Технологии
Илья Шевелев

Что известно о гарнитуре дополненной реальности Apple — шлем или очки без метавселенной, но с играми, спортом и музыкой

В устройстве, возможно, будут сменные линзы, процессор M1 Pro и возможность подключения к 8K-мониторам.

Концепт Apple View дизайнера Антонио Де Роса

Команда разработчиков Apple создаёт прототипы устройств дополненной реальности в течение семи лет, отмечают СМИ. Прибор, который в 2017 году хотели сделать аксессуаром для айфонов, несколько раз полностью перерабатывали, а его презентацию — переносили, не объясняя причин.

За последние три года о гарнитуре Apple стало известно гораздо больше: её релиза ждали уже в 2022 году. Но, по данным журналиста и аналитика Bloomberg Марка Гурмана, презентацию снова отложат. При этом в 2021 году СМИ и аналитики говорили о будущем VR-устройств в контексте метавселенных, но Apple, судя по всему, следует собственному пониманию виртуальной реальности и не торопится конкурировать с Meta.

TJ рассказывает историю гарнитуры Apple, которая, по словам инсайдеров, получит мощный процессор и высококачественные экраны, но не станет окном в метавселенную — по крайней мере, в ту, какой её понимает Марк Цукерберг.

Первая AR-гарнитура Apple напоминала GearVR от Samsung, а её прототип вызывал «лазерные вспышки» в глазах тестировщиков

Слухи о разработке в Apple собственных устройств дополненной реальности ходят с 2014 года, когда VR-гарнитуру представил прямой конкурент корпорации — Samsung. По последним данным Bloomberg, Apple сделала ставку на устройства дополненной реальности (AR), а разработку начала в 2015 году.

Об этом косвенно свидетельствовали покупки корпорации: в 2013 году Apple приобрела израильскую компанию PrimeSense — создателя первого поколения манипуляторов Kinect для консолей Xbox, а в мае 2015-го купила немецкий стартап по разработке ПО дополненной реальности Metaio.

До приобретения Metaio развивала собственную облачную платформу дополненной реальности и владела 171 международным патентом в этой области. После завершения сделки стартап закрыл сервисы и удалил аккаунты в соцсетях.

Кроме того, ещё в 2015 году журналисты узнали, что Apple активно ищет AR-специалистов: в частности, корпорация наняла Ника Томпсона, бывшего главу разработки аудиоустройств для гарнитуры смешанной реальности Hololens от Microsoft, писал финансовый аналитик Юджин Манстер.

В марте 2017 года аналитик Bloomberg и автор рассылки о технологиях Power On Марк Гурман узнал, что к команде присоединились Флетчер Роткопф, разработчик Apple Watch, и Томлинсон Холман, создатель аудиостандарта THX, ставшего популярным благодаря LucasFilm. Команду, в которую вошли разработчики шлемов виртуальной реальности, в том числе психофизиолог Юрий Петров из Oculus и Ави Бар-Зеев из HoloLens, возглавил Майк Роквелл, ранее руководивший группой аппаратного обеспечения и новых технологий в компании Dolby.

При этом о самих устройствах информации было крайне мало. Осенью 2016 года глава Apple Тим Кук рассказывал о планах по разработке устройств дополненной реальности, ограничиваясь философскими размышлениями и футуристическими прогнозами. Он, в частности, предположил, что будущее за технологиями, которые стимулируют пользователей к общению, дают им новый опыт в играх, а также позволяют смотреть развлекательный контент.

Я думаю, что значительная часть населения развитых стран, а в конечном итоге и всех стран мира, будет ежедневно получать опыт дополненной реальности. Это станет частью вас, почти как трёхразовое питание.

Тим Кук

По замыслу Кука, устройства дополненной реальности не создают условий для полного погружения в виртуальные миры, как технология VR, которую в те годы активно развивали конкуренты корпорации.

Сотрудники Apple также не комментировали разработки в области дополненной реальности по существу — вся информация об этом поступала от анонимных источников в компании.

Проект по созданию очков дополненной реальности находится на этапе исследования, писало в 2016 году агентство Bloomberg, ссылаясь на инсайдеров. Очки, по словам «знакомых с вопросом» источников издания, должны подключаться к iPhone пользователя по беспроводной сети и отображать мультимедийные данные в поле его зрения.

Судя по всему, разработку AR-устройства от Apple как минимум один раз перезапускали, возможно из-за проблем, которые возникли во время его тестирования.

В марте 2017 года журналисты обратили внимание на полученный компанией патент, где гарнитура должна была использоваться в связке с айфоном: он вставлялся в оправу, что напоминало Samsung Gear VR и частично подтвердило прошлые утечки.

Чертёж из патентной заявки Apple

Согласно патенту, гарнитура с подключенным к ней смартфоном могла иметь несколько электронных элементов управления, в том числе аналоговые кнопки и колёсики, а также акселерометр и сенсорный экран.

О том, что компания, вероятно, уже тестирует прототипы, стало известно в апреле 2017 года. Об этом косвенно свидетельствует отчёт о состоянии здоровья сотрудников Apple, оказавшийся в распоряжении Gizmodo. Согласно документу, сотрудники корпорации столкнулись с головокружением и «лазерными вспышками» в глазах после использования одного из прототипов.

Внезапные яркие вспышки света в глазах — очень опасный симптом, в офтальмологии его называют «Огнями Святого Эльма». Он может свидетельствовать о проблеме с сосудами или начинающемся отслоении сетчатки. Если вы увидели такие вспышки после работы за компьютером, в VR-очках или шлеме виртуальной реальности, то стоит обратиться к офтальмологу.

Появление AR-приложений под айфоны в 2017 году, инсайды и информация о тестировании устройств укрепили веру журналистов и поклонников Apple в проект из патента.

Устройство должно было подключаться к смартфону по беспроводной связи, ещё в марте 2017 года утверждали анонимные источники Bloomberg, добавляя, что корпорация разрабатывает сразу несколько разных прототипов. В частности поставщиком линз для очков и партнёром Apple стала немецкая компания Carl Zeiss, писал в январе 2017 года на своей странице в фейсбуке IT-журналист и писатель Роберт Скоубл.

Сотрудник Zeiss подтвердил слухи о том, что Apple и Carl Zeiss AG работают над лёгкой парой очков дополненной и смешанной реальности, которые могут быть анонсированы в этом году.

Роберт Скоубл

По данным Bloomberg, релиз «умных» очков планировали на 2018-й год: впоследствии его несколько раз переносили без объяснения причин. Проект так и не был реализован.

Судя по всему, исследования Apple продолжились в новом направлении, следует из патента, опубликованного в феврале 2017 года. AR-устройство из патента автономное: в нём нет паза для смартфона, а, следовательно, утечки и слухи и косвенная информация о тестировании могли относиться совсем к другому устройству.

Очки виртуальной реальности похожие на футуристический шлем: пространства для установки смартфона в них нет

В 2018 году издание iDropNews опубликовало концепт-арт нового устройства, созданный на основе слухов и утечек.

Концепт очков дополненной реальности Apple Glasses, опубликованный в 2018 году

Концепт очков дополненной реальности Apple Glasses, опубликованный в 2018 году

Концепт очков дополненной реальности Apple Glasses, опубликованный в 2018 году

Концепт очков дополненной реальности Apple Glasses, опубликованный в 2018 году

Концепт очков дополненной реальности Apple Glasses, опубликованный в 2018 году

Очки, шлем или обе гарнитуры: что именно разрабатывает Apple — неизвестно

В 2018 году новостей о VR-гарнитуре Apple практически не появлялось: стало известно, что она будет комбинированной, с поддержкой дополненной и виртуальной реальности (AR/VR) и поступит в продажу в 2021 или 2022 году. Ситуация изменилась в 2019 году, когда инсайды о разработке устройства стал рассказывать аналитик Bloomberg Марк Гурман.

По информации Гурмана, в 2019 году команда разработки Apple Glasses (так устройство назвали журналисты с подачи инсайдеров) разрослась до тысячи сотрудников: в неё вошли бывшие инженеры NASA и разработчики компьютерных игр. В 2021 году, по данным Гурмана, в AR-подразделении Apple Technology Development Group (TDG) работали две тысячи сотрудников.

Кроме того, в ноябре 2019 года The Information рассказывал о закрытой встрече сотрудников Apple с руководством, где обсуждали сразу два устройства дополненной реальности — шлем, который корпорация планировала выпустить в 2022 году, и очки, которые должны поступить в продажу в 2023.

На скорый релиз очков косвенно указывали сообщения о разработке линз, которые затемняются, когда пользователь включает режим дополненной реальности: их произвели на заводе Foxconn, а тестирование, по данным The Information, завершилось летом 2020 года. Глава AR-подразделения Apple Майк Роквелл рассказывал изданию CNET в 2020 году, что корпорация хочет сделать дополненную реальность одинаково возможной на своих устройствах и, в результате, сделать её продуктом повседневной жизни.

Кроме того, журналисты 9to5mac заметили поддержку AR-устройств ещё в бета-версии iOS 13. Дополненная реальность появилась в iOS, начиная с 13-й версии.

Аналитик Минг-Чи Куо, известный точными инсайдами, весной 2019 года предполагал, что AR-шлем поступит в продажу во втором квартале 2020 года. В ноябре 2019 года источники издания The Information заявили, что презентация гарнитуры состоится в 2022 году, а на рынок она поступит не раньше 2023-го. Источники Гурмана в Apple в 2021 году подтверждали сообщения The Information.

Утечки, о которых писал Марк Гурман в 2020 году, также сообщали о новой концепции гарнитуры Apple: это были уже не очки, к которым подключался айфон, а полноценный шлем смешанной реальности (AR/VR).

  • Устройство будет автономным: для работы его не нужно будет подключать к компьютеру.
  • Автономность позволит шлему конкурировать с Oculus от Facebook, PlayStation VR от Sony и гарнитурой от HTC. Цена этих устройств на рынке — 300-900 долларов. При этом шлем Apple будет дороже устройств конкурентов.
  • Шлем оснастят процессором, превосходящим по мощности M1 из макбуков, а для охлаждения в него встроят вентиляторы. Это позволит подключать к устройству дисплеи с разешением 8K. Вероятно, источники имели в виду процессор M1 Pro.
  • По словам инсайдеров, Apple уберёт пространство между лицом и шлемом — его оставляют для пользователей, которые носят очки. В шлеме будет предусмотрена возможность вставить линзы поверх экрана.
  • Источники Гурмана утверждают, что компания улаживает вопросы с новым устройством, возникшие из-за линз, которые должны выписывать офтальмологи.
  • Apple планирует использовать ткань в дизайне своего шлема для уменьшения его массы.

Некоторые прогнозы Гурмана, опубликованные в начале 2021 года и основанные на утечках, не сбылись. Например, в сентябре 2021 Apple запросила у южнокорейской компании APS Holdings образец тонкой металлической маски (FMM) для использования в виртуальной реальности. Экран в этом прототипе якобы имеет разрешение 3000 точек на дюйм.

Минг-Чи Куо отмечал, что в устройстве будет не один, а два процессора — второй чип требуется для непрерывной обработки информации с 15 камер и сенсоров, в том числе биометрических.

Утечка Куо сочетается с данными патента Apple, на который ещё летом 2020 года обратили внимание журналисты. Согласно этой информации, в AR-устройствах Apple не будет физических элементов управления: оно будет сенсорным — жесты пользователя, моргание и направление взгляда считают датчики, встроенные в шлем или очки.

Передвижение виртуальных объектов взглядом и с помощью сенсорного управления

Но такой способ управления приложениями дополненной реальности — не единственный возможный. В 2021 году компания владела как минимум четырьмя патентами на «умное кольцо» (Apple Ring): в последнем патенте описана система на основе сенсорной интерферометрии (SMI).

Cистема ввода жестов на основе SMI может использоваться для отслеживания движений пальцев пользователя относительно любой поверхности, в том числе, в некоторых случаях, поверхность другого пальца и ладонь пользователя.

Системы ввода жестов Apple на основе SMI и устройства в виде умных колец можно носить по отдельности или группами по два или более.

С тремя датчиками SMI можно отслеживать движения в направлениях x, y и z. Отслеживание движения с шестью степенями свободы также можно отслеживать с помощью трёх датчиков SMI. В обоих случаях датчиков может быть больше трёх.

Устройство «умного кольца» Apple

Судя по всему, корпорация пока экспериментирует с компонентами, поэтому определённости с экранами и другими компонентами будущих гарнитур Apple нет. Источники The Information в 2021 году утверждали, что в шлем встроят два дисплея с разрешением 8K. В отчёте аналитической компании DSCC, вышедшем в январе 2022 года, предполагается, что шлем от Apple получит «инновационную конфигурацию с тремя дисплеями»: двумя Micro OLED с разрешением 4K и панелью AMOLED для периферийного зрения с низким разрешением, производителем которых станет Sony.

Поставщиком камер для отображения объектов дополненной реальности, по данным Гурмана, якобы станет южнокорейская компания LG Innotek. Куо называл поставщиком камер тайваньскую компанию Largan Precision.

Кроме того, аналитики называют разные цены устройства. В феврале 2021 года бюллетень The Information писал, что шлем дополненной реальности будет стоить около трёх тысяч долларов. В январе 2022 года Гурман писал, что цена безымянного устройства превысит две тысячи долларов. Это намного дороже, чем у конкурентов, которые предлагают VR-устройства за 300-500 долларов. При этом очки дополненной реальности фигурируют в планах компании из утечек, но новой информации об их разработке и тестировании нет.

В устройстве от Apple не будет метавселенной, но, скорее всего, там покажут большой спорт и музыку

В Apple предполагают, что их AR-гарнитура не предназначена для постоянного ношения, пишет Гурман в январе 2022 года. Пользователь будет надевать её периодически: для глубокого погружения в компьютерные игры, общения по мессенджеру или просмотра мультимедийного контента.

В устройстве, как отмечает аналитик, не будет полноценной виртуальной реальности — метавселенной: в Apple считают этот опыт чересчур экстремальным, а тему — «закрытой». Кроме того, гарнитуру сначала опробуют профессионалы: дизайнеры и разработчики компьютерных игр.

Вместо метавселенной Apple сделает ставку на компьютерные игры: для этого, пишет Гурман, она готовит операционную систему rOS (где r в названии означает «реальность») и собственный магазин приложений. При этом устройство будет поддерживать iOS 16 под кодовым названием Sydney, которая выйдет в 2022 году.

Гурман, ссылаясь на анонимных собеседников в Apple, писал в январе 2021 года, что в гарнитурах Apple сначала появится более привычный пользователям VR-контент: музыка и спорт. Для его создания весной 2020 года Apple приобрела через подставную компанию стартап NextVR, который снимал и показывал на VR-устройствах онлайн-концерты и выступления стендап-комиков, рестлинг и спортивные трансляции (в том числе Уимблдон и матчи НБА).

Сайт платформы NextVR

Разработчики платформы создали приложения для всех популярных очков и шлемов виртуальной реальности, написано на её сайте, копия которого есть в архиве интернета. Сейчас сервис NextVR закрыт: его приложения не работают, а домен, по данным Whois, перешёл в собственность Apple.

NextVR движется в новом направлении. Благодарим вас, партнёров и фанатов со всего мира, за ту роль, которую вы сыграли в создании классной платформы для спорта, музыки и развлечений в виртуальной реальности.

Последний прогноз: гарнитуру представят в конце 2022 года, а продавать начнут в 2023

Корпорация Apple рассматривает перенос презентации гарнитуры дополненной и виртуальной реальности как минимум на несколько месяцев, написал Гурман в январе 2022 года со ссылкой на неназванных людей, знакомых с ситуацией.

Презентацию гарнитуры, по словам источников, действительно планировали в июне — на конференции разработчиков Apple WWDC, а само устройство должно было поступить в продажу в конце 2022 года. Однако устройство оказалось слишком сложным: у разработчиков возникли проблемы с перегревом, камерами и программным обеспечением.

Технические затруднения сильно замедлили работу, поэтому дебют гарнитуры Apple возможно перенесут на конец года, а поступление в продажу — на 2023 год, утверждают информированные собеседники Bloomberg, попросившие не называть их имён. Представители Apple отказались от комментариев.

Акции Apple незначительно подешевели на фоне сообщений о переносе презентации безымянного устройства смешанной реальности, отмечает Bloomberg. 3 января курс Apple на бирже NASDAQ достиг наивысшего показателя, перевалив за 183 доллара за акцию, а к моменту выхода материала он опустился до 165,75 доллара.

#apple #виртуальнаяреальность #компьютеры #метавселенная