готовы сделать это для нас. «Уверен, что третье измерение открывает широкие возможности. И важно отметить, что даже небольшие компьютеры обладают достаточной мощностью, чтобы работать с ним», — заявляет Эсслингер. «Вычислительная мощность компьютера всегда была ограничивающим фактором. Но сегодня мощности просто невероятны, и будут только увеличиваться».

Этот материал является переводом оригинальной статьи Кайла Ванхемерта «The Godfather of Apple Design Spots 4 Looming Tech Trends» в журнале Wired.

#Статья #Apple #дизайн #переводы #Хартмут_Эсслингер