Технологии
Никита Лихачёв

«Стартап»: найдётся всё, кроме «Яндекса»

Рецензия на фильм, задумывавшийся как экранизация истории «Яндекса», но не ставший ей

3 апреля в кинотеатрах состоится премьера фильма «Стартап» — первой кинематографической истории успеха российской интернет-компании, созданной благодаря союзу предпринимателя и программиста. TJournal сходил на закрытый предпремьерный показ и разобрался, куда исчезла фамилия режиссёра Каримова, какое отношение имеет фильм к «Яндексу» и стоит ли его вообще смотреть.

Главные герои фильма: Сева и Борис

Наверное, любое новое кино о технологических стартапах никогда не перестанут сравнивать с «Социальной сетью» Финчера, раз и навсегда задавшей планку качества. Вот и долгожданный фильм «Стартап», окрещённый как история о «Яндексе», подавал надежды на первую полноценную экранизацию и вечный памятник основателям Аркадию Воложу и Илье Сегаловичу. 

К сожалению искушённых зрителей, премьера не оправдала этих надежд. «Стартап» — про всё что угодно, но не «Яндекс», и с «Социальной сетью» его сравнивать просто некорректно.

С одной стороны, сюжет «Стартапа» постоянно пытается зацепить зрителя узнаваемыми деталями и сходствами с «Яндексом», что делает его скорее похожим на пародию, чем на экранизацию. Главные герои — Сева и Боря — вылитые Сегалович и Волож, а последний даже сбривает усы после успешного выхода на IPO, как и настоящий гендиректор «Яндекса». 

В постере фильма слишком явно читается новый логотип «Яндекса», а расшифровка названия поисковой системы HOLMES (в нём даже используется характерная для Шерлока Холмса лупа) до боли напоминает известное «Yet Another Indexer». Среди расплывчатых и полуфиктивных деталей особенно выделяется факт, взятый из реальной жизни: когда HOLMES собираются прибрать к рукам злодеи из Администрации Президента, основатели находят компромисс и продают золотую акцию крупной государственной компании

Есть в фильме и несостыковки: например, Сева по сюжету — нагловатый предприниматель без навыков программирования, а Сегалович всё-таки был скромным технарём. Герой аутичного программиста в тертом свитере по прозвищу Бергамот был вообще взят из жизни основателя ABBYY Давида Яна: он на самом деле пять лет не виделся с автором своей первой программы, хотя всё это время они работали в одной компании.

Мистическим образом в фильме оказался и полупророческий эпизод: Боря, герой Воложа, ищет команду для работы над поисковиком и встречается с человеком, похожим на Павла Дурова (по сценарию он имеет фамилию Баранов). Тот советует Борису продать проект и уехать в США: «Потому что это Россия». В конце фильма делается ещё одна отсылка на успешность Дурова: Борис после IPO стоит на балконе с таким же видом, как и на известной фотографии Павла из Дубая.

Кадр из трейлера

Но если посмотреть с другой стороны, цель фильма была совсем не в экранизации истории самого известного технологического гиганта России. Его идея родилась на форуме «Что Россия может дать миру» в 2009 году, где отечественные предприниматели презентовали свои достижения. Александр Галицкий из фонда Almaz Capital «подбросил» будущему продюсеру фильма Ирине Смолко идею для фильма, обратив внимание на похожесть историй российских компаний: партнёры создают успешный бизнес несмотря на проблемы с деньгами, властью и личной жизнью. Такой шаблон может примерить на себя любой предприниматель, и действительно, на предпремьерных показах зрители из тусовки стартаперов узнавали в героях себя, рассказывала Смолко.

Изначально взгляд создателей фильма упал на «Яндекс» в качестве очевидного примера успешного российского стартапа, однако основатели «Яндекса» от сотрудничества отказались, а в процессе изучения историй других компаний авторы картины всё дальше отходили от поисковика. Материалов набралось так много, что их собрали в спецпроект на сайте «Газеты.ру», а картинка «Яндекса» размылась окончательно.

От «Стартапа» было два зрительских ожидания: получить удовольствие от русской «Социальной сети» и посмотреть на экранизацию истории «Яндекса». Не оправдалось ни одно.

Сюжетную линию роста сферического российского поисковика в вакууме стали перемежать выдуманные личные переживания главного героя Бориса: он то уходил в прострацию от смерти отца, то впадал в ярость от бездельников в офисе, а постельные сцены сменялись семейными бытовыми ссорами. В разговоре с TJournal Ирина Смолко намекнула, что такие отношения героя Воложа с женой вряд ли могли кому-то понравиться. 

В итоге представители «Яндекса» официально открестились от любой связи с фильмом.

«Яндекс» не имеет к фильму «Стартап» никакого отношения. Авторы фильма связывались с нами, но наше общение быстро закончилось, когда мы поняли, что они собираются снимать не историю о магии интернет-технологий, а историю о деловых и личных успехах молодых бизнесменов. Нам это не очень интересно.Пресс-служба «Яндекса»

Но если не воспринимать «Стартап» как правдивую историю «Яндекса», то можно ли относиться к нему как к увлекательной повести, мотивирующей на новые свершения? К сожалению, и это даётся с трудом.

Пожалуй, не стоит излишне ругать актёрскую игру и странные паузы в диалогах, уничтожающие необходимое для получения удовольствия от просмотра напряжение. Несмотря на привлечение к съёмкам технических консультантов, изображённые в фильме стереотипные программисты картинно используют «умные» слова вроде «информационной объективности» и «алгоритмов», вызывая лишь улыбку — причём скорее из сострадания, чем из нежности.

Скорее всего, качество фильма как-то связано с таинственной историей участия в проекте молодого режиссёра Романа Каримова, известного по «Неадекватным людям». Если ещё год назад о его работе над «Стартапом» говорили публично, то ближе к премьере имя Каримова неведомым образом исчезло со страницы «КиноПоиска» и даже из титров.

Кадр со съёмок: Сева, герой Сегаловича и Роман Каримов (справа)

На прямой вопрос TJournal о Каримове продюсер картины Ирина Смолко ответила уклончиво.

У нас был молодой режиссёр, который всё снял, работал все съёмочные дни, но дальше он взял псевдоним «Игорь Сколков». Были ещё небольшие досъёмки, которые проводил Евгений Ткачук. Почему «Кинопоиск» не написал о Сколкове, я не знаю. Говорят, что там они не публикуют псевдонимов — ну, значит, это их проблема.Ирина Смолко, продюсер фильма «Стартап»

Сам Каримов долгое время не выходил на связь с TJournal, но в конце концов объяснил своё нежелание отвечать на вопросы: «Я не общаюсь на эту тему. Санкции со стороны продюсеров могут последовать». При этом у себя на странице во «ВКонтакте» он не постеснялся в выражениях.

Остаётся надеяться, что фильм не ожидает судьба первой книги о «Яндексе» Владимира Дорофеева или ленты про «Одноклассники» с участием Снуп Догга. По крайней мере, автор первой не скрывал, что встречался с Воложем всего один раз, а создатели второй — что просто собирались подзаработать денег.

А отбивать вложенные в «Стартап» $2 млн как-то придётся,
Никита Лихачёв,
TJournal

#Статья #Павел_Дуров #Яндекс #Илья_Сегалович #фильм_про_Одноклассники #фильм_о_Яндексе #Стартап #Аркадий_Волож #Роман_Каримов #Ирина_Смолко #Александр_Галицкий #Владимир_Дорофеев