Технологии
Султан Сулейманов

Ретро: Мама слала мыло

Почтовому сервису Gmail исполнилось 10 лет

1 апреля почтовому сервису Gmail исполнилось 10 лет. За это время продукт, в который не верили даже внутри корпорации, стал одним из ведущих почтовиков в мире, а журналисты называют его лучшей первоапрельской шуткой Google. Журнал Time подготовил к десятилетию Gmail подробную статью о запуске сервиса, а TJournal выбрал из неё самое интересное.

Поиск всему голова

Существует распространённое мнение, что Gmail был разработан в те 20 процентов рабочего времени, которые Google выделяет сотрудникам под собственные проекты. Но Пол Бакхайт, создатель Gmail, отрицает это: он изначально получал зарплату за то, что делал почтовый сервис.

Бакхайт, 23-й сотрудник Google, пришедший в корпорацию в конце 90-х, а позже придумавший для неё легендарный лозунг «Don't be evil» («Не будь злым»), начал работать над Gmail в августе 2001 года.

На самом деле, ещё в 1996 году он начал делать собственное веб-приложение для чтения электронной почты. Но тогда Бакхайт забросил проект через несколько недель — ему стало скучно.

Один из главных уроков, которые он вынес из того опыта — понимание, как работает его собственная психология: «важно всегда иметь работающий продукт».

Первое, что я делаю в первый день работы над проектом — строю что-нибудь полезное, а потом просто улучшаю его.Пол Бакхайт, создатель Gmail

В случае с почтовым сервисом первое, что сделал Бакхайт — это поисковик по его собственным электронным письмам. Он показал проект коллегам, и те захотели аналогичный поиск по своим письмам. Бакхайт реализовал и это.

Пол Бакхайт в 1999 году

В том, что в основе Gmail лежит поиск, была своя логика. В процессе разработки Google решила дать каждому из своих пользователей невероятный по тем временам объём дискового пространства под письма: один гигабайт. Это было в 500 раз больше, чем предлагал почтовый сервис от Microsoft. Значит, пользователи могли хранить все свои письма в ящике, а не удалять старые для очищения места.

Многие из тех, кто знал о разработке Gmail, относились к продукту и к его бизнес-стратегии со скепсисом, считали его плохой идеей, так как в нём нет никакой связи с веб-поиском — основным «драйвером» развития Google. Но основатели корпорации, Ларри Пейдж и Сергей Брин, активно поддерживали проект, и он в итоге увидел свет.

Интерфейс и технологии

В процессе разработки Gmail обрастал новыми людьми. В 2002 году, в первый день работы в Google, Брайан Раковски узнает о создаваемом сервисе от своего начальника — Мариссы Майер, будущего гендиректора Yahoo. Раковски стал первым менеджером продукта в Gmail.

На момент прихода Раковски почтовый сервис был на совсем черновой стадии — «это не выглядело как Gmail сейчас, или даже как он выглядел на момент запуска». Больше всего молодой менеджер, только выпустившийся из колледжа, боялся, что инженерам Google понравится сервис в таком виде и они не будут его адаптировать под массовый рынок.

В августе 2003 года, меньше, чем за год до запуска, внешний вид Gmail всё ещё был крайне примитивным. Поэтому новый сотрудник Google, Кевин Фокс, занялся интерфейсом сервиса.

Фоксу нужно было сделать так, чтобы Gmail выглядет «по-гугловому». Но проблема в том, что у компании не было большого количества сервисов, и было неясно, что это значит — сделать «по-гугловому». Можно было вдохновляться сервисом поиска новостей Google News, запущенным в сентябре 2002 года. Но было одно кардинальное отличие — и поисковик, и Google News были сайтами.

Gmail же задумывался как веб-приложение. Поэтому Фокс вдохновлялся одновременно и сайтами, и приложениями для компьютеров, но не бездумно подражал им. После трёх итераций развития дизайна появился тот Gmail, который узнаваем и сегодня.

Gmail в 2004 году

С технической точки зрения Gmail тоже делали похожим на приложения, а не простые сайты. Существовавшие тогда почтовые сервисы работали на чистом HTML, поэтому почти для каждого действия приходилось перезагружать всю страницу.

Пол Бакхайт использовал язык JavaScript, чтобы обойти ограничения HTML и сделать Gmail более интерактивным и похожим по отзывчивости на простые приложения. Такой подход потом назовут AJAX и будут использовать в каждом веб-приложении. Тогда же Бакхайт был пионером новой технологии. Впрочем, вспоминает он, далеко не все были рады этому: многие считали использование JavaScript ещё одной плохой идеей.

Одной из проблем, с которой мы столкнулись, было то, что браузеры тогда работали не очень хорошо... Мы боялись, что мы будем «валить» браузеры, и никто не захочет использовать [Gmail].Пол Бакхайт, создатель Gmail

Благодаря новым технологиям в Gmail удалось реализовать одну из «фирменных» особенностей сервиса — письма показывались не как отдельные сообщения, а объединялись в цепочки. Фокс вспоминает, что «попытаться сделать так, чтобы цепочки выглядели для пользователя привычными и интуитивными, было самым большим вызовом».

Gmail в 2006 году

Параллельно решался вопрос бизнес-модели нового продукта. Кто-то предлагал сделать Gmail платным, но Бакхайт и другие сотрудники корпорации хотели, чтобы их сервисом пользовалось как можно больше людей. Поэтому было решено акцентироваться на рекламе — причём не на огромных баннерах, как в других бесплатных почтовых сервисах, а на небольших текстовых объявлениях.

Объявления были контекстными: рекламируемый продукт соответствовал содержимому переписки. Google приводил такой пример: если вы обсуждаете с другом концерт Beach Boys, то вам высветятся два рекламных блока от двух билетных агентств.

Запуск

В начале 2004 года Gmail уже был готов. К тому времени уже почти все сотрудники Google пользовались им из внутренней сети. Оставалось назначить дату запуска — и в итоге сошлись на 1 апреля, «дне дурака».

Дату выбрали специально. С 2000 года Google устраивала различные розыгрыши в этот день. В этот раз корпорация собиралась, например, объявить о наборе сотрудников в научную лабораторию на Луне.

Gmail в 2010 году

Сергею Брину идея запуска нового продукта 1 апреля очень понравилась. Лучшей первоапрельской шуткой, на его взгляд, было бы запустить в этот день нечто необычное, что продолжит существовать на следующий день. В случае с Gmail это сработало ещё и потому, что гигабайт свободного места смотрелся фантастически: в итоге журналисты звонили и уточняли, шутка ли это или правда.

Впрочем, была у Gmail и проблема — не было серверов, которые выдержали бы миллионы пользователей и предоставили им необходимое пространство. И вообще было непонятно, насколько этот сервис будет востребован, и, вспоминает Бакхайт, получался замкнутый круг: «Мы не могли получить много компьютеров, потому что люди думали, что мы не запустимся; но мы не могли запуститься, потому что у нас не было компьютеров».

В итоге под Gmail выделили три сотни старых компьютеров Pentium III, которые в Google больше никто не хотел. Из-за ограниченных ресурсов почтовый сервис запустился в закрытом режиме: чтобы завести аккаунт в нём, нужно было получить приглашение.

Gmail в 2011 году

Приглашения были не маркетинговым ходом, а жизненной необходимостью, так как была опасность не вместить всех желающих. Но в итоге именно они создали невероятный ажиотаж: люди мечтали завести аккаунт на Gmail, почта от Microsoft или Yahoo считалась чем-то второсортным. Доходило до покупки приглашений на eBay за 150 долларов и выше.

Если б у сервиса изначально было больше ресурсов, он бы рос ещё быстрее, считает теперь Бакхайт. Открытая регистрация в Gmail открылась в 2007 году, на День святого Валентина. Ярлычок «beta» держался ещё два с половиной года: от него корпорации пришлось отказаться, потому что корпоративные клиенты не хотели пользоваться чем-то недоделанным.

Главной претензией к Gmail с самого начала была та самая реклама, которая подстраивалась под содержимое переписки. Уже 6 апреля ряд организаций подписал письмо Брину и Пейджу, в котором говорилось, что такая система станет плохим прецедентом. Авторы письма требовали заморозить почтовый сервис до тех пор, пока не будут устранены их претензии.

Сканирование частной переписки в том виде, который предлагает Google, выпускает джинна из бутылки.письмо Ларри Пейджу и Сергею Брину

В Калифорнии даже чуть было не приняли закон, запрещающий сканировать содержимое писем без разрешения отправителя. Но Google смогла отбиться: компания выслушала критиков, разобрала все претензии и подробно на них ответила в своих политиках. Главное, на что напирает корпорация: письма «читают» роботы, и информация собирается анонимно.

Gmail в 2013 году

Последний раз корпорация отчитывалась об активной аудитории Gmail в 2012 году: тогда она составляла 425 миллионов пользователей. За последующие два года её размер несомненно вырос. Кажется, уже мало кто переживает, что его письма читают роботы.

Пол Бакхайт ушёл из Google в 2006 году, чтобы с другим коллегой основать социальный стартап FriendFeed — его в 2009 году купил Facebook. Кевин Фокс, работавший над дизайном Gmail, тоже ушёл в FriendFeed. Брайан Раковски, первый менеджер продукта Gmail, сейчас работает над Android.

Нынешний менеджер Gmail Алекс Гоули говорит, что на сегодняшний день перед разработчиками сервиса стоят новые задачи: сфокусировать продукт на действиях (вроде системы, «вытягивающей» из письма информацию о грядущем полёте) и переосмыслить его для мобильных устройств — планшетов и телефонов.

И этого хватит, чтобы занять разработчиков на ближайшие пять лет.

Дух эпохи

2004 год

Запускается фотосервис Flickr

Выходит игра Half-Life 2

В России запускается торрент-трекер torrents.ru

#Статья #Google #Ларри_Пейдж #Gmail #Javascript #история_Gmail #10_лет_Gmail #Пол_Бакхайт #Кевин_Фокс #AJAX #Сергей_Брин