Технологии
Вадим Елистратов

Второе дыхание

Редактор TJournal о спасении сериалов онлайн-кинотеатрами и роли последних в грядущей «перезагрузке» традиционного ТВ и кинопроката

1 июля компания Yahoo объявила о продлении на шестой сезон культового сериала «Сообщество», ранее закрытого каналом NBC. Этот случай стал лишь одним из целой череды таких «спасений» популярных шоу силами онлайн-кинотеатров.

По этому поводу редактор TJournal вспоминает, какие ещё шоу были возвращены к жизни цифровыми сервисами, разбирается в мотивах последних и обозначает их ключевую роль в глобальных изменениях, которые ждут кинопрокат и телевидение в ближайшие годы.

Шесть сезонов и фильм

О закрытии культового сериала «Сообщество» после пятого сезона канал NBC объявил в начале мая. Для фанатов комедии это решение выглядело особенно цинично. Ведь ранее её создатель Дэн Хармон устами своих героев провозгласил идеальную формулу существования любого телевизионного продукта — «six seasons and the movie» («шесть сезонов и фильм»), ни больше ни меньше.

К счастью для поклонников, шестой сезон они всё-таки получат, но посмотрят его не на привычном NBC, а на Yahoo Screen — рекламном веб-сервисе IT-гиганта. В самый последний день действия актёрских контрактов (их перезаключение оказалось бы слишком накладным и гарантированно похоронило бы сериал) представителям цифрового сервиса удалось договориться с Sony Pictures Televison (студия, у которой NBC заказывал производство) о съёмке тринадцати новых эпизодов. Шестой сезон, по слухам, станет завершением истории.

Контракт, заключённый на небесах

Для тех, кто в последние годы следит за телевизионной индустрией, смерть и воскрешение «Сообщества» вряд ли стали большой неожиданностью. Сериал был одним из самых очевидных кандидатов на попадание в цифровую «загробную жизнь»: у него есть короткий хронометраж (стандартные эфирные полчаса за вычетом перерывов на рекламу) и небольшая, но устойчивая фанатская база, которая последует за своими любимыми героями куда угодно.

Мотивы NBC в данном случае вполне очевидны. Канал несколько лет тащил за собой «Сообщество» с его стабильными, но низкими рейтингами, потому что сериал был для него ярким пятном в портфолио, продуктом, формирующим положительный образ у зрителей и партнёров. Однако после ухода создателя шоу Дэна Хармона на весь четвёртый сезон (он известен дурным нравом) сериал просто-напросто потерял свою «крутизну» и несколько смешался с телевизионной рутиной. Даже возвращение Хармона не спасло его от закрытия.

В то же время для Yahoo эфирная смерть «Сообщества» стала манной небесной. Под предводительством генерального директора Мариссы Мейер компания начала активно заниматься созданием оригинального контента и лицензирования чужого для своего сервиса Yahoo Screen. Она уже успела заказать комедию «Другой космос» (Other Space) от режиссёра «Девичника в Вегасе» и сериал «Святые города грехов» (Sin City Saints) о быте профессиональной баскетбольной команды. «Сообщество» пришлось как никогда кстати.

Зачем онлайн-кинотеатры спасают чужие сериалы

В 2014-м, когда небеса бороздят доставляющие пиццу дроны (на самом деле нет), в области производства контента цифровые сервисы всё ещё отстают от традиционного эфирного ТВ на световые годы.

Великая американская чертвёрка ABC, NBC, Fox и CBS ежегодно перемалывает сотни концептов сериалов. Лишь малая часть идей добирается до съёмки пилота (тестовый первый эпизод), и лишь часть пилотов получает заказ на полный сезон.

Для эфирных каналов, зарабатывающих на рекламе и не берущих денег за подписку, такая модель является привычным укладом, тогда как для онлайн-кинотеатров самостоятельное создание телешоу с нуля оказывается серьёзным риском.

Сервис «видео по запросу» Netflix не может снять с эфира неудачный сериал и заменить его повторами сверхпопулярной «Теории большого взрыва», гарантированно собирающей у экрана миллионы зрителей. У него нет никакого эфира. Для онлайн-кинотеатров провал шоу это просто провал: их модель существования в меньшей мере застрахована от негативных исходов.

В то же время притягательный эксклюзивный контент является обязательным условием для роста числа подписчиков, и аналоги Netflix вынуждены заниматься его созданием.

Реализуют они в данном случае две максимально надёжные модели производства: создание нового шоу с хорошо просчитываемым успехом или продолжение старого сериала, имеющего уже готовую аудиторию.

В первом случае речь идёт о сериалах вроде «Карточного домика» с актёром Кевином Спейси в главной роли. Успех этого шоу стал результатом методичного расчёта. Netflix выявил, что его подписчикам нравятся политические драмы и фильмы с Кевином Спейси. Добавив в формулу ещё несколько безотказных ингридиентов вроде режиссёра Дэвида Финчера, онлайн-кинотеатр сделал один из самых заметных сериалов современности едва ли не с первой своей попытки выйти на этот рынок.

Во втором случае речь как раз идёт о «Сообществе», когда онлайн-кинотеатр покупает слаженный творческий коллектив без необходимости начинать разработку с нуля и сильно тратиться на рекламу (бренд уже широко известен), а вместе с ним и получает солидную часть его аудитории.

Кто ещё получил вторую жизнь в цифре

Пожалуй, самой громкой историей спасения последнего времени стал американский ремейк датского сериала «Убийство». Он успешно стартовал на канале AMC («Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы») в 2011 году, но значительно сдал во время второго сезона и был закрыт.

В этот момент на горизонте появился Netflix, предложивший AMC продолжить шоу на выгодных условиях: атмосферная детективная драма пришлась по душе подписчикам онлайн-кинотеатра. Однако после выхода третьего сезона канал AMC вновь закрыл сериал — уже с концами.

Тогда Netflix решился окончательно перенести его на собственную платформу и заказал короткий финальный сезон из шести эпизодов, которые станут доступны подписчикам единовременно 1 августа 2014-го. Таким образом онлайн-кинотеатр фактически «украл» у AMC его разработку: полная антология сериала окажется в руках только одного поставщика.

Аналогичным образом Netflix поступил с комедией «Задержка в развитии» (Arrested Development) и мультсериалом «Звёздные войны: Войны клонов» (Star Wars: The Clone Wars).

Примечательно, что в гонку «возрождений» неожиданно включились и эфирные каналы. Сначала Fox анонсировал новый 12-серийный лондонский сезон давно закрытого культового сериала «24» с Кифером Сазерлендом. Он успешно вернулся на экраны в начале мая. А в феврале NBC объявил о грядущем возвращении фантастического шоу «Герои» в виде такого же одиночного 13-эпизодника.

Эфирное телевидение само начало подстраиваться под цифровые сервисы, создавая новые компактные сезоны культовых шоу «на продажу», при этом срывая и свой гарантированный куш с традиционного показа.

Новый мировой порядок

Превращение цифровых сервисов в производителей контента в ближайшие годы значительно изменит рынок сериалов и кино. «Донашивание» шоу за эфирными каналами наверняка спасёт от закрытия ещё множество знаковых сериалов вроде «Сообщества» или «Ганнибала», однако в конечном итоге прежний баланс сил будет восстановлен.

Тот же Netflix просто-напросто начнёт создавать так много собственных шоу, что ему не понадобится заимствовать таковые у эфирных каналов, а за ним последуют и более мелкие конкуренты вроде Hulu, Amazon и Yahoo.

При этом модель громоздких 24-серийных сезонов постепенно начнёт умирать в пользу более коротких форматов, приемлемых для онлайн-кинотеатров. Каналы вроде NBC и ABC будут заведомо производить свои шоу на продажу, потому что эксклюзивный контракт с онлайн-сервисом зачастую может окупить бюджет сериала ещё до того, как он вышел в эфир.

Кроме того, в конце октября Netflix объявил о своём желании начать снимать и полнометражные фильмы, так что на определённом этапе оскаровской киноакадемии придётся пересматривать свои правила по поводу телефильмов. Ведь сериалы вроде «Настоящего детектива» или «Фарго» доказывают, что жанровое кино прокатного уровня вполне возможно и на телевидении.

Мухи отдельно, котлеты отдельно

В июне 2013 года Стивен Спилберг и Джордж Лукас сделали совместное заявление, в котором предсказали грядущую смерть традиционного кинопроката. Посетовав на то, что его историческая драма о жизни президента Линкольна могла выйти на ТВ, Спилберг сообщил, что в ближайшем будущем жанровые картины всё чаще будут выходить на телевидении, а кинотеатры окончательно превратятся в «бродвейские залы» с гигантскими экранами для просмотра блокбастеров.

Возможно великие режиссёры были излишне категоричны, но в последнее время их прогнозы становятся всё более и более и реалистичными. Если фильмы вроде «Трансформеров» с прежним успехом выманивают зрителей в кинотеатры (новая часть заработала по миру более 300 миллионов долларов за одни лишь выходные и нацелилась на планку в миллиард), то просмотр драмы вроде «12 лет рабства» куда лучше сочетается с домашним телевизором, чем с хрустящей попкорном толпой случайных прохожих.

И амбиции онлайн-кинотеатров, способных без риска выпускать бьющие точно в цель фильмы для разных аудиторий, в конечном итоге и правда могут забить последний гвоздь в гроб как привычного нам кинопроката, так и привычного телевидения, чтобы открыть дорогу их новым формам.

Круто, круто, круто,
Вадим Елистратов,
TJournal

#Колонка #Netflix #Yahoo #Ходячие_мертвецы #Во_все_тяжкие #Amazon #Стивен_Спилберг #Теория_Большого_взрыва #ABC #CBS #24_часа #Кифер_Сазерленд #NBC #HBO #Карточный_домик #Кевин_Спейси #Джордж_Лукас #Ганнибал #Сообщество #Hulu #Трансформеры #Yahoo_Screen #Community #Дэн_Хармон #Sony_Pictures_Televison #six_seasons_and_the_movie #Другой_космос #Святые_города_грехов #Девичник_в_Вегасе #Fox #Убийство #Звёздные_войны_Войны_клонов #Задержка_в_развитии #Герои