Технологии
Вадим Елистратов

Игры для взрослых

Что такое «игры для взрослых», как к ним относятся на Западе и почему их не нужно бояться в России

После трагедии 3 февраля, когда московский школьник вооружился огнестрельным оружием и убил своего учителя по географии, в России в очередной раз подняли тему регулирования «игр для взрослых».

По этому поводу TJournal вспоминает материал портала Polygon о том, как к таким продуктам относятся на Западе и почему разница между рейтингом «17+» и «18+» имеет такое колоссальное значение для издателей игр.

Мысли, которые создатель BioShock: Infinite Кен Левин хочет донести до игроков, оказываются настолько сложными, что ему приходится буквально вынуждать их читать книги между перестрелками и диалогами

Около 40 лет назад самой популярной игрой в США была Pong: две подвижные белые полоски по краям экрана и квадратик между ними, символизирующий шар. 20 лет назад индустрией правила Super Mario World — безобидный платформер о двух братьях-сантехниках, преодолевающих препятствия на пути к заточённой принцессе.

Еще спустя 10 лет вышла Grand Theft Auto 3 — игра о гангстере, который с помощью убийств и насилия прокладывает свой путь к верхушке «пищевой цепи» погрязшего в криминале города. В 2013 году все возможные и невозможные регалии от прессы получила The Last of Us — вдохновленная «Дорогой» живого американского классика Кормака МакКарти история о сохранении человеческого лица перед лицом краха цивилизации.

На протяжении всего своего существования игровая индустрия постоянно увеличивала обороты и, соответственно, взрослела — уже в 90-е в ней все чаще начала появляться потребность в более комплексных и зрелых высказываниях. Рост общей аудитории пользователей, проводящих свободное время с мышкой или геймпадом в руках, позволил нишевым продуктам начать добиваться коммерческого успеха.

В середине Spec Ops: The Line главный герой наблюдает последствия применения белого фосфора и так и не приходит в себя после этого зрелища

В начале 2013 года на прилавках магазинов можно найти игры вроде BioShock Infinite, для полного понимания которой нужно хорошо разбираться в американской истории и некоторых философских течениях. Или Spec Ops: The Line — жуткую историю о том, как человека постепенно сводят с ума ужасы войны. Игры уже давно не являются детской забавой и считаются настоящим искусством.

Тем не менее, стремящаяся повзрослеть индустрия окончательно упёрлась в возрастной рейтинг M («mature» или «зрелый», 17+) — именно с ним выходит большинство игр, рассчитанных на взрослую аудиторию. Тогда как пометки AO («adults only» — «только для взрослых», 18+) издатели боятся как огня и без сожаления сглаживают углы, чтобы угодить оценочной комиссии.

В США необходимость выставлять возрастные рейтинги компьютерным играм появилась еще в 1994 году. Тогда власти страны поставили деятелям индустрии своеобразный ультиматум: «либо вы сами создаете оценочную комиссию, либо этим займемся мы». Издатели решили обойтись без правительства и организовали ESRB («Entertainment Software Ratings Board» — «совет по оценке развлекательного программного обеспечения»), существующий и по сей день.

В одной из миссий GTA V игроку необходимо собственноручно зверски пытать мужчину несколькими способами, включая те, что применялись в скандально известной тюрьме Гуантанамо

Согласно базе данных ESRB, за все время своего существования к середине 2013 года комиссия оценила более 31 тысячи программных продуктов, из которых только 32 получили рейтинг «только для взрослых», и лишь 25 из них были видеоиграми — около 0,08% от общего числа.

По описанию ESRB, в проектах с рейтингом «18+» есть «длинные сцены с интенсивным насилием, выразительный сексуальный контент, азартные игры с использованием реальной валюты, взрослые сексуальные темы, обнаженная натура, нецензурная брань, использование наркотиков, кровь, юмор для взрослых и употребление алкоголя».

Несмотря на то, что разница между рейтингами M и AO составляет всего один год, крупные компании не хотят иметь дело с контентом «только для взрослых». Sony, Microsoft и Nintendo запрещают выпускать подобные продукты на своих платформах. То же касается магазинов Steam и Apple, а также краудфандингового сервиса Kickstarter. Не поддерживают такие проекты и обычные ритейлеры. Если игра выходит за рамки рейтинга «17+» в понимании ESRB, она твёрдо стоит на пути коммерческого самоубийства.

Главному герою первого сезона игры The Walking Dead приходится объяснять все свои поступки маленькой девочке. Именно она, выступая в качестве «морального компаса», делает проект более взрослым, а не кровь и насилие

В теории игру «только для взрослых» вполне возможно выпустить на PC, однако попытки выделиться подобным образом чаще всего заканчиваются ничем: проект, лишенный большинства привычных каналов для распространения, не окупает свои затраты на производство. Кроме того, сами по себе щекотливые темы могут создать негативную репутацию для разработчика или даже оскорбить его текущих или будущих сотрудников.

И если в игровой индустрии планка допустимого все еще уверенно держится на категории M, то кино всё чаще скатывается к рейтингу PG-13. 13 октября в российский прокат выходит новая версия «Робокопа» Пола Верховена, пригодная для просмотра 13-летними подростками, тогда как оригинальный фильм, ставший классикой, был забит насилием под завязку. После провала «Хранителей» Зака Снайдера с их бюджетом 130 миллионов долларов и рейтингом M Голливуд окончательно отказался от выпуска дорогих фильмов для взрослых.

Проект Seduce Me в 2013 году был удален из программы поддержки инди-разработчиков Steam Greenlight за неприемлемый контент, однако вряд ли он мог бы претендовать на звание «игры года»

Однако когда речь заходит о том, что сложившаяся ситуация мешает самовыражению разработчиков, существующие игры «для взрослых» доказывают на своем примере, что кровь, секс, насилие и наркотики не помогают им стать качественнее. Проекты с плашкой AO на обложке не становятся успешными еще и потому, что чаще всего оказываются посредственным развлечением. В это же время талантливый автор может подать нелицеприятную тему даже более ярко, оставив отвратительные подробности за кадром.

Создатели серии Saints Row настолько сильно кичились своей «взрослостью», что продвигали третью часть с помощью гигантского дилдо, а также считали престижным получить запрет на продажу в Австралии

В то же время игры с рейтингом «17+», в которых хватает и секса, и насилия и нецензурной брани, являются фактически основой для игровой индустрии. Большинство самых заметных проектов 2013 года имели на обложке плашку с буквой «M», но в отличие от России, где по какой-то странной причине во всём принято винить разработчиков, они продавались именно целевой аудитории. В США владелец магазина игр может получить внушительный штраф, если продаст запретную коробку не достигшему 17 лет подростку.

В своё время скандальная серия игр Postal показала, что избыточность и вседозволенность в конечном итоге не приводит ни к чему хорошему с творческой точки зрения

«Взрослых игр» в России не нужно панически бояться по двум причинам. Во-первых, большинство из них производится в странах, которые сталкиваются с ESRB, а, значит, всегда придерживаются определенных границ дозволенного и не «учат убивать». Во-вторых, потому что контроль за их распространением — это мировая практика, прекрасно работающая в других странах.

И эту практику просто необходимо в точности перенять: тогда вместо «охоты на ведьм» в случае очередного инцидента с неуравновешенным ребёнком, отвечать за него будут родители, которые сами не проследили за тем, какие у сына на полке стоят игры, фильмы или книги. Если они неспособны заметить, что под их крылом растёт будущий убийца-психопат, то никакие запреты не помогут.

Не всё то для взрослых, что с сиськами,
Вадим Елистратов,
TJournal

#Статья #Microsoft #Kickstarter #Sony #GTA_V #The_Last_of_Us #Nintendo #возрастные_ограничения_в_играх #Pong #Super_Mario_World #Grand_Theft_Auto_3 #Кормак_МакКарти #ESRB #Spec_Ops_The_Line #Mature ults_Only #Entertainment_Software_Ratings_Board #Робокоп #Пол_Верховен #Хранители #Зак_Снайдер #Saints_Row #Postal #запрет_стрелялок