Рубрика развивается при поддержке
Advertisement

Второе дыхание Статьи редакции

Редактор TJournal о спасении сериалов онлайн-кинотеатрами и роли последних в грядущей «перезагрузке» традиционного ТВ и кинопроката

1 июля компания Yahoo объявила о продлении на шестой сезон культового сериала «Сообщество», ранее закрытого каналом NBC. Этот случай стал лишь одним из целой череды таких «спасений» популярных шоу силами онлайн-кинотеатров.

По этому поводу редактор TJournal вспоминает, какие ещё шоу были возвращены к жизни цифровыми сервисами, разбирается в мотивах последних и обозначает их ключевую роль в глобальных изменениях, которые ждут кинопрокат и телевидение в ближайшие годы.

Шесть сезонов и фильм

О закрытии культового сериала «Сообщество» после пятого сезона канал NBC объявил в начале мая. Для фанатов комедии это решение выглядело особенно цинично. Ведь ранее её создатель Дэн Хармон устами своих героев провозгласил идеальную формулу существования любого телевизионного продукта — «six seasons and the movie» («шесть сезонов и фильм»), ни больше ни меньше.

К счастью для поклонников, шестой сезон они всё-таки получат, но посмотрят его не на привычном NBC, а на Yahoo Screen — рекламном веб-сервисе IT-гиганта. В самый последний день действия актёрских контрактов (их перезаключение оказалось бы слишком накладным и гарантированно похоронило бы сериал) представителям цифрового сервиса удалось договориться с Sony Pictures Televison (студия, у которой NBC заказывал производство) о съёмке тринадцати новых эпизодов. Шестой сезон, по слухам, станет завершением истории.

Контракт, заключённый на небесах

Для тех, кто в последние годы следит за телевизионной индустрией, смерть и воскрешение «Сообщества» вряд ли стали большой неожиданностью. Сериал был одним из самых очевидных кандидатов на попадание в цифровую «загробную жизнь»: у него есть короткий хронометраж (стандартные эфирные полчаса за вычетом перерывов на рекламу) и небольшая, но устойчивая фанатская база, которая последует за своими любимыми героями куда угодно.

Мотивы NBC в данном случае вполне очевидны. Канал несколько лет тащил за собой «Сообщество» с его стабильными, но низкими рейтингами, потому что сериал был для него ярким пятном в портфолио, продуктом, формирующим положительный образ у зрителей и партнёров. Однако после ухода создателя шоу Дэна Хармона на весь четвёртый сезон (он известен дурным нравом) сериал просто-напросто потерял свою «крутизну» и несколько смешался с телевизионной рутиной. Даже возвращение Хармона не спасло его от закрытия.

В то же время для Yahoo эфирная смерть «Сообщества» стала манной небесной. Под предводительством генерального директора Мариссы Мейер компания начала активно заниматься созданием оригинального контента и лицензирования чужого для своего сервиса Yahoo Screen. Она уже успела заказать комедию «Другой космос» (Other Space) от режиссёра «Девичника в Вегасе» и сериал «Святые города грехов» (Sin City Saints) о быте профессиональной баскетбольной команды. «Сообщество» пришлось как никогда кстати.

Зачем онлайн-кинотеатры спасают чужие сериалы

В 2014-м, когда небеса бороздят доставляющие пиццу дроны (на самом деле нет), в области производства контента цифровые сервисы всё ещё отстают от традиционного эфирного ТВ на световые годы.

Великая американская чертвёрка ABC, NBC, Fox и CBS ежегодно перемалывает сотни концептов сериалов. Лишь малая часть идей добирается до съёмки пилота (тестовый первый эпизод), и лишь часть пилотов получает заказ на полный сезон.

Для эфирных каналов, зарабатывающих на рекламе и не берущих денег за подписку, такая модель является привычным укладом, тогда как для онлайн-кинотеатров самостоятельное создание телешоу с нуля оказывается серьёзным риском.

Сервис «видео по запросу» Netflix не может снять с эфира неудачный сериал и заменить его повторами сверхпопулярной «Теории большого взрыва», гарантированно собирающей у экрана миллионы зрителей. У него нет никакого эфира. Для онлайн-кинотеатров провал шоу это просто провал: их модель существования в меньшей мере застрахована от негативных исходов.

В то же время притягательный эксклюзивный контент является обязательным условием для роста числа подписчиков, и аналоги Netflix вынуждены заниматься его созданием.

Реализуют они в данном случае две максимально надёжные модели производства: создание нового шоу с хорошо просчитываемым успехом или продолжение старого сериала, имеющего уже готовую аудиторию.

В первом случае речь идёт о сериалах вроде «Карточного домика» с актёром Кевином Спейси в главной роли. Успех этого шоу стал результатом методичного расчёта. Netflix выявил, что его подписчикам нравятся политические драмы и фильмы с Кевином Спейси. Добавив в формулу ещё несколько безотказных ингридиентов вроде режиссёра Дэвида Финчера, онлайн-кинотеатр сделал один из самых заметных сериалов современности едва ли не с первой своей попытки выйти на этот рынок.

Во втором случае речь как раз идёт о «Сообществе», когда онлайн-кинотеатр покупает слаженный творческий коллектив без необходимости начинать разработку с нуля и сильно тратиться на рекламу (бренд уже широко известен), а вместе с ним и получает солидную часть его аудитории.

Кто ещё получил вторую жизнь в цифре

Пожалуй, самой громкой историей спасения последнего времени стал американский ремейк датского сериала «Убийство». Он успешно стартовал на канале AMC («Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы») в 2011 году, но значительно сдал во время второго сезона и был закрыт.

В этот момент на горизонте появился Netflix, предложивший AMC продолжить шоу на выгодных условиях: атмосферная детективная драма пришлась по душе подписчикам онлайн-кинотеатра. Однако после выхода третьего сезона канал AMC вновь закрыл сериал — уже с концами.

Тогда Netflix решился окончательно перенести его на собственную платформу и заказал короткий финальный сезон из шести эпизодов, которые станут доступны подписчикам единовременно 1 августа 2014-го. Таким образом онлайн-кинотеатр фактически «украл» у AMC его разработку: полная антология сериала окажется в руках только одного поставщика.

Аналогичным образом Netflix поступил с комедией «Задержка в развитии» (Arrested Development) и мультсериалом «Звёздные войны: Войны клонов» (Star Wars: The Clone Wars).

Примечательно, что в гонку «возрождений» неожиданно включились и эфирные каналы. Сначала Fox анонсировал новый 12-серийный лондонский сезон давно закрытого культового сериала «24» с Кифером Сазерлендом. Он успешно вернулся на экраны в начале мая. А в феврале NBC объявил о грядущем возвращении фантастического шоу «Герои» в виде такого же одиночного 13-эпизодника.

Эфирное телевидение само начало подстраиваться под цифровые сервисы, создавая новые компактные сезоны культовых шоу «на продажу», при этом срывая и свой гарантированный куш с традиционного показа.

Новый мировой порядок

Превращение цифровых сервисов в производителей контента в ближайшие годы значительно изменит рынок сериалов и кино. «Донашивание» шоу за эфирными каналами наверняка спасёт от закрытия ещё множество знаковых сериалов вроде «Сообщества» или «Ганнибала», однако в конечном итоге прежний баланс сил будет восстановлен.

Тот же Netflix просто-напросто начнёт создавать так много собственных шоу, что ему не понадобится заимствовать таковые у эфирных каналов, а за ним последуют и более мелкие конкуренты вроде Hulu, Amazon и Yahoo.

При этом модель громоздких 24-серийных сезонов постепенно начнёт умирать в пользу более коротких форматов, приемлемых для онлайн-кинотеатров. Каналы вроде NBC и ABC будут заведомо производить свои шоу на продажу, потому что эксклюзивный контракт с онлайн-сервисом зачастую может окупить бюджет сериала ещё до того, как он вышел в эфир.

Кроме того, в конце октября Netflix объявил о своём желании начать снимать и полнометражные фильмы, так что на определённом этапе оскаровской киноакадемии придётся пересматривать свои правила по поводу телефильмов. Ведь сериалы вроде «Настоящего детектива» или «Фарго» доказывают, что жанровое кино прокатного уровня вполне возможно и на телевидении.

Мухи отдельно, котлеты отдельно

В июне 2013 года Стивен Спилберг и Джордж Лукас сделали совместное заявление, в котором предсказали грядущую смерть традиционного кинопроката. Посетовав на то, что его историческая драма о жизни президента Линкольна могла выйти на ТВ, Спилберг сообщил, что в ближайшем будущем жанровые картины всё чаще будут выходить на телевидении, а кинотеатры окончательно превратятся в «бродвейские залы» с гигантскими экранами для просмотра блокбастеров.

Возможно великие режиссёры были излишне категоричны, но в последнее время их прогнозы становятся всё более и более и реалистичными. Если фильмы вроде «Трансформеров» с прежним успехом выманивают зрителей в кинотеатры (новая часть заработала по миру более 300 миллионов долларов за одни лишь выходные и нацелилась на планку в миллиард), то просмотр драмы вроде «12 лет рабства» куда лучше сочетается с домашним телевизором, чем с хрустящей попкорном толпой случайных прохожих.

И амбиции онлайн-кинотеатров, способных без риска выпускать бьющие точно в цель фильмы для разных аудиторий, в конечном итоге и правда могут забить последний гвоздь в гроб как привычного нам кинопроката, так и привычного телевидения, чтобы открыть дорогу их новым формам.

Круто, круто, круто,
Вадим Елистратов,
TJournal

{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "self", "tags": ["\u0445\u043e\u0434\u044f\u0447\u0438\u0435_\u043c\u0435\u0440\u0442\u0432\u0435\u0446\u044b","\u0443\u0431\u0438\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e","\u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u0444\u043e\u0440\u043c\u0435\u0440\u044b","\u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f_\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0433\u043e_\u0432\u0437\u0440\u044b\u0432\u0430","\u0441\u0442\u0438\u0432\u0435\u043d_\u0441\u043f\u0438\u043b\u0431\u0435\u0440\u0433","\u0441\u043e\u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e","\u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u0435_\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430_\u0433\u0440\u0435\u0445\u043e\u0432","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u043a\u0438\u0444\u0435\u0440_\u0441\u0430\u0437\u0435\u0440\u043b\u0435\u043d\u0434","\u043a\u0435\u0432\u0438\u043d_\u0441\u043f\u0435\u0439\u0441\u0438","\u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0447\u043d\u044b\u0439_\u0434\u043e\u043c\u0438\u043a","\u0437\u0432\u0451\u0437\u0434\u043d\u044b\u0435_\u0432\u043e\u0439\u043d\u044b_\u0432\u043e\u0439\u043d\u044b_\u043a\u043b\u043e\u043d\u043e\u0432","\u0437\u0430\u0434\u0435\u0440\u0436\u043a\u0430_\u0432_\u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0438","\u0434\u044d\u043d_\u0445\u0430\u0440\u043c\u043e\u043d","\u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439_\u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","\u0434\u0436\u043e\u0440\u0434\u0436_\u043b\u0443\u043a\u0430\u0441","\u0434\u0435\u0432\u0438\u0447\u043d\u0438\u043a_\u0432_\u0432\u0435\u0433\u0430\u0441\u0435","\u0433\u0435\u0440\u043e\u0438","\u0433\u0430\u043d\u043d\u0438\u0431\u0430\u043b","\u0432\u043e_\u0432\u0441\u0435_\u0442\u044f\u0436\u043a\u0438\u0435","yahoo_screen","yahoo","sony_pictures_televison","six_seasons_and_the_movie","netflix","nbc","hulu","hbo","fox","community","cbs","amazon","abc","24_\u0447\u0430\u0441\u0430"], "comments": 29, "likes": 13, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "tech", "id": 51492, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 02 Jul 2014 03:35:57 +0400", "is_special": false }
0
29 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Гениальный Макс

Ждём выхода из анабиоза Футурамы.

18
Краткий Никита

Один раз её уже возрождали спустя перерыв в несколько лет, могут и опять.

0

Комментарий удален

Свежий цвет

Согласен. Думаю и до него доберутся когда-нибудь.

0
Политический якорь

Firefly!

12
Краткий Никита

Миссия Серенити же. А вообще, да, там ещё много сюжетных линий не раскрыли, к сожалению.

0
Серый космос

не надо. Она прекрасна в том виде в котором она сейчас есть.

0
Очередной яд

Вот бы еще Flashforward возродили!

7
Главный Петя

книга прекрасна, да.

Flashforward, учитывая, что они там натворили с последними сериями, лучше уж с нуля переснять...

Но это ABC

Жаль, что даже это не помогло

1
Питерский кофе

FOX верни Firefly

4
Питерский кофе

А если серьезно, когда у Netflix'а закончатся источники по "снятию сливок" с т.н. закрытых сериалов, то очень надеюсь, что вся эта ситуация подтолкнет различных режиссеров/продюсеров/сценаристов на производство контента такого высокого уровня, который будет сопоставим с оскароносными фильмами. Впрочем, это уже заметно по таким сериалам как Fargo, True Detective, Penny Dreadful и Crossbones.

P.S. А также, надеюсь, что SyFy всё же найдет достойные сюжеты и сценарии и снимет наконец-таки свой Magnum opus и займет достойное место в производстве качественных шоу, потому что очень не хватает интересных фантастических сериалов, прям вот очень.

3
Материальный бинокль

Magnum opus у SyFy уже есть и называется Battlestar Galactica)

1
Питерский кофе

Он не такой известный как сериалы HBO

0
Нищий спрей

полнометражку бы по Сообществу я глянул

2
Неизбежный паркур

"Могут забить последний гвоздь в гроб как привычного нам кинопроката" - Не раньше, чем все те, кто родился раньше 2000 года не смогут не ходить под себя

1
Усталый блик

Вот бы возродили: Firefly, Lie to me, John Doe, V, Luck, Dead Like Me, How to Make It in America.

Героев очень ждём-с!

1

Комментарий удален

Скрытый лолипоп

Нужен еще один сезон Лоста или Хауса.

0
Напряженный рак

Всё должно когда-нибудь заканчиваться. Они, я считаю, вовремя остановились.

0
Рыбный Петя

Вовремя? Да хауса ещё на шестом сезоне надо было усыплять. В последних двух уже вообще ровным счётом ничего не было.

2
Напряженный рак

Может и так, но я правда с удовольствием посмотрел все сезоны.

4
Главный Петя

Почему еще один?

Лост идеально в 6 сезонов уместился.

Ждем ФИЛЬМ!!!

0
Жирный Макс

Почему все так люто хуесосят четвёртый сезон сообщества? "Бебебе без Хармона не тру" как же это надоело блин. В пятом изменений например намного больше, не говоря уже о том что он значительно темнее(во всех аспектах). Вот летом специально буду пересматривать сериал, может пойму, чем же так плох именно четвёртый...

0
Постоянный Гоша

Еще один пример: Orange is the new black. Сериал выходит сразу сезоном. Есть долгие циклы съемки, напрмиер, Sherlock. А True Detective дает еще один формат сериала — крутые актеры+мощный сценарий+новый сезон с другой сюжетной линией.

0
Сомнительный Петя

Orange is the new black делает все тот же Netflix, как и House of Cards.
Английские сериалы отличаются не только укороченными по сравнению с США сезонами, но и долгими перерывами - даже если там не задействованы знаменитости уровня Камбербэтча и Фримана. Та же Utopia, вышедшая (?) позавчера, или ожидаемое продолжение Black Mirror.
True Detective и Fargo не первые, кто использует антологию. (American Horror Story та же).

4
Половый диод

О, Героев продлили. Спасибо за хорошую новость, TJ!

0
Бессмысленный диод

модель громоздких 24-серийных сезонов постепенно начнёт умирать

вот это давно пора. я уже несколько лет подобные сериалы, снимаемые исключительно для забивания эфира, игнорирую.

0
Электронный инструмент

Поправьте опечатку:
"Добавив в формулу ещё несколько безотказных ингрИдиентов вроде режиссёра Дэвида Финчера.."

0
Татарский фонарь

А я бы не отказался от продолжения Побега)

0
Таможенный Гоша

Спасибо за статью, Вадим.

0
Задний кот

А я почему-то вспомнил сразу про Дэдвуд. Пару бы сезонов ещё посмотрел. Просто блестящий вестерн-сериал

0
Читать все 29 комментариев
null