Технологии
Никита Лихачёв

РБК уличил чиновников в накрутке «Яндекс.Новостей» для Собянина

Деловой портал РБК выпустил расследование ситуации с 200 околоправительственными СМИ, которые подключили к агрегатору «Яндекс.Новости» в сентябре. По мнению РБК, таким образом мэрия научилась подстраиваться под алгоритмы поисковика, выводя сюжеты о мэре Москвы Сергее Собянине в топ новостей на главной странице «Яндекса».

Мэр Москвы Сергей Собянин

Как выяснилось, большая часть сайтов, публикующих новости о правительстве Москвы, появилась в интернете в 2014 году. При этом сами бумажные газеты, на базе которых создавались интернет-издания, существовали годами и десятилетиями. 

Издания открывались в спешном порядке: один из источников в кругах создателей таких сайтов заявляет, что на выполнение заказа отводилась неделя. Собеседник портала в одной из издательских компаний пожаловался, что темпы и объёмы работы только выросли после выборов в Мосгордуму. Если раньше на написание заметки по источнику давалось 2,5 часа, то теперь это время сократили до 40 минут. 

По словам источника, новости присылают из организации «Московские информационные технологии» — организации, обслуживающей медиасопровождение мэрии Москвы. Название МИТ фигурировало в сливе от «Анонимного интернационала», в котором говорилось о систематичной работе по заказу политической «джинсы» в целой серии известных российских интернет-изданий.

Набрав в общей сложности около двух сотен изданий в своём, мэрия научилась манипулировать алгоритмами «Яндекс.Новостей», заключают в РБК. Агрегатор устроен таким образом, что выводит на главную страницу только важные сюжеты, а важность сюжета определяется по количеству новостей, весу изданий и интенсивности появления новых материалов. 

Иногда появлению новости в топе способствовало участие в сюжете одного или нескольких крупных СМИ с высоким весом, важным для алгоритма. При этом новостные поводы были недостаточно резонансными для того, чтобы оказаться настолько востребованными самим по себе.

Таким образом, «армия» из местных интернет-изданий за несколько минут выводила нужные новости на главную страницу поисковика, имеющую огромную посещаемость. По официальным данным от «Яндекса», на страницу yandex.ru ежемесячно заходит около 48 миллионов человек. Проект «Яндекс.Новости» посещает около 22 миллионов человек в месяц.

Никаких комментариев от представителей официальных органов РБК получить не удалось: заместитель мэра Москвы по информационной политике Александр Горбенко, глава пресс-службы мэрии Гульнара Пенькова и гендиректор МИТ Александр Шелухин не ответили на запросы издания.

Впервые информация о подключении огромного числа московских изданий к «Яндекс.Новостям» была озвучена мэрией 22 сентября. Мэр Москвы Сергей Собянин и гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож лично договорились о таком сотрудничестве, в котором помимо этого шла речь и о взаимодействии по навигационным проектам — в том числе по созданию «Яндексом» приложения для парковки автомобилей.

Неоднозначное положение «Яндекса» в глазах российских властей обострилось после выступления Владимира Путина на форуме ОНФ в апреле. После слов президента об иностранном влиянии в российском поисковике деятельностью «Яндекса» заинтересовались в парламенте. Депутат ЛДПР Андрей Луговой предлагал в мае зарегистрировать «Яндекс» как СМИ из-за высокой влиятельности (никто из других российских интернет-изданий и новостных порталов не обладает такой посещаемостью), однако спустя полтора месяца Генпрокуратура не нашла для этого причин.

По словам двух источников РБК в администрации президента и окружении руководства Госдумы, тема привлечения «Яндекса» к ответственности и регулирования законодательства вокруг поисковиков больше не актуальна. Источник в одной из интернет-компаний предположил, что власти успокоились после того, как нашли способ влиять на то, как «Яндекс» отображает новости.

#Новость #Яндекс #РБК #Сергей_Собянин #Аркадий_Волож #мэрия_Москвы #Яндекс_Новости #накрутка_Яндекс_Новостей #как_устроен_алгоритм_Яндекс_Новостей #Московские_информационные_технологии