Технологии
Виктор Степанов

Два года условно

Представители крупных западных компаний о переносе серверов в Россию

4 июля Государственная дума приняла в окончательном, третьем чтении закон, обязывающий интернет-компании хранить персональные данные российских пользователей на серверах внутри России. Закон должен вступить в силу в сентябре 2016 года.

В Думе уверены: новые требования помогут существенно повысить безопасность личных данных россиян, а двух лет, отведённых компаниям для приведения инфраструктуры в соответствие с принятым документом, вполне достаточно. TJournal решил выяснить, как относятся к закону представители IT-отрасли на Западе и готовы ли они к переносу серверов.

Обновлено: добавлен комментарий Booking.com

\ \

В России интернетом пользуется примерно каждый второй житель страны. В общей сложности это около 65-70 миллионов человек.

Точной статистики на этот счёт пока не существует, но с большой долей уверенности можно утверждать — число жителей, чьи персональные данные хранятся компаниями на зарубежных серверах, вполне сопоставимо с этими цифрами. Ведь для того, чтобы разместить информацию о себе на сервере в США, Европе или Азии, достаточно, например, зарегистрироваться в любой популярной социальной сети, завести электронный почтовый ящик, купить через интернет авиабилет или забронировать номер в отеле.

Перенос всей этой информации, касающейся миллионов пользователей, безусловно, обернётся для интернет-компаний большой головной болью. Аудитория одного только Facebook в России — это почти девять миллионов человек. Собрать их данные вместе и перенести на новые серверы по требованию российских законодателей — весьма непростая задача.

Линда Гриффин (Linda Griffin) отвечает в Facebook за взаимодействие и политическую коммуникацию соцсети в Европе, на Ближнем Востоке и в странах Африки. Как рассказала TJournal Гриффин и её коллеги по отделу, в компании изучают вопрос, связанный с новыми требованиями к хранению данных о пользователях из России, однако сказать, что конкретно будет предпринимать Facebook, пока не могут.

В настоящее время мы изучаем этот вопрос. Пока официально сказать что-то я не могу. Как только ситуация изменится, и нам будет чем поделиться, мы обязательно сообщим. Линда Гриффин, Facebook

Точное (или даже приблизительное) количество российских пользователей продукции Microsoft подсчитать ещё сложнее. Понятно, что, как и в случае с Facebook, речь здесь идёт о миллионах человек, данные которых теперь придётся переносить на новые серверы.

По просьбе TJournal сотрудник представляющего интересы Microsoft коммуникационного агентства Waggener Edstrom в Сиэтле Сидни Хиршбергер (Sydney Hirshberger) узнала, как корпорация собирается действовать в условиях нового закона. К сожалению, в топ-менеджменте Microsoft также отказались от подробных комментариев, заявив лишь, что «изучают проблему».

Компания рассматривает этот вопрос [о переносе серверов], но пока, к сожалению, говорить на эту тему мы не готовы. Сидни Хиршбергер, Microsoft / Waggener Edstrom

Попадают под новый закон не только социальные сети или технологические компании, вроде Microsoft. Думать о том, как работать в новых условиях, придётся и тем, кто специализируется на предоставлении различных услуг онлайн.

Услугами сервиса электронных платежей PayPal в России пользуется примерно каждый десятый интернет-пользователь. По данным опроса Synovate Comcon, PayPal является третьей по популярности платежной системой в стране, уступая только Visa Qiwi Wallet и «Яндекс.Деньгам».

В ответ на просьбу TJournal прокомментировать ситуацию с новым законом, глава подразделения по связям с общественностью PayPal Галина Скаткина сообщила, что оценить, какое влияние он окажет на пользователей, пока трудно. (Комментарий Скаткиной был получен ещё до окончательного утверждения Думой документа).

PayPal обслуживает более 148 миллионов активных счетов на более чем 200 рынках по всему миру и дает миллионам россиян больше финансовых инструментов и возможностей. Мы внимательно следим за данной ситуацией и, как только поправки будут утверждены, сможем оценить, какое влияние это окажет на наших пользователей. Мы находимся в тесном сотрудничестве с коллегами по отрасли и другими сторонами, чтобы определить дальнейшие шаги, и соответственно проинформируем заинтересованные стороны. Успешная работа в условиях законодательных изменений на конкретном рынке — неотъемлемая часть нашего бизнеса. Галина Скаткина, PayPal

Ещё один популярный сервис, активно работающий с пользователями из России — AirBnB — в свою очередь выразил конкретную готовность перенести данные о российских пользователях на территорию страны. Сделать это сервис готов, только если найдётся компания, способная работать со столь значительным объёмом информации и обеспечить AirBnB высокий уровень её безопасности.

При этом, по словам гендиректора AirBnB в России Михаила Коноплёва, компания и так очень серьёзно относится к конфиденциальности персональных данных, и доступ к ним имеет очень ограниченный круг сотрудников.

Наш сервис основан на экономике совместного потребления, которая в первую очередь строится на доверии. Наши пользователи знают, что делятся с нами своими персональными данными ради того, чтобы мы могли сделать их путешествие максимально безопасным. Мы очень серьезно относимся к конфиденциальности предоставленных нам данных. Личная информация, предоставляемая пользователями, шифруется и хранится на защищенных серверах. Если в России появится компания, способная работать с нашим объемом данных и обеспечить нам аналогичный уровень безопасности, мы сможем начать обсуждать работу в рамках данного законопроекта. Михаил Коноплёв, AirBnB

Потенциально под удар нового закона может попасть и Booking.com — один из самых популярных в мире сервисов для бронирования отелей онлайн. Никола Хэнли (Nicola Hanley) из работающего с Booking.com PR-агентства Ketchum и сотрудники пресс-службы самого сервиса заверили TJournal, что на обслуживании пользователей из России новые ограничения никак не отразятся.

Мы очень пристально наблюдаем за развитием ситуации с этим законом. Но даже если его утвердит Совет Федерации, это никак не скажется на нашей работе с клиентами и бизнес-партнёрами из России. Когда закон вступит в силу в сентябре 2016-го, нам, возможно, придётся провести какие-то незначительные изменения с технической стороны. Их объём будет зависеть от финальной редакции утверждённого документа. Но в целом всё останется как всегда. представители Booking.com

TJournal также обратился за комментариями и к другим крупным представителям отрасли. В Twitter, Google, eBay и Amazon на просьбу редакции прокомментировать новый закон не ответили. Мы обновим этот материал, как только получим новую информацию от представителей рынка.

#Статья #Microsoft #Facebook #Twitter #Google #госрегулирование #eBay #Amazon #Госдума #AirBnB #PayPal #госрегулирование_Рунета #серверы_с_персональными_данными #хранение_персональных_данных #перенос_серверов_с_данными_российских_пользователей #Booking_com