Технологии
Султан Сулейманов

Ретро: Нарисуй мне эмоцию

Как появились Emoji — смайлы, захватившие мир

В июне 2014 года некоммерческая организация «Консорциум Юникода» представила новую, седьмую версию стандарта кодирования символов Юникод, в которую добавила 250 новых Emoji-смайлов. Их визуальные интерпретации ещё не готовы, но TJournal решил вспомнить, как вообще появились эти маленькие пиктограммы, используемые повсюду: от личной переписки и искусства до постов Белого дома в Instagram.

Сила сердечка

Начало истории Emoji лежит ещё в середине 90-х, когда в Японии произошёл бум продаж пейджеров. Цена на сами устройства и услуги подключения падала, поэтому кроме бизнесменов, для пейджеров открылась другая аудитория — школьники.

В пейджерах была встроена возможность отвечать на полученные сообщения, выбрав код одного из записанных в устройство быстрых ответов. Одним из крупнейших поставщиков мобильных устройств в Японии был местный сотовый оператор NTT Docomo, занимавший до 40 процентов этого рынка.

Компания процветала, но в один момент стала резко уступать позиции конкуренту, Tokyo Telemessage. Случилось это из-за знака сердечка, от использования которого в пейджерах NTT отказалась в пользу возможностей, более интересных бизнесу — латинице, например.

Подростки такого хода не оценили и ушли к конкуренту. NTT пришлось придумывать что-то новое, чем затмить соперника — и это стало одним из толчков к созданию Emoji.

То ли рисунок, то ли буква

В NTT Docomo тех лет работал Шигетака Курита (Shigetaka Kurita), который занимался i-mode, первой мобильной интернет-платформой, доступной широкой аудитории. Через i-mode можно было узнавать новости, прогноз погоды, читать электронную почту и так далее.

Разработчики i-mode в поисках идей для развития отправились в 1998 году в США, где действовала похожая система от AT&T PocketNet. Она, в частности, передавала пользователям прогноз погоды, но мощностей сети не хватало для передачи изображений, поэтому информация о состоянии неба передавалась просто текстом — «солнечно», «пасмурно».

Там-то в голову Курита впервые и пришла довольно очевидная мысль — для таких вещей идеально подошли бы маленькие пиктограммы.

Его происхождение только подталкивало его к развитию своей идеи. Дело в том, что японцам, любителям длинных, обстоятельных писем, было трудно привыкнуть к новым технологиям — будь то пейджеры или электронная почта — бурно развивавшимся во второй половине 90-х. Эти технологии предполагали краткие сообщения и ответы, засунуть в которые всю тонкоту смыслов и эмоций было непросто.

Если кто-нибудь напишет Wakarimashita, вы не поймёте, то ли это тёплое, мягкое «я понял», то ли «ну да, понял» — прохладное, негативное ощущение. Вы не знаете, что в голове у автора.Шигетака Курита

Курита понял, что для более полной передачи контекста сообщений нужны символы-эмоции. В то время уже были популярны эмотиконы — смайлики из типографских знаков. Но пользователи опасались употреблять их в сообщениях на мобильных телефонах, так как состоящие из нескольких символов, смайлики могли «разорваться» на несколько экранов. У Курита была идея поинтереснее.

Он решил разработать набор символов, которые бы сами по себе обозначали эмоции, но были загружены в память телефонов Docomo на этапе производства. Пользователю оставалось бы только отправить соответствующий код этого символа — точно так же, как он отправляет код буквы или цифры, чтобы те высветились на экране адресата.

Сделай сам

Курита не был дизайнером — его специализацией была экономика, поэтому он планировал сделать несколько набросков своей идеи и показать их крупным производителям: Sharp, Panasonic, Fujitsu. Но им в тот момент оказалось не до новаций.

Они такие: «Пожалуйста, давай ты сам их нарисуешь». У них было много причин: только вышли первые устройства с поддержкой i-mode, у них не было ресурсов и всё такое.Шигетака Курита

Воплощать свою идею в жизнь пришлось самому автору. Он взял лист бумаги и карандаш и решил нарисовать 170 разных изображений 12 на 12 пикселей каждое, которые бы представили весь спектр человеческих эмоций.

Курита вдохновлялся мангой, в которой настроение и состояние героев хорошо видно на их лице. Первый набор Emoji — от японских слов «картинка» и «символ» — не был похож на современные смайлики. Это были квадратные, очень упрощённые рожицы с квадратными ртами и глазами-«уголками».

Но у автора Emoji было логическое объяснение такой простоте пиктограмм: он хотел, чтобы они воспринимались не как изображения, а как составные части текста; чтобы люди могли без стеснения вставлять в середину предложений Emoji.

Когда Курита вернулся со своими набросками к производителям телефонов, которые отвергли его раньше, он честно надеялся, что те перерисуют Emoji силами более профессиональных художников. Но каждая компания просто брала то, что получилось у автора, и внедряла в свои устройства. Впрочем, сам Курита видит в этом и положительную сторону: если б каждый производитель внедрял свои версии смайлов, получилась бы неразбериха.

Но неразбериха появилась на другом этапе. NTT Docomo не стала получать авторские права на Emoji, сказав, что это «всего лишь 12 раз по 12 пикселей». Её конкуренты, операторы AU и Softbank (тогда J-Phone), могли бы просто скопировать к себе рисунки авторства Курита, повторив успех NTT, но вместо этого решили устанавливать на свои устройства собственные наборы символов — иногда даже анимированные.

В итоге у одних и тех же Emoji на разных платформах далеко не всегда читались одинаковые эмоции.

Как Apple прогнулась

Ситуация с разными Emoji в Японии сохранялась до 2005 года, пока операторы наконец не договорились использовать единый набор. Но за пределами страны о них знали мало.

В 2008 году Apple выпустила iPhone 3g, который хорошо продавался во всём мире, но был холодно принят в Японии. Местные пользователи объясняли свой отказ просто: в этом смартфоне нет Emoji.

Впервые эти смайлики появились в айфонах с обновлением iOS 2.2, но были доступны «из коробки» только японским пользователям, а остальным приходилось идти на ухищрения. Полноценную поддержку Emoji внедрили только в iOS 5.0, вышедшую осенью 2011 года. Появились они и в Android.

Но в популярнейших мобильных операционных системах уже совсем не те квадратные рожицы, которые когда-то нарисовал Курита, а полноценные мини-картинки. Впрочем, их полноценной унификации не удалось добиться до сих пор: хотя набор из iOS и можно по праву считать общепринятым, у Android своё видение на внешний Emoji.

Но внешность в этом случае — не самое главное. Важнее, что Emoji официально признали, включив в 2010 году в Юникод версии 6.0.0. «Консорциум Юникода», который занимается пополнением стандарта кодировки символов, не изобретает новые знаки сам, а напротив — фиксирует состояние текстовой культуры.

В Юникоде смайлы представлены не изображениями (поэтому не существует «стандартных»), а короткими текстовыми описаниями. Впрочем, если изначально Emoji создавались для более точного восприятия смысла текстов, то в современном мире значение самих картинок стало меняться в зависимости от контекста.

После прихода на смартфоны всего мира, Emoji стали появляться везде: в журналах, в книгах, клипах, картинах, одежде... Даже Белый Дом США не удержался от использования смайлов в своём Instagram.

Но есть в мире как минимум один человек, которому Emoji не нравятся: это профессор Скотт Фалман, считающийся создателем текстовых смайликов (он предложил писать :-( и :-) ещё в 1982 году). Фалман называл жёлтые рожицы уродливыми и мешающими решать интересную задачу — выражать свои эмоции через стандартные символы на клавиатуре ノ( º _ ºノ).

Курита в шутку соглашался с профессором: «Да, смайлы немного уродливы, если честно». А затем, смеясь, доставал свои черновые наброски и добавлял: «Одна часть меня согласна с этим парнем, а другая хочет спросить его — что бы ты тогда сказал про это?»

Султан Сулейманов,
TJournal

#Статья #Apple #Рубрика_Ретро #ретро #Android #искусство #Emoji #iOS #пиктограммы #Unicode #история_Emoji #NTT_Docomo #Шигетака_Курита #Emoji_в_iOS #Скотт_Фалман