Технологии
Виктор Степанов

Нажать и удерживать

Как «Яндекс» превратился в объект критики для властей и СМИ

Ряд российских СМИ обвинил генерального директора украинского подразделения «Яндекса» Сергея Петренко в публичном одобрении «массовых убийств», произошедших в Одессе 2 мая. Материалы, основанные на комментарии, который Петренко оставил в Facebook, опубликовали «Известия» и LifeNews. 

За последний месяц это уже как минимум пятая попытка превратить «Яндекс» и его руководство в объект всеобщей критики и осуждения. Ранее с претензиями в адрес интернет-компании по тем или иным причинам выступали активисты прокремлёвских молодёжных движений, компания «М.Видео» и даже президент России Владимир Путин.

Сожгли за день

Комментарий, формально послуживший поводом для обвинения Сергея Петренко в одобрении «убийств» в Одессе, был опубликован топ-менеджером «Яндекса» вечером 2 мая. 

В течение всего дня в городе продолжались столкновения между активистами различных радикальных группировок, выступающих за отделение юго-востока Украины, и сторонниками единства украинского государства. В результате беспорядков, а также начавшегося в захваченном протестующими местном Доме профсоюзов пожара, погибло около 40 человек. 

В комментарии к записи сооснователя компании Social Tank Николая Шестакова одессит Петренко поздно вечером 2 мая писал, что сейчас в городе уже «всё хорошо» и его «практически зачистили от сепаратистов» (на момент написания материала запись Шестакова, как и комментарий Петренко к ней уже были удалены). 

Начало большой дискуссии под постом положил один из пользователей Facebook, увидевший в словах Петренко признаки «ненормальности». В ответ гендиректор украинского отделения поисковика заявил, что ненормально — это «патетически ужасаться» гибели людей, которые «несколько месяцев призывали к насилию, провоцировали беспорядки и выступали под иностранными флагами». 

Немногим позже к обсуждению подключилась Оксана Герасимова, которая, судя по информации на её странице в Facebook, ранее работала в «Яндексе». Герасимова указала Петренко на неуместность фотографий «радуги и заката» в его ленте на фоне «одобряемых им лично убийств». 

Кроме того, Герасимова обвинила Петренко в несправедливом удалении из друзей на Facebook другого сотрудника «Яндекса», Геннадия Вахутинского. По мнению Оксаны Герасимовой, к конфликту Петренко с Вахутинским привело исключительно мнение последнего по поводу происходящего на Украине. 

Вскоре Сергей Петренко удалил ставший причиной бурного обсуждения в соцсети комментарий и перестал отвечать на выпады со стороны Герасимовой и других пользователей. 

Тем не менее, утром 5 мая скриншот переписки Петренко в Facebook появился в «Известиях», первыми обративших внимание на слова гендиректора украинского «Яндекса». Как отмечалось в статье издания, Сергей Петренко открыто поддержал «сожжение одесситов» и другие действия защитников Майдана. В комментарии, который газета взяла у председателя комитета Госдумы по делам СНГ Леонида Слуцкого, Петренко и вовсе обвинялся в «фашистских взглядах», проявившихся во время «войны, которая ведется против русского мира». 

Через несколько часов о комментарии Сергея Петренко написал и LifeNews. Обвинения в адрес сотрудника «Яндекса» на сайте были практически идентичными тем, что ранее появились в «Известиях». 

Позже небольшая заметка об оставленном Петренко комментарии также появилась и на сайте информационной программы «Вести». В тексте материала подробно приводилась позиция «Яндекса», вступившегося за своего сотрудника и объяснившего, что Петренко на самом деле, конечно, не одобрял в своем посте гибель людей в Одессе. Тем не менее, заголовок на сайте всё равно утверждал, что топ-менеджер компании «поддержал сожжение людей», представляя это одновременно и как позицию, поддержанную самим «Яндексом». Позже заголовок был изменён на более нейтральный, подчёркивающий, что слова сотрудника интернет-компании были его частным мнением. Оригинальный заголовок, однако, сохранился в твиттер-аккаунте «Вестей».

Как в свою очередь пояснили TJournal в пресс-службе «Яндекса», сказанное Сергеем Петренко, безусловно, не имеет никакого отношения к одобрению «массовых убийств» и тем более не выражает официальную позицию компании по поводу событий на Украине. 

Сказанное Сергеем Петренко не имеет никакого отношения к компании. Это не наша официальная позиция, а личная эмоциональная реплика одессита Сергея из большого диалога в Facebook, в котором он, безусловно, не поддерживал сожжение людей. Мы искренне выражаем соболезнования родным и близким всех погибших в Одессе. пресс-служба «Яндекса»

Вечером 5 мая стало известно об уходе Сергея Петренко в бессрочный отпуск. Его обязанности временно будет исполнять другой сотрудник компании. Кто именно это будет, пока неизвестно. 

Украина сегодня в беде. На днях беда пришла в город, где я живу — в Одессу. Погибли люди и мне жаль, что так произошло. В текущей обстановке моя личная позиция как человека и гражданина переносится на весь «Яндекс», который соблюдает политическую нейтральность. Я не хочу подвергать угрозам компанию и не могу перестать быть гражданином своей страны. Поэтому моё решение — которое компания понимает и поддерживает, — заключается в том, что я перестаю быть публичным лицом «Яндекса» в Украине. Я ухожу в отпуск на неопределенное время. Сергей Петренко, генеральный директор украинского подразделения «Яндекса»

Ситуация вокруг главы украинского отделения «Яндекса» породила и отдельную дискуссию о том, как влияют публично выражаемые политические взгляды сотрудников на работу компаний. Как выяснило издание «Цукерберг Позвонит», представители PR-служб крупнейших компаний Рунета чаще всего предпочитают, чтобы их фирмы находились вне политики.

В том, что СМИ обратили внимание на высказывания — пусть и допущенные в комментариях в соцсети — публичного представителя интернет-компании, на первый взгляд нет ничего необычного. Но резкая тональность, с которой передавались в прессе новости о «Яндексе», хорошо ложится в череду странной медиаактивности, возникшей в последнее время вокруг российского интернет-гиганта.

Инициативные граждане

Чуть больше месяца назад, 2 апреля, под окнами московского офиса «Яндекса» провели пикет члены «Молодой гвардии Единой России» (МГЕР). Прокремлёвски настроенную молодежь возмутили «материалы порнографического и эротического содержания», которые можно было найти в поиске «Яндекса» по картинкам. Для этого, как утверждали активисты, достаточно ввести в поисковую строку самый безобидный запрос. Например, попробовать найти картинки с героями из детских сказок — Белоснежкой или Красной шапочкой. 

Несмотря на то, что подобные картинки действительно иногда встречаются в поисковой выдаче «Яндекса», избавиться от большинства из них крайне просто — достаточно включить режим безопасного («умеренного» или «семейного») поиска. Есть на сайте и возможность пожаловаться на тот или иной контент. 

Тем не менее, проблема «неуместных картинок» в поиске «Яндекса» не только спровоцировала пикет, но и получила широкое освещение в СМИ. Заметки о претензиях МГЕР к интернет-компании опубликовали «Известия» и «Интерфакс». 

В конце апреля у офиса «Яндекса» в Москве должен был состояться еще один пикет. Организаторами акции выступила так называемая «инициативная группа граждан», которая собиралась потребовать от компании удалить с принадлежащего ей сайта «Кинопоиск» страницу о «сценаристе» Адольфе Гитлере.

В разосланном за день до мероприятия пресс-релизе «группа граждан» призвала привлечь «Яндекс» к ответственности за пропаганду фашизма. При этом напрямую к руководству поисковика никто из будущих пикетчиков не обращался. По их собственному признанию, переговорами с «Яндексом» можно добиться удаления страницы, но главное в данном случае — привлечь внимание общества к столь откровенному оскорблению исторической памяти России. 

Как выяснилось, тему оскорбительной для российской истории страницы о Гитлере за несколько дней до пикета активно освещала лояльная Кремлю газета «Взгляд». Вскоре после того, как стало известно о готовящемся пикете, страница Гитлера была удалена «Яндексом» с сайта «Кинопоиска». Запланированная акция под окнами компании в итоге так и не состоялась.

«Серые» схемы

Между двумя пикетами — состоявшимся и несостоявшимся — «Яндекс» успел пережить и две более серьезные «атаки».

10 апреля с критикой компании выступил президент крупной торговой сети «М.Видео» Александр Тынкован. Тынкован, выступая от лица Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), призвал привлечь российского интернет-гиганта к ответственности за торговлю контрафактом и манипулирование ценами на рынке.

По мнению руководителя «М.Видео», сервис «Яндекс.Маркет» вводит своих пользователей в заблуждение, позволяя «лицам, ведущим незаконную деятельность», продавать в сети технику без сертификатов качества и гарантии. 

То, что «Яндекс.Маркет» представляет собой лишь агрегатор рекламных предложений, показывающий товары интернет-магазинов в одном месте, Тынкована не смутило. По его мнению, «Яндекс» получает от сложившейся «серой» схемы продаж выгоду, зарабатывая на комиссии, и этого достаточно, чтобы обратить на компанию внимание контролирующих органов. Глава Минпромторга Денис Мантуров обещал рассмотреть обращение «М.Видео».

Деньги Запада

Наконец, в самом конце апреля несколько заявлений относительно деятельности «Яндекса» позволил себе президент России Владимир Путин. 

Выступая на медиафоруме «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) в Санкт-Петербурге Путин сначала рекомендовал всем, кто пользуется поиском Google, переходить на «Яндекс». Однако, как почти сразу подчеркнул президент, российский поисковик тоже в значительной мере подвержен «западному влиянию» и часть своих регистраций проводит за границей.

Когда они только начинали работать, их поддавили: должно быть столько-то американцев, столько-то европейцев в руководящих органах. И они были вынуждены с этим соглашаться. Часть регистраций у них и сейчас происходит за границей. И не только для целей налогообложения. Владимир Путин

Как и раньше, критика в адрес интернет-компании оказалась тут же подхвачена целым рядом средств массовой информации. Заметки о западном влиянии в российском поисковике опубликовали около десятка изданий от «Интерфакса» до RT

В результате, пресс-службе «Яндекса» оказалась вынуждена пояснить, о чем именно говорил на форуме президент. Как отметили в компании, свои первые инвестиции поисковик действительно получил от иностранных фондов и инвесторов. Тем не менее, это в IT-гиганте назвали «обычным делом для любого интернет-стартапа в любой стране мира».

***

С одной стороны, активизировавшаяся в апреле-мае критика «Яндекса» выглядит, как череда совершенно разных и непохожих друг на друга эпизодов. У кого-то поисковик выступает в роли распространителя порнографического контента среди детей, у кого-то — в роли организатора «серых» схем для продажи поддельной бытовой техники. Президента и вовсе волнуют вопросы сотрудничества поисковика с иностранными компаниями и инвестиционными фондами. 

С другой стороны, все эти эпизоды (от пикетов МГЕР до комментариев Путина) объединяет общее требование, выраженное у всех критиков компании с той или иной степенью прозрачности, — привлечь «Яндекс», как они сами говорят, к ответственности и поставить поисковик под контроль. 

При этом, если судить по реакции «Яндекса» на все события вокруг компании, IT-гиганта трудно назвать никому не подчиняющейся и бесконтрольной корпорацией. Раз за разом «Яндекс» отвечает на внешнюю критику обстоятельными попытками объяснить недопонимание каких-то аспектов своей работы, возникшее у прессы или политических активистов. 

Проблема только в том, что в государстве, привыкающем всё больше вмешиваться в работу интернет-отрасли, эти объяснения мало кто слышит. О механизмах безопасного поиска по картинкам в «Яндексе», особенностях работы «Яндекс.Маркета» или удалении страницы Гитлера с «Кинопоиска» ни критиковавшие компанию СМИ, ни власти, ни активисты публично так ни разу и не упомянули.

Пойду поищу что-нибудь в «Яндексе», пока можно,

Виктор Степанов,
TJournal

#Статья #Facebook #Яндекс #социальные_сети #СМИ #Сергей_Петренко #Яндекс_Украина #генеральный_директор_Яндекс_Украина #столкновения_в_Одессе