Технологии
Никита Лихачёв

Разбор полётов: Чудо Minecraft

Всё, что нужно знать о знаменитой игре Маркуса Перссона, компании Mojang и её продаже Microsoft

15 сентября корпорация Microsoft объявила об одной из самых заметных сделок в игровой индустрии за последние годы. Она приобрела за 2,5 миллиарда долларов студию Mojang — разработчика всемирно известной игры в жанре «песочница» Minecraft, вот уже несколько лет сводящей миллионы молодых людей по всему миру.

Что такое Minecraft и чем он известен? Как его создателю, шведу Маркусу Перссону, удалось пробиться в элитарные круги игровых разработчиков и разбогатеть на одной игре? Зачем Microsoft покупать производителя единственного хита? TJournal провёл масштабный разбор полётов.

Кто такой Маркус Перссон

Маркус Алексей Перссон, более известный как Notch — программист из Швеции, создатель Minecraft и основатель компании Mojang AB. Начав программировать уже в возрасте семи лет на домашнем компьютере Commodore 128, к восьми годам Перссон выпустил первую текстовую приключенческую игру.

В течение 4,5 лет Нотч работал на разработчика казуальных игр King.com, а затем ещё некоторое время подрабатывал в компании jAlbum, производящей софт для создания онлайн-фотогалерей. Большая страсть Ночта — разнообразные конкурсы на создание игр: только на его личной странице перечислено более 20 проектов, созданных в результате соревнований, включая трибьюты на Mega Man и Left 4 Dead.

Маркус «Нотч» Перссон

В Перссоне удивительным образом сочетается борьба с пиратством и участие в Пиратской партии Швеции. В свободное время он иногда диджеит под именем Markus Alexei, любит цикл «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина (по которому снят сериал «Игра престолов»), музыку композитора Aphex Twin, а также любит хвалиться тем, что состоит в шведском отделении Менсы — некоммерческой организации для людей, сдавших тест на IQ лучше, чем 98 процентов населения Земли.

В 2011 году он женился на Элин Зеттерстренд, работавшей администратором форума Minecraft, однако уже ровно через год объявил о том, что снова холост. Сейчас Перссону 35 лет, и, согласно индексу Bloomberg, его состояние приближается к 1,5 миллиарда долларов. Наверное, что-то должно говорить о человеке и то, что он принял эстафету Ice Bucket Challenge от Элона Маска.

В июне 2014 года Перссон выпустил свою первую коммерческую игру после Minecraft — пародийную бродилку Cliffhorse, купить которую можно было только за догкоины. На её разработку ушло два часа, а весь её геймплей заключается в управлении лошадью, способной взбираться по сколь угодно отвесным поверхностям. Две другие игры — космический симулятор 0x10c и карточная игра Scrolls, созданные уже после Minecraft — так и не дошли до официального релиза, как и большинство других творений Нотча.

Нотч очень любит писать в Твиттер, где имеет внушительную базу в 1,8 миллиона подписчиков, а вот Facebook ненавидит всей душой. После того, как Facebook купила компанию-разработчика шлемов виртуальной реальности Oculus VR, Перссон даже свернул разработку Minecraft под эту платформу (и был не одинок в своём решении).

Ещё один блок

В чём суть Minecraft и почему эта игра заполучила такое гигантское число поклонников по всему миру? Во-первых, Minecraft имеет очень простой и вместе с тем очень разнообразный геймплей. В классическом режиме игры игроку необходимо придумывать способы для выживания, начиная от поиска еды и создания одежды и заканчивая выбором оптимального места для постройки постоянного жилища и борьбой за ресурсы с другими игроками.

Каждый мир внутри Minecraft уникален и представляет собой некое подобие древнего мира: просторные зелёные луга, вокруг которых простираются бескрайние моря, джунгли, сменяющиеся тундрой, и редкие островки цивилизации — населённые внутриигровыми персонажами деревни. Но это только то, что лежит на поверхности: основное действие происходит под землёй. Там лежат полезные ископаемые — железо, уголь, золото и алмазы, которые не просто пригодятся в хозяйстве и для создания оружия, а будут жизненно необходимы для существования в мире Minecraft, населённом зомби, ядовитыми пауками, скелетами и другими опасными монстрами.

Процесс игры захватывающ и без сюжетной составляющей, но она присутствует. Однако для сюжетного прохождения, равно как и для создания любого предмета в игре, новичкам обязательно изучение вики-пособия по игре. Принцип простой: чтобы создать что-то ненужное, нужно сначала сломать что-то ненужное, а ломается в игре практически всё. Сломал дерево — получил бревна, разбил бревна на части — получил доски, а из досок уже можно делать, например, двери или сундуки. Спустившись в подземелья, можно исследовать недра Земли на предмет полезных ископаемых, уничтожая блок за блоком, блок за блоком, и так до тех пор, пока хватает терпения или ресурса прочности кирки.

Во-вторых, своебразная пикселизованная графика игры помогла ей выгодно отличиться на фоне остальных продуктов своего времени. В то время как мейнстрим игровых студий стремился к реализму, Minecraft нарочито подчёркивал всю свою угловатость и шероховатость — и при этом требовал внушительный объём компьютерных ресурсов для обработки открытого мира «песочницы». Это только на первый взгляд графика в игре выглядит просто.

В-третьих, Minecraft — это не просто игра, а целая платформа для игр. Тысячи энтузиастов создали целое множество расширений игры, которые могут как изменять её косметически (например, добавляя новые текстуры), так и модифицируя сам геймплей при помощи новых предметов, героев, элементов ландшафта или даже законов физики. Недавно энтузиасты смогли создать внутри Minecraft работающий «жёсткий диск» на 4 килобайта, а один мужчина даже провёл в игре похороны своей жены — такие вещи достижимы благодаря расширяемости игры и бесконечности фантазии её игроков.

Любой может запустить свой собственный сервер (даже на домашнем компьютере) и пригласить к игре друзей, настроив мир так, как ему угодно при помощи различных плагинов. Одним из популярных развлечений в Minecraft являются соревновнания в стиле «Голодных игр»: все игроки стартуют одновременно на специальных картах, в которых спрятаны оружие и ценные ресурсы, и конечной целью является выживание в условиях накаляющейся конкуренции. Осознав масштабы рынка для таких посиделок, в Mojang выпустили свой сервис Minecraft Realms по платной подписке, но с ограничениями.

Однако видеоигра существует не только в виртуальном мире, но и приходит в реальный. В 2012 году ООН заключила партнёрство с Minecraft, решив использовать платформу для планирования реконструкции 300 публичных объектов. В 2013 году Minecraft включили в программу одной из шведских школ, а в 2014-м киностудия Warner Bros. объявила о планах на экранизацию игры.

Mojang: компания, стоящая за Minecraft

Minecraft произошёл от концепта игры Cave Game, при создании которого Нотч вдохновлялся Infiniminer компании Zachtronic Industries. Обе игры зародились приблизительно в одно и то же время (апрель-май 2009 года) и обыгрывали одну и ту же механику: мир состоит из блоков, а главная задача игрока — копать.

Спустя несколько недель после выхода первой тестовой версии Minecraft Нотч покинул своего работодателя King.com. Хотя игра была ещё на самой ранней стадии разработки, к 23 марта 2010 года Перссон продал более 6 тысяч копий на ПК. История развивалась стремительно: в июне вышла альфа-версия Minecraft, в августе Нотч собрал поклонников игры на конференцию Minecraftcon, а в сентябре он вместе со своим лучшим другом и разработчиком Джейкобом Порсером (Jacob Porser) основал компанию Mojang. Незадолго до этого Нотча пригласили работать в студию Valve (создатели Half-Life и Portal), однако он отказался.

Позднее для управления компанией пригласили Карла Маннеха (Carl Manneh), и за год Mojang разросся до 12 человек. Кстати, Mojang на шведском означает «гаджет».

В 2012 году студия 2 Players Production выпустила документальный фильм «Minecraft: the Story of Mojang», на создание которого было собрано более 200 тысяч долларов на Kickstarter. Его премьера состоялась на Xbox Live, после чего ленту можно было скачать за 8 долларов или купить на DVD за 20 долларов. Понимая, что фильм об онлайн-игре моментально окажется на торрентах, его продюсеры сами загрузили её для свободного скачивания на The Pirate Bay, но выразили надежду, что пользователи всё-таки будут продолжать платить из солидарности к небольшой (всего три человека) труппе создателей.

В январе 2011 года Minecraft продал свою миллионную копию. К апрелю выручка Mojang, по словам Нотча, составила 33 миллиона долларов. В начале осени на Android вышла мобильная версия игры Minecraft: Pocket Edition с весьма урезанным геймплеем: например, в ней нельзя было создавать предметы. Но даже в таком виде она стала настоящим драйвером продаж, и к ноябрю число проданных копий достигло 16 миллионов. Тогда же Нотч перестал заниматься активным развитием игры, передав эту роль Дженсу Бергенштену (Jans Bergensten) и его команде, создавших мод Bukkit и присоединившихся к Mojang в феврале 2012 года.

Дженс Бергенштен (в центре) и команда Bukkit

Другие выпуски студии были далеко не такими успешными. В декабре вышел Cobalt — платформер в жанре экшна, в апреле 2012-го запустился шутер 0x10c, а в июне 2013 года — карточная игра Scrolls, из-за названия которой Mojang даже пришлось судиться со студией Bethesda, создателем The Elder Scrolls. В апреле 2013-го разработка 0x10с была прекращена, а вот Minecraft развивался семимильными шагами, появившись на Xbox, PS Vita, PlayStation 3 и даже смартфонах от Amazon.

Mojang никогда не публиковал точной статистики продаж Minecraft с разбивкой по всем платформам, лишь изредка делая заявления о достижении определённых рекордов. Объявляя о покупке, в Microsoft заявили, что игра достигла «100 миллионов загрузок только лишь на PC». Игровой портал Polygon, известный своей приближённостью к Microsoft, в день продажи попытался разобраться с точными цифрами.

Оказалось, что всего количество проданных копий Minecraft по состоянию на конец июня 2014 года составляло 54 миллиона штук. Из них 22 миллиона приходилось на версию для мобильных платформ (iOS и Android вместе), почти 16 миллионов — на PC (на сайте Minecraft.net есть динамически обновляющийся счётчик), ещё 13,5 миллионов — на Xbox 360, и 2,5 миллиона — на PlayStation 3.

На разных платформах игра стоит по-разному: если для консолей это стабильные 20 долларов (что немного в сравнении с другими популярными играми), то на мобильных платформах игра стоит около 7 долларов — солидные деньги. На ПК Minecraft стоит и вовсе баснословных денег (для платформы, на которой, по распространённому мнению, не принято платить за приложения) — 27 долларов.

Продажа Microsoft

15 сентября Microsoft объявила, что покупает трёхлетнюю студию Mojang за 2,5 миллиарда долларов. Сам Перссон заявляет, что он продал компанию не потому, что хотел заработать много денег, а лишь для того, чтобы сохранить рассудок. Он уже задавался вопросом продажи своей доли в Mojang в июне: возможно, сделка с Microsoft начала созревать как раз после этого твита.

По словам представителей Mojang, решение продать Minecraft было связано с тем, что проект разросся до размеров, когда его значимость накладывала на Перссона слишком большую ответственность, не давая ему заниматься другими проектами. Что примечательно, после продажи Mojang из неё уходят и все её основатели — Карл Маннех, Джейкоб Порсер и сам Перссон — и заниматься развитием Minecraft они больше не планируют.

По факту ухода из Mojang Нотч написал обстоятельный пост, из которого ясно, как сильно его страшит навсегда остаться в памяти людей человеком, который создал лишь один хит. Ему хочется продолжать экспериментировать, создавая небольшие игры для различных конкурсов, а никак не нести гигантский груз ответственности перед всем сообществом Minecraft за любую провинность компании.

Я не вижу себя в качестве настоящего разработчика игр. Я делаю игры, потому что это весело, и потому что я люблю игры и люблю программировать, но я не делаю их с намерением создать большой хит, и я не пытаюсь изменить мир. Minecraft, конечно, стал большим хитом, и мне говорят, что он изменил игры. Я на такое никогда не рассчитывал. […] Я не разработчик. Я не CEO. Я просто программист-ботан, который любит высказывать своё мнение в Твиттере.Маркус Перссон, создатель Minecraft

Для Microsoft это не первое приобретение игровой студии: за последние 15 лет корпорация купила около десятка разработчиков игр, включая Bungie в 2000-м (создателей Destiny) и Lionhead Studios в 2006-м (авторов Black&White и Fable). Основатель Lionhead Studios Питер Молиньё (Peter Molyneux) ушёл из Microsoft в 2012 году, решив заняться другими проектами, так как большую корпорацию не интересовало ничего, кроме выпуска новых игр серии Fable.

Microsoft не собирается заработать на Minecraft те 2,5 миллиарда долларов, что она потратила на его покупку, считает аналитик Майкл Пачтер (Michael Pachter). По его словам, вложить деньги таким образом для корпорации банально выгоднее, чем просто положить их в банк под процент, получая 25 миллионов долларов в год.

Учитывая, что по состоянию на июнь у Microsoft было более 85 миллиардов долларов в наличных и краткосрочных инвестициях, корпорация вполне может позволить себе такую эффективную покупку. И более того, практически одновременно с анонсом о сделке Minecraft вышел на новом поколении консолей — Xbox One и PlayStation 4, так что ещё есть куда расти.

В официальном заявлении Mojang говорится, что Microsoft не может отвечать за то, что будут делать другие компании, тонко намекая, что вряд ли Sony или Apple будут сидеть сложа руки и ждать, пока принадлежащая конкуренту игра бьёт рекорды на их платформах. Скорее всего, и Microsoft будет делать что-то для увеличения популярности Minecraft на Xbox при помощи каких-то эксклюзивных релизов, но заблокировать продажи игры на остальных платформах было бы нецелесообразным — этим корпорация лишь обратит орды фанатов против себя.

Есть и другое мнение: купив Minecraft (а не Mojang, как заявляется официально), Microsoft получила под своё крыло целое поколение молодых геймеров — тех самых, которые носят футболки с зелёными криперами, покупают стилизованные мечи и пиксельные очки, чтобы почувствовать себя ближе к виртуальному миру.

Давайте поиграем в Minecraft вместе

Лучше, чем сто раз услышать о Minecraft, может быть только один час, проведённый за игрой. TJournal предлагает присоединиться к серверу, заботливо запущенному компанией Selectel и рассчитанному на одновременную игру 30 человек. Для этого вам потребуется версия игры 1.6.4 (на ней запущен сервер), которую можно получить через лаунчер от Skaia (скачать, запустить .jar-файл, ввести любое имя пользователя и выбрать нужную версию в настройках профиля). Подключаться нужно к серверу по адресу mncrft.slc.tl.

Мы не сторонники пиратского ПО, но в данном случае лучших вариантов для одновременной игры более чем десяти игроков (столько поддерживает Minecraft Realms) найти не получилось, и мы будем рады, если вы поможете TJournal с организацией временного сервера. А пока — кто успел, того и лут.

Спасибо, Нотч,
Никита Лихачёв,
TJournal

# #Microsoft #Minecraft #Mojang_AB #Маркус_Перссон #продажи_Minecraft #Разбор_полётов