Ретро: Реклама папиных яблок

Как рекламировалась Apple в 80-е годы

В закладки

22 января исполнилось ровно 30 лет с выхода легендарного рекламного ролика Apple, снятого по мотивам романа Джорджа Оруэлла «1984». По этому поводу TJournal вспомнил, какую ещё заметную рекламу делала корпорация Стива Джобса в те годы.

Ролик Apple, получивший название «1984», часто называют лучшей или как минимум самой запоминающейся рекламой, показанной в ходе трансляции Супербоула — финальной игры чемпионата Национальной футбольной лиги США. Она и на тот момент, да и сейчас, разительно отличается от «обычной» рекламы: вместо того, чтобы расхваливать технические характеристики компьютера Macintosh, она рисует Оруэлловский мир, который разбивается молотом безымянной бунтарки.

24 января Apple Computer представит Macintosh. И вы увидите, почему 1984 год не будет таким, как в «1984».

Созданием ролика занималось рекламное агентство Chiat/Day, а режиссёром выступил уже известный по фильмам «Чужой» и «Бегущий по лезвию» Ридли Скотт. К съёмкам привлекли 350 человек, включая настоящих лондонских скинхедов, а на главную роль взяли британскую спортсменку Аню Мейджор (к слову, на её майке в рекламе изображён стилизованный Macintosh).

Стиву Джобсу, потратившему на рекламу 650 тысяч долларов, результат очень понравился. А вот члены совета директоров Apple были не в восторге. После того, как им в первый раз показали ролик, в зале, где они сидели, воцарилось молчание. Тишину прервал голос председателя совета директоров компании Майк Маркула (Mike Markula): «Можно я уволю рекламное агентство?».

Изначально рекламодатели купили две минуты рекламного времени, но из-за негативной реакции менеджмента Apple половину этого времени в последний момент успели продать другим компаниям. В оставшуюся минуту, которая обошлась компании в 250 тысяч долларов, как раз и уместили ставшую впоследствии легендарной рекламу. 22 января американские телезрители, прильнувшие к экранам телевизоров из-за Супербоула, увидели «1984».

Компания показала минутную рекламу всего один раз, но этого хватило, чтобы произвести фурор. Ролик упоминали и показывали в новостных выпусках и телешоу так часто, что, по подсчётам сотрудников Apple, в сумме бесплатного эфирного времени набралось на 150 миллионов долларов.

Ролик действительно стал легендой на долгие года. Например, в 2010 году для анонса Mac-версии игры Half-Life 2 был записан практически идентичный ролик, но на движке игры и с одной из её главных героинь, Аликс. Метает она не молот, а ломик — символ Half-Life.

В феврале 2011 года в ход пошли прямые конкуренты: Motorola, рекламируя на Супербоуле свой Android-планшет Xoom, открыто вдохновлялась оригинальным «1984». Только в «Большом брате», стирающем различия между людьми, теперь угадывалась сама Apple.

Но вернёмся в 1984 год. Apple не стала останавливаться на достигнутом. В том же году она запустила маркетинговую кампанию, предлагающую потенциальным покупателям суточный «тест-драйв»: они могли взять компьютер, попользоваться им день, и, если не понравится, вернуть дилеру обратно.

К сожалению, кампания провалилась: люди действительно брали компьютер, пользовались им день и возвращали дилеру, не решаясь купить. Но для истории осталась серия рекламных роликов, в которых и рассказывается о предложении.

На следующий Супербоул Apple снова сняла рекламу, на этот раз посвящённую бизнес-предложению компании — Macintosh Office. Комплект из локальной сети, файлового сервера и сетевого лазерного принтера рекламировали в ещё более агрессивной манере, представляя всех, кто слепо верит привычным решениям (от IBM) леммингами, летящими в пропасть.

После этого вышло ещё несколько рекламных роликов, уже более приземлённых, но кампанию приняли плохо, а проект в итоге пришлось свернуть: файловый сервер, например, так никто и не купил.

Ещё в начале 1980-х годов Apple занималась рекламой другого своего компьютера, Apple II. В 1981 году в компанию наняли телеведущего Дика Кэветта, который снялся к нескольких роликах, напоминающих короткие ток-шоу: с «обычной домохозяйкой», следящей за курсом золота...

Или с Сантой.

Впрочем, не всё вертелось вокруг Кэветта: рекламщики из года в год придумывали всё новые ролики для Apple II и её последователя, Apple IIc, то называя его «самым персональным компьютером», то привлекая к съёмкам кенгуру.

Если легендарная «1984» поразила всех своей необычностью, то в последующие несколько лет Apple сконцентрировалась на рекламе, которая вбила бы в подсознание потребителей мысль, что пользоваться компьютерами компании легко, удобно и приятно. К этой категории можно отнести, к примеру, ролики о детях, воплощающих на Macintosh в миниатюре свои большие мечты.

Или о довольном жизнью мужчине, для которого офис там, где его компьютер, даже если это дом на берегу моря.

Или об учительнице, которая с младых ногтей приучает своих учеников искажать действительность.

Самой знаковой можно считать рекламу о случайном диалоге в аэропорту с лозунгом: «Представляем вам первый портативный компьютер, которым вы уже умеете пользоваться».

Этот лозунг не дошёл до наших дней, но им пропитано всё, что производит Apple: компания делает всё, чтобы её продукцию можно было просто взять и начать пользоваться. А уж превращает ли это людей в безликую массу из «1984», каждый решает для себя сам.

Дух эпохи

1984 год

Алексей Пажитнов создаёт игру «Тетрис»

Вышел фильм «Терминатор»

Сингл Пола МакКартни и Майкла Джексона «Say Say Say» на третьей строчке Billboard Hot 100

#Статья #Apple #Рубрика_Ретро #ретро #Супербоул #Macintosh #Apple_II #реклама_Apple #реклама_Macintosh #реклама_1984 #реклама_Apple_II

Статьи по теме
Ретроспектива iTunes: от античности до нашего времени
Ретро: Первый браузер на селе
Volkswagen снял «идеальную» рекламу для Супербоула
{ "author_name": "Султан Сулейманов", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0443\u043f\u0435\u0440\u0431\u043e\u0443\u043b","\u0441\u0442\u0430\u0442\u044c\u044f","\u0440\u0443\u0431\u0440\u0438\u043a\u0430_\u0440\u0435\u0442\u0440\u043e","\u0440\u0435\u0442\u0440\u043e","\u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430_macintosh","\u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430_apple_ii","\u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430_apple","\u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430_1984","macintosh","apple_ii","apple"], "comments": 14, "likes": 13, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tech", "id": 49431, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 23 Jan 2014 23:17:15 +0400" }
Комментарии

Активный шар

4

Хорошые ролики, Стив Джобс был лучший , всю душу вкладывал в свое детище!

Небольшой крюк

9

Спасибо Султану за ностальгию по VHS-качеству!

Инвестиционный хот-дог

2

Шутка про Майли Сайрус к первому ролику еще актуальна?

Технологии
дискуссии в сообществе доступны только владельцам клубного аккаунта
С клубным аккаунтом вы сможете
создавать записи и вести дискуссии в закрытых сообществах
наслаждаться нашим сайтом без рекламы
помочь проекту и почувствовать себя лучше
Купить за 75₽

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Действительно важные push-уведомления
Подписаться на push-уведомления