Технологии
Вадим Елистратов

Рак, лебедь и айфон

Главные гаджеты 2013 года

В последние годы любой уважающий себя обозреватель техники, подводя итоги, обязательно отмечал, что гаджеты уже давно перестали быть просто железками: это стиль жизни, это высказывание. 

2013 не стал разрушать эту тенденцию, но обострил ситуацию до предела: сразу несколько крупных направлений в индустрии вошли в переходный период, что сделало споры на тему гаджетов особенно жаркими.

TJournal вспоминает самые громкие победы и провалы прошедшего года.

HTC One

Утекшие в сеть до анонса фотографии нового флагмана HTC интернет встретил скептически. Обратив внимание на две полоски по краям, многие называли его «перевернутым iPhone 5», что по факту не так уж далеко от истины. 

Тем не менее, бедствующему и стремительно теряющему рынок тайваньскому производителю действительно удалось сделать смартфон с признаками индивидуальности. Его не забыли даже после выхода Samsung Galaxy S4 и других громких и успешных Android-релизов.

НО: Многие СМИ отметили, что камера HTC One с акцентом на съемку в темноте не очень хорошо показывает себя днём. Кроме того, HTC традиционно для себя размыли свой суб-бренд, выпустив под ним еще два аппарата с другими диагоналями экрана.

iPad Air и iPad mini Retina

Создавая iPad Air, Apple формально повторила трюк, который она провернула с iPhone 4: после нескольких минорных обновлений разом выстрелила по всем фронтам, выпустив действительно бескомпромиссный продукт. iPad Air лучше своего предшественника буквально в каждом нюансе: динамик, экран, вес, размеры, скорость зарядки, скорость работы. 

Но удивил он кого-нибудь так, как удивил iPhone 4? Пожалуй, нет. Рынок планшетов, как и рынок смартфонов, наконец-то стабилизировался: даже такие качественные скачки воспринимаются публикой достаточно спокойно.

НО: Самым слабым звеном в iPad Air оказалась iOS 7. Купертино не хватило одного года, чтобы изобрести себя заново, но у них есть шанс исправиться в неминуемой iOS 8. В свою очередь, iPad mini Retina, младший брат Air, получился более спорным: в самых первых обзорах выяснилось, что его экран потерял одно из главных преимуществ, которым Apple гордилась в последние годы — точную цветопередачу.

Moto X

После продажи Google мобильное подразделение Motorola на время затихло, чтобы серьезно изменить свой курс. Результатом этой паузы стал смартфон Moto X, который на момент своего поступления в продажу не был топовым ни по одной из характеристик. Motorola попыталась выпустить аппарат на Android, который подобно iPhone стоял бы в стороне от конкурентов и избегал прямых сравнений благодаря наличию собственного лица и стиля. 

Американцев (а это сейчас основной рынок для компании) попытались привлечь местной сборкой и широкими возможностями персонализации (ободки и панели различных цветов, фактур и материалов), но ни одна из этих мер не принесла оглушительного успеха: к ноябрю компании удалось продать всего 500 тысяч аппаратов, что выглядит скромно даже на фоне результатов увядающей Nokia.

НО: Осенью Motorola представила удешевленную версию Moto X под названием Moto G, которая в конечном итоге может оказаться заметно успешнее своего предшественника. Аналитики тем временем задаются вопросом, почему Google продолжает при создании линейки Nexus сотрудничать с LG, когда у нее во владении есть свой собственный производитель. Например, выпущенный вместе с корейцами недорогой Nexus 5 фактически стал одним из главных убийц Moto X.

Xbox One и PlayStation 4

Пока PlayStation 3 и Xbox 360 доживали положенные им годы, картина мира радикально изменилась: им стали править более универсальные устройства — смартфоны и планшеты. Перед анонсом консолей нового поколения в прессе день за днем поднимались каверзные вопросы. Кто будет покупать за 500 долларов устройство, которое не умеет ничего кроме игр, когда есть iPad? Что случится, когда планшеты станут такими же мощными, как консоли?

Не исключено, что скоро вместо приставки мы действительно будем просто подключать к телевизору смартфон с геймпадом, но пока время для таких революций не настало. Несмотря на пёструю мишуру из социальных функций, Xbox One и PlayStation 4 получились до крайности консервативными. Настолько, что многие до сих пор видят в них «компьютер с геймпадом». Однако это не помешало игрокам со всего мира смести оба устройства с прилавков: через месяцы после старта продаж обе консоли находятся в большом дефиците, при том, что играть на них особо не во что.

НО: Предсказания некоторых издателей о том, что Xbox One и PlayStation 4 станут последними классическими домашними консолями, кажутся правдой. Нет сомнений, что через 5-7 лет привычным телевизионным приставкам найдутся куда более интересные альтернативы. Например, во второй половине 2014 года Sony планирует запустить облачный сервис Gaikai, для которого и консоль-то не нужна — только телевизор с геймпадом и стабильное подключение к сети.

Oculus Rift

Пока мастодонты игровой индустрии начинали заново делить рынок, настоящее «новое поколение» тихо и спокойно ковалось в небольшой американской компании Oculus VR. Полноценный шлем виртуальной реальности так долго оставался мечтой, что мы не заметили, как у нас появилась его жизнеспособная и обреченная на коммерческий успех версия. 

На практике создание такого устройства все это время упиралось в одну единственную проблему — задержку: если вы поворачиваете голову в реальности, а в игре это движение повторяется с небольшим запаздыванием, то вероятность неожиданной второй встречи с собственным завтраком повышается в геометрической прогрессии. Авторам Oculus Rift удалось решить эту проблему, хотя многие пользователи отмечают, что после его использования какое-то время чувствовали себя дезориентированными. 

С другой стороны, кажется, уже ни у кого нет сомнения в том, что Oculus Rift — это тот шаг вперёд, которого мы так долго ждали: общение с ним поражает воображение даже тех, кого игровая индустрия совсем перестала удивлять.

НО: Параллельно с Oculus своими шлемами виртуальной реальности начали заниматься и другие компании. Очевидно, что в ближайшем будущем нас ждет война стандартов «виртуальной реальности», которая может создать дополнительные проблемы для разработчиков. 

Samsung Galaxy Gear

В последние пару лет Samsung трудно обвинить в прямом копировании конкурентов. С выходом смартфона Galaxy S4 появилось ощущение, что компания наконец-то нашла себя и потеряла необходимость искать вдохновение на стороне. Однако «умные часы» Galaxy Gear, которые она выпустила спустя несколько месяцев, резко испортили новую репутацию Samsung.

В случае с Galaxy Gear корейская компания решила сыграть на опережение, вдохновившись не продуктом Apple, а слухами о нём. Итог оказался чудовищным: профильная пресса безжалостно разгромила устройство, которое так и осталось списком функций, не дойдя до кондиции цельного продукта. 

Galaxy Gear многим открыл глаза на то, что в последнее время большинство успехов компании (вроде Galaxy Note) стали не результатом предугадывания желания потребителя, а скорее результатом простого перебора всех возможных форм-факторов.

НО: Пока Apple не выпустила свои собственные часы, выводы делать преждевременно. Быть может, этот форм-фактор по своей сути гиблая идея. Впрочем, те же «умные часы» Pebble вполне успешно вышли на рынок и в определенном смысле состоялись, пусть и не наделали большого шума.

iPhone 5s и iPhone 5c

Трудно представить более неудачный год для выпуска смартфона со сканером отпечатков, чем «год Сноудена». Тем не менее, Apple вполне удалось выйти сухой из воды: продажи новой модели в очередной раз стали рекордными

iPhone 5s, как и любая s-модель, был обречен на успех: потенциальные покупатели были морально готовы к исправленной и дополненной версии iPhone 5, каковой новый смартфон от Apple и оказался. В два раза большая скорость работы, исправленная ситуация с облезающей краской, улучшенная камера и сканер отпечатков в качестве «one more thing». 

Последний в лучших традициях Apple «работает на магии» (процесс сканирования очень быстр и сопряжен с простым нажатием кнопки «Home») и вызывает жаркие споры в сети о своей необходимости.

НО: Неизвестно, какие продажи Apple хотела видеть у iPhone 5c, но смартфон не стал громким успехом. Покупатели не спешили в магазины за iPhone 5c в пластиковом корпусе по цене обычного iPhone 5, пусть многие из них и отметили, что новый смартфон благодаря покатым краям лежит в руках лучше, чем все айфоны последних лет. 

Тем не менее, цена iPhone 5c недвусмысленно намекала на то, что Apple таким образом хотела повысить продажи iPhone 5s и смягчить фактор каннибализации рынка со стороны годовалого iPhone 5, нежели выпустить успешный самодостаточный продукт.

Leap Motion

Как и Oculus Rift, сенсор Leap Motion стал еще одним «завтра» из фантастических фильмов, который как-то слишком быстро и решительно превратился в «сегодня». В 2012 году Leap Motion поражал воображение, создавая иллюзию, что недорогое устройство сможет навсегда изменить то, как мы общаемся с компьютерами. 

Итог оказался куда более прозаичным: поступления Leap Motion в массовую продажу почти никто не заметил, разработчики не бросились добавлять его поддержку в свои приложения, да и постоянно держать руки на весу оказалось довольно утомительным делом.

НО: Этой технологии можно найти применение, учитывая что Leap Motion компактный и достаточно дешевый, но перекладывать на нее основные функции компьютера все же не слишком разумно. Тем временем компания Thalmic Labs готовится выпустить Myo — аналог Leap Motion, для которого руку не нужно держать над столом: управление осуществляется с помощью сенсора в форме браслета.

Steam Machine

Формально Steam Machine выйдет только в 2014 году, но за последние месяцы Valve дала попробовать свой новый проект не только прессе, но и простым игрокам, которые наводнили сеть фотографиями, видео и отзывами. 

Значимость произошедшего трудно переоценить: пока Microsoft не обращала внимание на PC-гейминг, вкладывая все силы и средства в развитие Xbox, на Windows (а потом Mac и Linux) умудрился вырасти паразит — цифровой магазин Steam, который с каждым годом все больше становился похожим на полноценную игровую платформу. 

Итог развития Steam предельно логичен: Valve выкидывают Microsoft из уравнения и начинают выпускать унифицированные игровые ПК на собственной операционной системе. При этом компания защищена от провала, так как производством аппаратного обеспечения занимаются ее партнеры. По сути дела Valve выпускает свою игровую консоль, но отбросив в сторону методы, к которым прибегают классические платформодержатели вроде Nintendo, Microsoft и Sony.

НО: Как показывает практика, заниматься консольным бизнесом, имея открытую платформу, опасно. Заметным трендом в 2013 году стали небольшие дешевые игровые приставки на Android вроде Kickstarter-проекта OUYA, но на пороге 2014 о них уже почти никто не помнит. Удастся ли Valve побороться за место под телевизором с Microsoft и Sony, покажет время.

Google Glass

Несмотря на свою схожесть со слуховым аппаратом или любым другим медицинским прибором, «умные очки» от Google в 2013 году стали настоящим модным аксессуаром. Кажется, что большинство людей сильнее заботила возможность сфотографироваться в Google Glass, нежели сценарии их ежедневного применения. 

Сами представители интернет-гиганта не слишком помогали разрушению этого образа: по итогам 2013 года для многих потенциальных покупателей это устройство будущего так и осталось компактной видеокамерой для съемок в режиме «вид из глаз» и отображения виджета погоды. Именно поэтому в рейтингах многих IT-изданий Google Glass умудрились стать как лучшим гаджетом года, так и худшим.

НО: Рынок смартфонов и планшетов входит в состояние стагнации, а у носимой электроники вот-вот должен начаться «золотой век». Осталось только понять, где же мы эту электронику будем носить. На носу? На запястье? Или даже под кожей?

#Статья #Apple #Google #Samsung #Google_Glass #Galaxy_Gear #Valve #Xbox_One #Steam_Machines #iPad_Air #Samsung_Galaxy_S4 #iPhone_5s #iPhone_5c #Moto_X #Moto_G #PlayStation_4 #Oculus_Rift #HTC_One #iPad_mini_Retina #главные_гаджеты_2013_года #OUYA #Leap_Motion