Технологии
Никита Лихачёв

Гость TJournal: Борис Веденский

Видеоблогер и основатель Droider.ru о девушках, Android, YouTube и Apple

Каждую неделю TJournal приглашает к себе в гости интересных деятелей интернета. На этот раз мы поговорили с Борисом Веденским, видеоблогером, телеведущим «Москвы-24» и сооснователем проекта Droider.ru.

Ты ведёшь шоу на канале «Москва-24», занимаешься видеоблогингом, развиваешь сайт Droider.ru. Где ты ещё работаешь?

Наверное, это и есть основные занятия. Каждый раз, когда знакомлюсь с девушками, сам задаю себе вопрос: как представиться? Раньше представлялся журналистом: это звучит солидно.

А телеведущим?

Такое бывало, но неловко так говорить. Всё равно что девушка скажет «Угости меня кофе», а ты ей «Я зарабатываю стопицот миллионов». Сейчас представляюсь видеоблогером.

Но это же несолидно!

Зато это больше соответствует тому, на что я трачу больше времени и что меня увлекает.

Как появился Droider?

Я закончил Бауманку по направлению «всякое там IT». В нескольких местах успел поработать программистом. Мы работали вместе с моим партнёром Валерой Истишевым в отделе одной IT-компании и решили сделать сайт про Android. Тогда он только начал набирать обороты: вышел первый клёвый смартфон, HTC Hero.

В тот момент в России было только два сайта про Android: мы и DroidNews, который появился за два месяца до нас. Почти сразу мы решили сделать аккаунт на YouTube, потому что тогда ещё было очень мало качественного видеоконтента про Android, тем более тёплого, лампового и доброго.

А зачем ты стал делать сайт? Было интересно самому разобраться в этом?

Изначально интерес к гаджетам существовал. Даже когда я получал 6 тысяч рублей в месяц (что много по меркам многих регионов), уже тогда каждый год менял смартфоны.

Каким образом?

Ну, это было очень непросто, можешь представить. Это было начало 2010 года — четыре года назад. Про Android с самого начала было понятно, что он станет серьёзным конкурентом айфонам, и многим это понравится. Плюс какая-то изначальная тяга заниматься публичными вещами.

Ты в школе ходил на курсы ораторского искусства или выступал на сцене?

Мне даже дали какую-то грамоту «За активное участие в жизнедеятельности школы». Постоянно делали всякие выступления на праздниках. А вот КВН прошёл мимо меня. Когда учился в Бауманке, некоторое время работал в Дворце культуры звукорежиссёром: друзья любовно называли меня «оператор кнопочки Play». КВНщики в Бауманке были несмешными.

А ты вообще сам из Москвы?

Да, я родился здесь.

Москвич, а работал за 6 тысяч рублей!

Как говорят, это были лихие двухтысячные, мы выживали, как могли.

В какой момент Droider стал серьёзным бизнесом?

Если говорить о серьёзных вехах в истории сайта, то через год после запуска мы сделали первый коммерческий проект. Это был конкурс с HTC: в течение месяца мы разыгрывали смартфоны, и каждый день в случайном месте сайта появлялась подсказка, из которых нужно было каждую неделю составить слово. С одной стороны, это мотивировало людей чаще заходить на сайт, с другой — они ломали голову, это было интересно.

Вторая веха тоже связана с финансовыми вопросами. Когда ты занимаешься… ну, я всё-таки не называю это стартапом — каким-то бизнесом, которого ещё не было — тебе важно, чтобы в какой-то момент это стало самоокупаться и позволяло тебе содержать самого себя. У меня был период, когда я ушёл с основной работы, на моей карточке осталось 40 тысяч рублей, и я не знал, когда будет следующий приход. Январь я жил вообще на кредитку.

Это послужило стимулом искать способы самоокупаемости проекта?

Уже на тот момент у нас были люди, которые занимались продажами, и было понимание, что это сработает.

Ну и как вы решили вопрос с финансами? В вас вложился кто-то?

Я действительно горжусь этим проектом, потому что нам не пришлось привлекать никаких внешних инвестиций. Всё держалось на инициативе двух людей. В течение полутора лет мы регулярно и бесплатно выпускали контент.

Ты ложишься спать очередной ночью, после того, как ты несколько часов потратил на проект после основной работы, и ты думаешь: просто так эти усилия пропасть не могут. Рано или поздно это во что-то выльется.

Важный скилл — умение продавать в условиях ещё не сформировавшегося рынка. Он ещё только начинает формироваться благодаря усилиям «Дройдера», «Карамбы» — двух крупнейших игроков на рынке рекламы в YouTube.

Как ты попал на «Москву-24»?

Очень просто: продюсеры увидели, что мы делаем на YouTube, и позвонили. Это распространённая история: у Макса 100500 есть клон его шоу на телеканале «Перец». Но там это всё-таки клон: мы делаем что-то другое. Есть Вика Юшкевич, которая делала «Сексуальную психологию», а сейчас она на «России-2» работает, кажется. Но не все популярные в YouTube видеоблогеры подходят под каноническое видение продюсеров того, каким должен быть ведущий.

А как ты стал медиа-селебрити из видеоблогера? Когда ты почувствовал известность?

Я ещё не стал никаким медиа-селебрити. Наверное, чувствовать начинаешь от того, что люди на улице подходят и узнают.

Это из-за телека?

Нет! Самое смешное, что спустя два года, как мы работаем на телеке, если каждый раз записывать, откуда человек тебя узнал, 80% — это YouTube, 20% — ТВ. Телек не работает! Может, потому что его смотрят дома люди, которые не выходят на улицу.

Почему там работаешь тогда? Хорошо платят?

Нет. Платят неплохо, но там самое интересное для меня — опыт, который я не получу в другом месте. Производство, организация процесса съёмки, как согласовывают материалы. Если не хочешь остаться до конца жизни видеоблогером, то надо интересоваться новыми вещами.

На «Москве» как-то используют твою популярность в соцсетях? Просят затвитить ссылки на какие-нибудь передачи?

Ссылки я и сам публикую, а SMM-щики канала, конечно, всё понимают и иногда со мной взаимодействуют. Но учитывая, что иногда я бываю резок в Твиттере, они делают это редко.

Тебе же недавно читатели высказали, что у тебя стало много политики.

В видеоблогинге я себя позиционирую как чувак, который интересуется политикой, технологиями, интернетом и музыкой.

При этом ты снимаешь передачу про путешествия.

Я бы не сказал, что это про путешествия. Это скорее что-то вроде скетч-шоу: главное не то, где я нахожусь, а как я это обыгрываю.

Почему так много путешествуешь?

В основном по дройдеровской работе. Часто случаются пресс-туры на те или иные крутые мероприятия. Часто ездим сами, когда никто не везёт. Правильный пресс-офис выбирает журналистов из наиболее популярных изданий. Есть неправильные, которые нас не берут, а берут кого-нибудь ещё — и совершают ошибку. Есть компании, которые в принципе никого не возят — Google, например.

А кто вертится вокруг вас в тусовке? AndroidInsider.ru?

Ну, это несравнимая аудитория абсолютно. По сайту — сравнимая, а по YouTube — нет.

А вы делаете упор на YouTube сознательно?

От картинки гораздо более сильные впечатления, чем от чтения текста. Мощность контакта выше.

Вы могли бы и текст производить.

Мы сейчас работаем над этим. У нас большие планы по сайту на этот год.

И как обычно проходят твои путешествия? Ты ходишь по барам и пристаёшь к прикольным ребятам?

После того, как я принял решение, что из всех поездок я буду снимать отчёты, я стал больше мотивирован, чтобы посетить как можно больше прикольных мест, потому что я из этого сделаю материал.

Видеоблогинг для меня — часть жизни. Я от этого получаю удовольствие.

Идёшь по улице и видишь кадр, который можно подснять?

Когда я в поездке, у меня камера вообще всегда в руке. Как только я вижу какого-нибудь бомжа, который поёт Марсельезу, сразу включаю запись.

Как реагируют люди, когда ты начинаешь говорить сам с собой?

Сначала они пытаются понять, откуда исходит шум. Убедясь в том, что я не террорист, и поводя глазами в разные стороны, идут дальше — иногда закрыв лицо рукой.

Почему YouTube так слабо участвует в развитии видеоблогерства в России?

Думаю, их больше всего волнует бизнес. Многие не понимают, как внутри устроен Google. У них офисы раскиданы по всему миру: шеф может сидеть в Лондоне, а его команда — в Индии.

Насколько я понимаю Google, им интереснее заниматься новыми технологиями — прежде всего, интернет, поиск, Google+ потихонечку. Интересно вкладываться в Google X, делать прорывные проекты. YouTube для них — это такая игрушка: они понимают, что это очень важно, но серверные мощности совершенно не окупаются.

Какой будет основной сценарий использования Google Glass?

Я думаю, они и сами это сейчас пытаются понять. Очень похоже, что текущая версия очков — это ещё пока тестовый прототип. Он не подходит для массового пользователя — у него просто очень быстро батарейка сажается. Нужно время, чтобы технологии позволили решить эти «детские болезни».

Есть крутой ролик от голландских режиссёров под названием «Sight», где у парня в глазу умная линза. В неё встроено приложение «Smart Dating», помогающее разруливать разговор: она сказала, что любит красное вино — закажи, вернись к предыдущей теме, она ей больше нравится.

Как ты вообще стал адептом Android? Из-за задротства Бауманки?

Наверное, отчасти из-за задротства, но скорее из-за ощущения закрытости Apple как компании. Не в том смысле, что это закрытое ПО, что мне тоже не нравится, а закрытость в плане коммуникаций — я не понимаю, что у них в голове творится.

От Apple ощущение, что чуваки ушли куда-то, посоветовались, вернулись и сказали, что будет вот так. Мне это не очень нравится. Это как-то слишком по-путински.

В их успехе очень большая доля харизмы и подачи. Как немножко советскому человеку, мне это не нравится. Помню, в детстве ходил с мамой на рынок, и она мне рассказывала про торговлю — она экономист по образованию. Я её спрашивал, почему велосипед столько стоит? Она объясняла, что он стоит столько, за сколько его можно продать: кривая спроса, кривая предложения, они пересекаются, вот эта вся классическая тема.

Я это совершенно не мог понять и говорил: «Ну вот колёса, они стоят столько-то, цепочка, рама — всё это вместе сложить и получится цена». Я не мог понять, почему люди не продают товары по себестоимости. Мне всегда казалось, что так правильно. Если бы в мире обеспечить условие соблюдения всеми этого альтруистического подхода, эта модель могла бы быть эффективной.

Как ты знакомишься с девушками?

Не очень качественно. В основном, в барах. Я понимаю, что в барах не самый лучший срез.

Одинокие, с тягой к алкоголю, неудачницы.

Ага. Нехорошо, если в паре оба человека такие. Иногда надо делать усилие над собой и идти куда-нибудь — на выставку.

Ты шутишь.

Тысячу лет не был на выставке.

А что ты делаешь в свободное время? Оно у тебя бывает?

(задумался) Последнее время, типа, сплю. Мне подарили PlayStation 4 и последнее время я стал играть в игры. Сейчас мне уже надоело, потому что для PS4 нет интересных игр, а на PS3 я прошёл самые клёвые — Last of Us, GTA V и Heavy Rain.

Что тебя драйвило всю жизнь?

Музыка, наверное. Я в течение пяти лет пытался вместе с другом собрать группу — почему и пошёл работать звукорежиссёром. Я сидел дома и занимался аранжировками и написанием текстов. Группа не получилась, потому что мне не хватило менеджерских усилий, чтобы найти людей и организовать репетиции — мне всё это казалось очень сложным.

Не получилось собрать группу, но получилось собрать Droider?

(смеётся) В Droider не нужно было много людей поначалу — было всего два человека. Их не нужно было организовывать, они сами были мотивированы.

С каких трёх сайтов ты начинаешь свой день?

Twitter, «Лента.ру». Последнее время это ещё и «Украинская Правда» — сейчас так интересно следить за тем, что происходит на майдане. Он, конечно, адски оппозиционный, но там сейчас все такие.

Святая троица

Сайты, с которых Борис начинает каждое утро

Twitter, сервис микроблогов

«Лента.ру», интернет-СМИ

«Украинская правда», интернет-СМИ

#Интервью #Apple #YouTube #Гость_TJournal #Android #видеоблогеры #Борис_Веденский #Droider #Москва_24 #Карамба_ТВ