«Стартап»: найдётся всё, кроме «Яндекса» Статьи редакции
Рецензия на фильм, задумывавшийся как экранизация истории «Яндекса», но не ставший ей
3 апреля в кинотеатрах состоится премьера фильма «Стартап» — первой кинематографической истории успеха российской интернет-компании, созданной благодаря союзу предпринимателя и программиста. TJournal сходил на закрытый предпремьерный показ и разобрался, куда исчезла фамилия режиссёра Каримова, какое отношение имеет фильм к «Яндексу» и стоит ли его вообще смотреть.
Главные герои фильма: Сева и Борис
Наверное, любое новое кино о технологических стартапах никогда не перестанут сравнивать с «Социальной сетью» Финчера, раз и навсегда задавшей планку качества. Вот и долгожданный фильм «Стартап», окрещённый как история о «Яндексе», подавал надежды на первую полноценную экранизацию и вечный памятник основателям Аркадию Воложу и Илье Сегаловичу.
К сожалению искушённых зрителей, премьера не оправдала этих надежд. «Стартап» — про всё что угодно, но не «Яндекс», и с «Социальной сетью» его сравнивать просто некорректно.
С одной стороны, сюжет «Стартапа» постоянно пытается зацепить зрителя узнаваемыми деталями и сходствами с «Яндексом», что делает его скорее похожим на пародию, чем на экранизацию. Главные герои — Сева и Боря — вылитые Сегалович и Волож, а последний даже сбривает усы после успешного выхода на IPO, как и настоящий гендиректор «Яндекса».
В постере фильма слишком явно читается новый логотип «Яндекса», а расшифровка названия поисковой системы HOLMES (в нём даже используется характерная для Шерлока Холмса лупа) до боли напоминает известное «Yet Another Indexer». Среди расплывчатых и полуфиктивных деталей особенно выделяется факт, взятый из реальной жизни: когда HOLMES собираются прибрать к рукам злодеи из Администрации Президента, основатели находят компромисс и продают золотую акцию крупной государственной компании.
Есть в фильме и несостыковки: например, Сева по сюжету — нагловатый предприниматель без навыков программирования, а Сегалович всё-таки был скромным технарём. Герой аутичного программиста в тертом свитере по прозвищу Бергамот был вообще взят из жизни основателя ABBYY Давида Яна: он на самом деле пять лет не виделся с автором своей первой программы, хотя всё это время они работали в одной компании.
Мистическим образом в фильме оказался и полупророческий эпизод: Боря, герой Воложа, ищет команду для работы над поисковиком и встречается с человеком, похожим на Павла Дурова (по сценарию он имеет фамилию Баранов). Тот советует Борису продать проект и уехать в США: «Потому что это Россия». В конце фильма делается ещё одна отсылка на успешность Дурова: Борис после IPO стоит на балконе с таким же видом, как и на известной фотографии Павла из Дубая.
Кадр из трейлера
Но если посмотреть с другой стороны, цель фильма была совсем не в экранизации истории самого известного технологического гиганта России. Его идея родилась на форуме «Что Россия может дать миру» в 2009 году, где отечественные предприниматели презентовали свои достижения. Александр Галицкий из фонда Almaz Capital «подбросил» будущему продюсеру фильма Ирине Смолко идею для фильма, обратив внимание на похожесть историй российских компаний: партнёры создают успешный бизнес несмотря на проблемы с деньгами, властью и личной жизнью. Такой шаблон может примерить на себя любой предприниматель, и действительно, на предпремьерных показах зрители из тусовки стартаперов узнавали в героях себя, рассказывала Смолко.
Изначально взгляд создателей фильма упал на «Яндекс» в качестве очевидного примера успешного российского стартапа, однако основатели «Яндекса» от сотрудничества отказались, а в процессе изучения историй других компаний авторы картины всё дальше отходили от поисковика. Материалов набралось так много, что их собрали в спецпроект на сайте «Газеты.ру», а картинка «Яндекса» размылась окончательно.
От «Стартапа» было два зрительских ожидания: получить удовольствие от русской «Социальной сети» и посмотреть на экранизацию истории «Яндекса». Не оправдалось ни одно.
Сюжетную линию роста сферического российского поисковика в вакууме стали перемежать выдуманные личные переживания главного героя Бориса: он то уходил в прострацию от смерти отца, то впадал в ярость от бездельников в офисе, а постельные сцены сменялись семейными бытовыми ссорами. В разговоре с TJournal Ирина Смолко намекнула, что такие отношения героя Воложа с женой вряд ли могли кому-то понравиться.
В итоге представители «Яндекса» официально открестились от любой связи с фильмом.
«Яндекс» не имеет к фильму «Стартап» никакого отношения. Авторы фильма связывались с нами, но наше общение быстро закончилось, когда мы поняли, что они собираются снимать не историю о магии интернет-технологий, а историю о деловых и личных успехах молодых бизнесменов. Нам это не очень интересно.Пресс-служба «Яндекса»
Но если не воспринимать «Стартап» как правдивую историю «Яндекса», то можно ли относиться к нему как к увлекательной повести, мотивирующей на новые свершения? К сожалению, и это даётся с трудом.
Пожалуй, не стоит излишне ругать актёрскую игру и странные паузы в диалогах, уничтожающие необходимое для получения удовольствия от просмотра напряжение. Несмотря на привлечение к съёмкам технических консультантов, изображённые в фильме стереотипные программисты картинно используют «умные» слова вроде «информационной объективности» и «алгоритмов», вызывая лишь улыбку — причём скорее из сострадания, чем из нежности.
Скорее всего, качество фильма как-то связано с таинственной историей участия в проекте молодого режиссёра Романа Каримова, известного по «Неадекватным людям». Если ещё год назад о его работе над «Стартапом» говорили публично, то ближе к премьере имя Каримова неведомым образом исчезло со страницы «КиноПоиска» и даже из титров.
Кадр со съёмок: Сева, герой Сегаловича и Роман Каримов (справа)
На прямой вопрос TJournal о Каримове продюсер картины Ирина Смолко ответила уклончиво.
У нас был молодой режиссёр, который всё снял, работал все съёмочные дни, но дальше он взял псевдоним «Игорь Сколков». Были ещё небольшие досъёмки, которые проводил Евгений Ткачук. Почему «Кинопоиск» не написал о Сколкове, я не знаю. Говорят, что там они не публикуют псевдонимов — ну, значит, это их проблема.Ирина Смолко, продюсер фильма «Стартап»
Сам Каримов долгое время не выходил на связь с TJournal, но в конце концов объяснил своё нежелание отвечать на вопросы: «Я не общаюсь на эту тему. Санкции со стороны продюсеров могут последовать». При этом у себя на странице во «ВКонтакте» он не постеснялся в выражениях.
Остаётся надеяться, что фильм не ожидает судьба первой книги о «Яндексе» Владимира Дорофеева или ленты про «Одноклассники» с участием Снуп Догга. По крайней мере, автор первой не скрывал, что встречался с Воложем всего один раз, а создатели второй — что просто собирались подзаработать денег.
А отбивать вложенные в «Стартап» $2 млн как-то придётся,
Никита Лихачёв,
TJournal
#Статья #Павел_Дуров #Яндекс #Илья_Сегалович #фильм_про_Одноклассники #фильм_о_Яндексе #Стартап #Аркадий_Волож #Роман_Каримов #Ирина_Смолко #Александр_Галицкий #Владимир_Дорофеев
Специфический чувак
Немного исправлю. "Если не примерять сюжет на на одну российскую компанию, то посмотреть можно. Но не нужно".
Комментарий удален
Это точно не Каримов. Потомушта нашродригез снимает вот так!
Специфический чувак
Ох... В одном трейлере "От создателей "Горько" и "От режиссера фильма "Неадекватные люди".
Я конечно очень переоценю сейчас фильм "Неадекватные люди", но это примерно как если бы Тарантино снял фильм с Александром Невским в главной роли.
Присущий звук
Как это не иронично, но именно «Неадекватные люди» по природе своей является фильмом-стартапом, хоть, и по содержанию далёким от айти.
А сам Каримов, вот тут без всякой иронии, пожалуй, один из немногих, если не единственный, отечественный режисер/сценарист/оператот/композитор/инемногоактер фильмы которого можно смело смотреть.
Зенитный рак
Каримов хороший, но похоже ни одному режиссеру в РФ не под силу исправить эти "му-му" и "че-че" и поставить элементарную актерскую культуру.