Технологии
Виктор Степанов

Слепой регулировщик

Депутаты приступили к подготовке законопроекта, призванного заставить «Яндекс» получить статус СМИ

В Государственной думе началась подготовка законопроекта об обязательной регистрации поисковиков и новостных агрегаторов в качестве СМИ. Об этом 29 мая сообщает РБК

При этом, согласно опросу, проведённому изданием, многие парламентарии не понимают принципов работы интернет-сервисов, потенциально попадающих под действие нового закона.

Одним из самых обсуждаемых в Думе агрегаторов является «Яндекс.Новости». Как показал опрос РБК, депутаты полагают, что топ новостей «Яндекса» формируется вручную, а не при помощи алгоритмов.

Так, зампредседателя думского комитета по информационной политике Вадим Деньгин заявил, к примеру, что «Яндекс» на сегодняшний день «набрал серьёзный размах» и выдаёт новости «со своим комментарием». Кроме того, по мнению Деньгина, поисковик сам определяет, какие новости ставить как более свежие, а какие нет.

У основной массы россиян возникает привычка в первую очередь заходить не на новостные сайты, а на «Яндекс», где четко указано, какие новости последние, — и это определяет сам «Яндекс». Вадим Деньгин, депутат Госдумы от фракции ЛДПР

Вадим Деньгин

Другой депутат, пожелавший остаться анонимным, уверен, что новости в топе поисковика модерируются и «выдаются под определённым углом». Он подчеркнул, что «Яндекс» фактически делает «выжимку» из материалов других изданий и одновременно по-своему интерпретирует их.

По информации РБК, законопроект, обязывающий «Яндекс» и другие компании, занимающиеся агрегацией новостей, получать статус СМИ, могут внести в Думу уже до середины июня.

В настоящий момент депутаты ждут заключения Генеральной прокуратуры, рассматривающей заявление члена фракции ЛДПР Андрея Лугового. 13 мая он попросил Генпрокуратуру установить, является ли «Яндекс» средством массовой информации или нет.

Получить комментарий представителей комитета Госдумы по информполитике TJournal не удалось. Не ответили на запрос редакции и в пресс-службе ЛДПР.

В свою очередь, в «Яндексе» сообщили, что пока никто из представителей Государственной думы за какими-либо разъяснениями не обращался. Как пояснили TJournal в пресс-службе компании, ни одного запроса к «Яндексу» по поводу новостного сервиса не поступало.

Впервые о возможной регистрации поисковиков и новостных агрегаторов в качестве СМИ заговорили в конце апреля.

Тогда, присутствовавший на форуме ОНФ блогер Виктор Леванов обратил внимание президента Владимира Путина на то, что топ-5 новостей на «Яндексе» каждый день просматривают миллионы человек. При этом, по словам Леванова, интернет-компания не является СМИ и не несет за распространение в сети новостных материалов никакой ответственности.

Отвечая на вопрос блогера, президент заявил, что его администрация в настоящее время обсуждает «что признавать СМИ, а что нет».

Сервис «Яндекс.Новости» является крупнейшим в Рунете агрегатором новостных сообщений. Как подчёркивают в самой интернет-компании, отбор новостей и их сортировка полностью автоматизированы и проходят без какого-либо вмешательства редакторов или модераторов.

Фактически, в новостном топе поисковика отображаются не сами новости, а лишь их заголовки и фрагменты текста, отобранные при помощи специальных алгоритмов. Чем больше в сети публикаций по поводу той или иной темы, тем выше её шансы оказаться в топе на главной странице поисковика. Чем таких публикаций меньше — тем эта вероятность, соответственно, меньше.

#Яндекс #СМИ #госрегулирование #рунет #Госдума #госрегулирование_Рунета #Яндекс_Новости #приравнять_Яндекс_к_СМИ #поисковики #новостные_агрегаторы #алгоритмы_Яндекса