Фейк: Староверы против Nikon Статьи редакции

Байка о ненависти старообрядцев к фотокамере

Фотожурналист Сергей Максимишин опубликовал у себя в фейсбуке историю о российских старообрядцах, отказавшихся сниматься на камеру из-за ассоциации названия устройства — Nikon — с именем патриарха Никона, реформы которого привели к церковному расколу. История стала предметом бурного обсуждения среди пользователей соцсети, собрав на сайте несколько десятков комментариев и около тысячи лайков.

Как писал Максимишин, снимая на севере общину старообрядцев, один фотограф (его имя автор заметки упоминать не стал) долго пытался уговорить людей сделать групповой портрет. Когда же ему этому удалось, и община собралась, чтобы сфотографироваться, кто-то заметил на фотоаппарате надпись Nikon, созвучную с именем церковного патриарха Никона. 

Именно его деятельность в середине XVII века стала причиной раскола русской православной церкви. Прочитав название бренда, староверы молча разошлись, и фотосессия сорвалась, писал Максимишин.

В заметке журналиста нет указаний на то, где и когда происходили описываемые события, а также являются ли они вообще правдой. Это позволило многим участникам обсуждения предположить, что рассказ основан на реальных событиях. Часть пользователей назвала историю «былью», заметив, что «это вполне может быть». По словам одного из комментаторов, он стал заклеивать название бренда на фотоаппарате после знакомства со староверами на Алтае.

Другой пользователь поделился историей о том, как фотографируя монаха, услышал от церковнослужителя просьбу проверить, каким устройством он снимает. Продолжить работу удалось только после того, как мужчина убедился, что это Canon.

Запись также спровоцировала многочисленные шутки, основанные на сходстве названия главного бренда-конкурента Nikon — Canon — с часто использующимся при обсуждении церковных и религиозных тем словом «канон».

В то же время многие усомнились в правдивости рассказа, обратив внимание, к примеру, на то, что старообрядцы смогли понять написанную на латинице надпись на фотоаппарате. В комментарии TJournal сам Сергей Максимишин пояснил, что скорее считает историю профессиональным «фольклором».

Судя по всему, история действительно могла зародиться в среде фотографов, где стала чем-то вроде байки. В комментариях под сообщением часть пользователей отмечает, что рассказ о проблемах со староверами это «боян», периодически распространяющийся под видом правдивой истории.

Как заметил другой фотограф, Дмитрий Алешковский, история о проблемах со староверами и Nikon — это «древняя шутка». Тем не менее, по словам Алешковского, при съёмках раскольнических общин действительно часто возникает множество трудностей.

Проблемы возникают до съёмки и после. До — они отказываются, а после — просят нигде не публиковать, и если ты их хоть раз обманешь, то все остальные сниматься не будут. Дмитрий Алешковский

В социальных сетях, а также на различных форумах и информационных ресурсах можно обнаружить другие версии истории о безуспешной съёмке старообрядцев на Nikon. Так, в 2011 году байка «всплыла» на сайте Inosmi.ru. Опубликовавший ей человек упоминал не север, а реку Керженец в Нижегородской области, а вместо фотографа в рассказе «участвовала» группа студентов-фольклористов, отправившаяся в староверческое село.

Существуют также версии, в которых действие происходит на Белом море во время пейзажной съёмки и даже истории о более агрессивном поведении старообрядцев, якобы пытающихся разбить и всячески вывести из строя напоминающие им о патриархе Никоне камеры.

Старообрядчество (староверие или древлеправославие) сформировалось в России в 1650 — 1660-х годах в ответ на церковные реформы, проводившихся патриархом Никоном и русским царём Алексеем Михайловичем Романовым. Главной целью реформ было приведение богослужебного обряда православной церкви в соответствие с греческим, византийским вариантом. За несколько столетий после принятия Русью христианства, между обрядами и версиями священных текстов возникло множество разночтений.

Среди конкретных нововведений, отвергнутых раскольниками были требование креститься тремя, а не двумя пальцами, писать имя божье, как «Иисус», а не «Исус», а также совершать крестный ход не по часовой стрелке (против движения солнца), а против неё (навстречу солнцу).

Тех, кто не желал соблюдать новый обряд, несколько раз (в 1656 и 1667 годах) официально признавали еретиками. Православные общины, отрицавшие преобразования Никона, в ответ стали массово уходить в леса, образовывать собственные поселения, отказываясь от участия в церковной жизни. С 1680-х годов против сторонников старой веры начинаются физические расправы и казни.

Их положение улучшилось только к началу XVIII века, после того, как император Петр I разрешил полулегальное существование староверов, при условии, что они будут платить «за оный раскол» вдвое больше податей и налогов. 

Признание старообрядческой православной церкви состоялось только в 1905 году. Императорским указом приверженцам старой веры разрешалось организовываться в общины, совершать крестный ход и «иметь колокольный звон».

В 1971 году поместный собор Русской православной церкви подверг критике события времён раскола, постановив считать их «яко не бывшими». В 2013 году РПЦ начала процесс сближения с старообрядцами и их общинами, вынеся на общественное обсуждение план воссоединения со старообрядческой церковью.

0
28 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Всякий татарин

Хорошая попытка, Canon, но нет.

Ответить
21
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Всякий татарин

«Православные общины, отрицавшие преобразования Никона»
Здесь следует отметить, что в советских (да и дореволюционных) исторических учебниках и материалах очень нехило смещен акцент с реальных причин на «отрицание преобразований». Дело в том, что многих не слишком-то заботило, двумя или тремя перстами следует креститься. протест старообрядцев был направлен, в первую очередь, против права государства вмешиваться в духовную жизнь своих подданных (!!!). Если сильно упростить — бунты старообрядцев есть первый русский демократический протест.

Само собой, ни в СССР, ни сейчас об этом говорить не принято. А то холуи и взаправду решат, что государство не имеет права решать, кому и как молиться, во что верить, что думать, и даже возомнят, будто имеют право на мнение.

Ответить
16
Развернуть ветку
Всякий татарин

В учебниках не пишут, но преподаватели таки рассказывают про реальные причины. Или просто мне так повезло, что как минимум 4 не знакомых друг с другом преподавателя, учившиеся и учившие в разных городах говорили, что старообрядцы были именно против участия государства в вопросах религии.

Ответить
1
Развернуть ветку
Всякий татарин

Повезло. Всегда преподаватели у меня и знакомых (у меня достаточно много знакомых, интересующихся историей религий и связанным) твердили только про пальцы, про остальное же деликатно умалчивали.
Вообще я скажу что уроки истории в университетах/школах - отличный способ промытия мозгов. Особенно если человек сам не старается смотреть на историю с разных углов, а не только с той башни, с которой ему диктуют конспекты на парах.

Ответить
2
Развернуть ветку
Всякий татарин

Амбиции Никона стать равным Папе (через возрождение Византии уже под протекторатом Москвы) — есть такая теория, верно?

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

НеCanonично это -- на Nikon сниматься.

Ответить
9
Развернуть ветку
Всякий татарин

ева отказалась фотографироваться на айфон из-за изображения яблока

Ответить
5
Развернуть ветку
Всякий татарин

Ева сделала селфи на iPhone от Apple, и их изгнали из рая.

Ответить
4
Развернуть ветку
Всякий татарин

крестный ход не по часовой стрелке (против движения солнца), а против неё (навстречу солнцу)

А против и навстречу – это разве разные направления?

Ответить
4
Развернуть ветку
Всякий татарин

По часовой стрелке — это же по солнцу.

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

Ага знаем эти искрометные хохмы типа "Как завещал патриарх Никон - "Каноны надо ломать", "Никан - Кенон для бедных", "В байонет пятоку кот нассал". Это коллективное творчество на форумах на фото.ру лет восемь-девять назад.

Ответить
3
Развернуть ветку
Всякий татарин
Ответить
1
Развернуть ветку
Всякий татарин

Ох, чёрт, поздно я обновил комменты :)
/Ладно, хорошего форса много не бывает!

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

«За что война?» – спросил Гулливер, попав к лилипутам. «За яйца, – ответили лилипуты, – одни хотят разбивать их с тупого конца, другие с острого»

Ответить
1
Развернуть ветку
Всякий татарин

Хренасе Бодрийяр в действии, т. е. он взял пасту 15-летней давности и она сработала.
"NIKON vs CANON — Один из вечных споров, с поразительной регулярностью возникающий на фотографических форумах, берет свои истоки в 17-м веке, когда патриарх Никон по инициативе царя провел реформу православной церкви. Эта реформа привела к расколу верующих на последователей Никона (Никонистов) и тех, кто хотел жить по старому канону (Канонистов). Дальнейшее развитие событий общеизвестно, открытым остается лишь вопрос, при чем тут фототехника."

Ответить
1
Развернуть ветку
Всякий татарин

Я своих orthodox френдов снимаю только на кэнон. Да и вообще, никон синит.
(почему бы не пофорсить)

P.S. Старообрядцев, конечно, только на дальномер - никаких зеркал.

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

ЗЫ это они ещё PENTAx'а не видели.

Ответить
1
Развернуть ветку
Всякий татарин

Отличная ход. Canon, да. А лучше хассель, дадада

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

мда, точно не целевая аудитория инстаграмма

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

дверлеправославие

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

Креститься тремя, а не двумя; идти на встречу солнцу, а не от; и писать имя божье с двумя "и" - только и всего, а обиды на 4 века.

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

Поищите по фразе «за единый аз».

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

А я на Praktica снимаю

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

Я так и вижу, как староверы, которые английский-то язык не видывали читают Nikon не как "Неправильно повернутая И- палочка с точкой-коп", а как Никон. Ок.

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

Да кто знает этих староверов. Они ж не только в глухих деревнях живут. В Питере вон есть несколько староверских церквей, значит и паства есть. Вряд ли они латиницу никогда не видели)

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

Хм, действительно нет прямого указания где обитают. Точнее "где-то на севере". Хотя в общинах вроде бы живут отдельно от цивилизации (Всегда казалось, что наши староверцы - это типа американских амишей)
К тому же картинка в самом начале статьи наверно заставила меня подумать о староверцах, живущих вдали от современного мира.

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

Минутка истории на TJ

Ответить
0
Развернуть ветку
Всякий татарин

Смотрите, вот реальное средство что бы любую девушку затащить в постель!Реально любая девушка в постели за пару минут, сам пробовал не раз!Вот сами почитайте мой блог, там все подробно описал!- http://sexgum.2sms.ru

Ответить
–1
Развернуть ветку
Читать все 28 комментариев
null