Технологии
Виктор Степанов

Риторика победителей

Как Apple со сцены объяснила необходимость большого айфона и уникальность умных часов

9 сентября компания Apple представила два новых смартфона iPhone 6 и iPhone 6 Plus c увеличенными по сравнению с предыдущей моделью экранами, а также совершенно новый продукт — умные часы Apple Watch. Показанные в калифорнийском «Флинт Центре» в Купертино гаджеты стали самым радикальным обновлением линейки Apple за последние годы. TJournal попытался разобраться, как представители IT-гиганта объясняли со сцены необходимость столь кардинальных перемен.

iPhone: больше большего

Размеры экрана iPhone увеличивались и раньше, однако никогда прежде Apple не выпускала в дополнение к обычной модели ещё одну, с приставкой Plus. С самого начала презентации гендиректор IT-гиганта Тим Кук, а затем и директор по маркетингу Фил Шиллер попытались максимально подробно объяснить находящимся в зале, зачем последнему iPhone сразу две версии одна больше другой. 

За первые десять минут выступления слово «больший» («bigger») прозвучало со сцены, наверное, рекордное за всю историю демонстраций Apple количество раз. Вторым по частоте употребления словом стало слово «лучший» («best»), что явно указывает на желание компании прочно связать увеличение размеров смартфона с исключительно положительными ассоциациями. 

Анонсировав «самое большое» изменение в линейке смартфонов, Кук передал эстафету Шиллеру, которые быстро добавил к «большему» несколько синонимов, называя новые экраны iPhone 6 то «широкими» («wide»), то просто «намного большими» («a lot bigger»), а то и вовсе «огромными» («huge»). 

Однако вместо того, чтобы напрямую объяснить потенциальным пользователям причины изменений, перейдя к подробному описанию смартфонов топ-менеджер предпочёл сконцентрироваться не на том, зачем нужны большие экраны, а какую пользу они привносят в гаджеты. То, что экраны резко увеличились в размере предлагалось, видимо, принять как данность. 

Десять минут ушло у Шиллера на рассказы о том, как замечательно выглядят пользовательские фотографии на новом большом дисплее, и как практически в любом приложении увеличенные экраны позволяют размещать больше информации, текста и графических элементов. Текст становится чётче, снимки — ярче, говорил представитель Apple, подчёркивая, что все традиционные трудности, связанные со слишком большими экранами телефонов, в Apple уже заботливо решили. Например, с помощью специальной функции «reachability», позволяющей легче дотягиваться до расположенных в дальних углах экрана элементов управления. 

Главный слоган iPhone 6 на официальном сайте Apple — «Больше, чем больше» («Bigger than bigger») — полностью соответствуют духу презентации Шиллера и Кука. В прошлый раз (впервые в истории компании) отсылка к размеру в слогане для iPhone использовалась в презентации пятой модели («It’s not just bigger. It’s just right»). 

Новый iPhone стал тоньше, производительнее, быстрее, получил новую операционную систему и новые приложения, но единственное, что чётко откладывается в голове у не слишком искушённого зрителя, наблюдавшего за презентацией — эта штуковина стала значительно больше, и это, судя по всему, очень хорошо.

Apple Watch: любовь с первого взгляда

Насколько бы новой не казалась идея Apple выпустить сразу два увеличенных смартфона вместо одного, самой радикальной новинкой, представленной во «Флинт Центре», безусловно, стали умные часы Apple Watch. Как только Тим Кук вышел показывать новый продукт, стало понятно — в случае с Watch компания в первую очередь озабочена созданием эмоционального впечатления у людей, впервые видящих устройство. 

В отличие от iPhone 6, часы удостоились десятка эпитетов. Глава Apple назвал Watch «самым персональным», «самым точным» и «самым настраиваемым» из всех продуктов компании, подчеркнув, что при создании устройства его хотели сделать пригодным для постоянного ношения. 

Основной посыл первой части презентации — носить Apple Watch нужно не снимая, так как часы «помогают человеку вести лучшую и здоровую жизнь», одновременно открывая новые возможности в коммуникации. Общение через умные часы Apple гендиректор даже однажды описал как «интимное» — уникальный случай для Кука, большую часть времени использующего не столь эмоционально насыщенные слова и выражения. 

Рассказав об основных функциях Apple Watch, Тим Кук в то же время оставил многие вопросы без ответа. Например, почему часы решено было сделать квадратными, а не круглыми? И как они вообще будут подключаться к интернету? 

Прояснить всё, что связано с дизайном, должен был ролик с речью вице-президента Apple Джонни Айва, отвечавшего за внешний вид умных часов. Как и глава IT-гиганта до него, Айв не скупился на комплименты. «Разработаны, чтобы помогать», «созданы для максимального комфорта и удобства», «новые и в то же время хорошо знакомые», «личные», «индивидуальные», «тесно связанные со своим владельцем», «максимально использующие возможности встроенных в них приложений» — Джонни Айв, казалось, пытался сделать всё, чтобы пробудить интерес к устройству, не раскрыв при этом ни одной истинной причины того, что часы выглядят так, как они выглядят.

Дальнейший ход презентации ясности также не внёс. Apple представляла новый продукт, который по своей сути должен был «заново изобрести» аксессуар — наручные часы — существующий уже несколько столетий. Однако все без исключения выступающие до и после Айва упорно продолжали делать вид, что презентуют инновационный, но хорошо знакомый всем продукт, не имеющий конкурентов на рынке. 

Такая манера подачи особенно ярко контрастирует, к примеру, с презентацией 2001 года, когда Apple также показывала новый для себя продукт — iPod. Музыкальный плеер анонсировал лично Стив Джобс. В течение получаса основатель компании обстоятельно рассказывал, с кем iPod будет конкурировать, чем выгодно отличается от своих конкурентов, какими характеристиками обладает и как взаимодействует с другими продуктами Apple. Немногочисленные эпитеты в речи предпринимателя скорее должны были подчеркнуть, что продукт говорит сам за себя, стоит только перечислить его главные показатели и описать начинку. 

Ещё одна особенность последнего выступления — удивительная скорость, с которой всё прошло. Спикеры непрерывно сменяли друг друга, говоря порой так быстро, что у собравшихся едва находилось время, чтобы поаплодировать, не говоря уже о том, чтобы осмыслить, насколько инновационными и революционными на самом деле являются нововведения Apple. Журналисты в зале в то же время едва успевали следить за мгновенно сменяющимися на экране слайдами. Никаких сравнений с продуктами других компаний или описания того, как новые гаджеты «захватят» рынок, на слайдах не было.

Рискнув назвать свои умные часы просто словом «часы» без всяких пояснений и приставок, в Apple дают понять, что компания в состоянии не оглядываться на конкурентов в собственных презентациях. Тем не менее, продукты, которые представляет IT-гигант, пусть и отличаются крайне высоким уровнем, кажется, скорее «догоняют» рынок, а не «взрывают» его. Оказавшись в позиции очень сильного, но догоняющего игрока, Apple пока предлагает только один аргумент в пользу iPhone 6 и Apple Watch  — пользователи просто должны полюбить новую линейку продуктов, потому что не любить эти вещи невозможно.

А потом был концерт,
Виктор Степанов,
TJournal

#Статья #Apple #iPhone #Тим_Кук #iPhone_6 #презентация_Apple #iPhone_6_Plus #как_Apple_объясняет_увеличение_экранов_iPhone #описание_продуктов_Apple #что_говорят_на_презентациях_Apple #Apple_Watch