Технологии
Вадим Елистратов

Пока, Nokia

Некролог великой финской компании

25 апреля корпорация Microsoft объявила о завершении процесса покупки мобильного подразделения Nokia за 7,5 миллиардов долларов, тем самым закончив историю мобильного гиганта, ещё 7 лет назад безоговорочно лидировавшего на рынке.

По этому поводу TJournal публикует авторский некролог великой финской компании.

Nokia 8110, которую неудачно выронил Нео из «Матрицы». Мудрый продакт-плейсмент быстро сделал телефон культовым

Смерть Nokia, а именно так можно назвать превращение Великой Римской империи телефонного рынка в безликое Microsoft Mobile Oy, произошла всего лишь через 11 месяцев после того, как Google поглотила Motorola — изобретателя мобильного телефона — и через два с лишним года после того, как Sony выкупила долю у Ericsson и убила бренд Sony Ericsson.

Тот факт, что на рынке не осталось почти ни одной компании из тех, что в мои подростковые годы считались лидерами и примерами для подражания, наглядно демонстрирует, насколько быстро всё меняется на IT-рынке.

Как и у многих людей моего поколения, моя мобильная жизнь началась с Nokia 3310. Это была первая дорогая и действительно взрослая вещь, которую мне доверили родители. Тогда 3310 никто не считал бронебойным кирпичом: она была современной и красивой трубкой, чудом инженерной мысли.

Телефон-мем 3310, по которому Nokia будут помнить ещё очень долго

Как ни странно, именно она же стала и первым и единственным телефоном, который у меня украли: в пятом классе после школы за мной в лифт просочился парень лет восемнадцати, дружелюбным голосом извинился, прижал к стенке, обыскал, забрал телефон и скрылся, пока я пытался прийти в себя от шока.

Теперь я даже радуюсь тому, что отделался всего лишь телефоном, а не чем похуже (изнасилованием или увечьями, например), но тогда впечатлений мне хватило и без этого. Я навсегда потерял детское чувство безопасности и веры в наказуемость зла: обидчика так и не нашли, а на следующий день отец купил мне новую 3310. С тех пор ни один мой телефон не был разбит, сломан, потерян или украден.

Сейчас я уже не могу вспомнить, на каком этапе по уши влюбился в Nokia, но к 2007 году я успел попробовать десять телефонов этой фирмы, один из которых стал той самой знаменательной вещью, которую я купил на свою первую зарплату.

Как мне кажется, в нулевые у Nokia просто не было альтернатив: я с презрением смотрел на тех, кто покупался на более цветастые экраны Samsung, прорезиненные телефоны Siemens или скрытую за красивыми анимациями пустоту Sony Ericsson.

Nokia была Apple тех времён и даже немножко больше. Она оставалась консервативной в своих бестселлерах: медленнее всех улучшала экраны и добавляла голоса полифонии, создавала самые лаконичные и сдержанные интерфейсы, последней в галактике научилась производить раскладушки — но когда что-то делала, делала это безупречно. В то же время периодически рисковала так, как другим производителям и не снилось: чего стоят телефоны в форме помады или лепестка.

Nokia N-Gage QD — пример того, как даже громкие провалы компании становились культовыми

Моим первым смартфоном стала Nokia N-Gage QD — второе и последнее поколение игрового смартфона компании. Купил я его просто потому, что это был дешёвый способ заполучить Symbian-аппарат, но в итоге из-за него у меня едва ли не начались серьёзные проблемы в школе: настолько были хороши местные FIFA, Worms и Tony Hawk Pro Skater. В первые две, опережая время, можно было играть с друзьями через Bluetooth — море веселья.

Вплоть до выхода 6290 Nokia казалась мне непобедимой. Пока компания уверенно делала эволюционные технологические шаги, я жарко спорил с друзьями о преимуществах Symbian над Windows Mobile, доказывая им, что красивая и отчасти закрытая система, которая «просто работает» много лучше, чем тяжеловесный «ПК в кармане», которым тогда была мобильная версия Windows. Надо ли говорить, насколько горько мне сейчас писать о том, что Nokia закончила своё существование внутри Microsoft и насколько это всё похоже на текущее противостояние iOS и Android?

Nokia 7610 с её изогнутой клавиатурой чаще всего предпочитали девушки, и они не испытывали никаких проблем с набором текста

Как ни странно, именно те черты Nokia, в которых она невероятно походила на Apple, её и погубили. Из-за своей консервативности она недостаточно серьёзно восприняла анонс iPhone в 2007 году, а из-за своей приверженности родной Symbian не успела вовремя сесть на уходящий Android-поезд. А ведь могла бы сейчас находиться на месте Samsung и не на жизнь, а на смерть бороться с Apple.

То, что Nokia в ближайшие годы обязательно умрёт, я понял, когда купил себе 5800 Xpress Music — первый массовый «айфон» компании с безбожно отстававшим от своего времени резистивным экраном, хоть как-то превосходившим iPhone только в разрешении. Откровенно говоря, это был худший телефон, которым я когда-либо пользовался в жизни, а их число уже перевалило за два десятка.

Nokia 5800 подавалась в качестве музыкального телефона, в комплекте с ней шёл пластиковый стилус-медиатор

5800 умудрился поцарапаться о собственный чехол, в его округлой рамке скапливалась грязь, стилус, который прятался в корпусе, постоянно выпадал (поэтому в комплекте на всякий случай был один запасной, но это не сильно спасало положение). И, самое ужасное, с этим телефоном было просто-напросто скучно. В золотой век Symbian на Nokia всегда было море приложений, всегда был простор для развития, но в момент выхода 5800 разработчики уже смотрели в сторону iPhone и Android.

Не в состоянии больше выдерживать это убожество, я продал 5800 и купил алюминиевый HTC Legend, после чего ещё долго косо посматривал на людей, которые доставали в транспорте эти жуткие пластиковые ванночки. А потом Apple анонсировала iPhone 4 — произведение искусства из стекла и металла, в дизайне которого чувствовалась прежняя Nokia с её благородными материалами и типично европейской чертой делать прямые рубленые края вместо округлых.

Lumia 800 — первый смартфон компании на Windows Phone, начало конца

На дальнейшую судьбу Nokia я уже смотрел со сменяющими друг друга айфонами в руках, пока моё сожаление о судьбе любимой компании превращалось в жалость, а затем и ненависть. Новая Nokia, делавшая странные цветные поликарбонатные кирпичики на ненужной третьей ноге рынка мобильных операционных систем, угасала на глазах.

Во время моих поездок в Финляндию в последние годы я всё реже видел в руках финнов отечественный продукт и всё чаще айфоны: через считанные часы после старта продаж iPhone 5 в стране его можно было найти только на демо-стендах «не для продажи» в салонах местного оператора Elisa. Во время последней поездки в Хельсинки единственная девушка, у которой я заприметил Lumia в руках, самым ироничным образом заговорила со своим молодым человеком по-русски.

Кончина Nokia для Финляндии — трагедия национального масштаба. Ещё в 2007 году эта маленькая страна, простите, ставила раком весь остальной мир на бурно развивающемся мобильном рынке. Она держала феноменальную долю в 41%, которой сейчас не смогут добиться ни Apple, ни Samsung, а уже к концу 2013 года почти на всех экономических графиках стала попадать в сегмент «и другие производители».

Nokia, которую сегодня поглотила Microsoft, не жалко просто потому что это была уже не Nokia. Настоящая Nokia умерла ещё несколько лет назад. В последнее время она походила на больного Альцгеймером старика: то приходила в сознание, то вдруг напрочь забывала, кем является и к чему всегда стремилась. Думаю, что за свою жизнь мне придётся похоронить ещё не одну любимую компанию, но частичка Nokia, как говорил главный герой фильма «Her» про свою бывшую жену, навсегда останется внутри меня.

Больше не коннектинг пипл,
Вадим Елистратов,
TJournal

#Колонка #Microsoft #Windows_Mobile #Apple #Google #Samsung #Sony #iPhone #Motorola #Android #iOS #Nokia #Lumia #Матрица #Финляндия #iPhone_5 #Siemens #Symbian #Microsoft_купила_Nokia #Nokia_8110 #Microsoft_Mobile_Oy #Sony_Ericsson #Nokia_3310 #Nokia_N_Gage_QD #FIFA #Worms #Tony_Hawk_Pro_Skater #Nokia_6290 #Nokia_5800 #HTC_Legend #iPhone_4 #Elisa #Хельсинки #некролог_Nokia #Her