Технологии
Никита Лихачёв

Разбор полётов: Подкасты возвращаются

Детективная история убийства американской школьницы стала мировым феноменом и самым быстрорастущим подкастом iTunes

Serial, детективная история убийства учащейся старших классов Хэ Мин Ли из Балтимора, меньше чем за несколько недель стала мировым феноменом и самым быстрорастущим подкастом на iTunes в истории. Новая порция истории, еженедельно попадающая в плееры сотен тысяч слушателей, держит в напряжении не хуже самого настоящего сериала.

TJ разобрался, что делает Serial таким популярным, кто стоит за его созданием и действительно ли он ознаменовал новую эру в подкастах, сфера которых долгие годы казалась едва живой.

История одного убийства

В январе 1999 года в американском городе Балтимор, штат Мэриленд, произошло убийство ученицы старших классов Woodlawn High School Хэ Мин Ли (Hae Min Lee) — популярной в школьных кругах девушки, занимавшейся спортом и прилежно относившейся к учёбе.

Спустя шесть недель полиция арестовала её бывшего бойфренда, 17-летнего Аднана Сайеда (Adnan Syed), который хоть и не помнит, где он был в день убийства, но отрицает свою вину. Сайеда признали виновным: за преступление молодой человек получил пожизненный срок.

Аднан Сайед

Историю Хэ Мин Ли и Аднана Сайеда превратили в подкаст, выпускаемый в формате еженедельного шоу ( iTunes). На данный момент в шоу вышло всего девять эпизодов, всего в первом сезоне их ожидается двенадцать. Новые серии выходят каждый четверг в 16:00 по московскому времени.

Сам подкаст читает журналистка Сара Кёниг (Sarah Koenig), работавшая над радиопрограммой This American Life с 2004 года. В течение года Кёниг занималась исследованием истории убийства Хэ Мин Ли, изучая дело против Аднана Сайеда и пытаясь обнаружить в нём несостыковки.

Рассказывая историю от лица ведущего расследование журналиста-детектива, Кёниг удерживает внимание слушателей, обнаруживая всё новые зацепки и постоянно меняя своё мнение относительно виновности школьника, признанного убийцей.

Сара Кёниг во время записи This American Life в Нью-Йорке. Фото The New York Times

Самый популярный подкаст в истории iTunes

Как рассказали TJ представители Apple, Serial стал феноменом глобального уровня. Уже на вторую неделю после своего запуска в октябре он выбился на 1 место в iTunes Store среди всех подкастов в США и с тех пор держался, ни разу не падая ниже топ-5.

В Apple называют Serial самым популярным подкастом на данный момент: он побил рекорд по времени, которое потребовалось на достижение 5 миллионов загрузок. Он также популярен и в других странах: Serial лидирует в Канаде, Великобритании и Австралии, и входит в десятку лучших в Германии, Южной Африке и Индии.

Пожалуй, такого внимания к феномену подкастов не было со дня их появления в iTunes летом 2005 года. Тогда же «подкаст» внесли в Оксфордский словарь в качестве слова года, а появилось оно с лёгкой руки британского журналиста The Guardian Бена Хаммерсли, совместившего «iPod» и «broadcast» (трансляция).

Аудитория подкастов продолжала расти все эти годы, но только выстрелившее шоу Serial позволило обратить на это внимание.

Сейчас в iTunes доступно 285 тысяч подкастов (9,2 миллиона серий на 100 языках), на которые оформлено более 1 миллиарда подписок. За 2014 год пользователи iTunes послушали подкасты 7 миллиардов раз.

СМИ год от года задаются вопросом, когда подкасты постигнет смерть, однако самое удивительное, что подкасты никогда и не умирали. Согласно отчёту компании Edison Research, проводящей маркетинговые исследования и социологические опросы, в мае 2014 года около 39 миллионов американцев слушали подкасты. Причём количество слушателей подкастов постоянно росло с 2008 года, слегка снизившись лишь в прошлом году и к 2014-му достигнув 15 процентов населения США.

Однако доля подкастов среди массы разнообразных аудиопродуктов у всей аудитории незначительна. Она составляет лишь 1,7 процента, в то время как на интернет-радио вроде Spotify уходит 11,6 процента времени, на собственную музыку — 20,3 процента, а на обычное радио — 52,1 процента. Однако у тех, кто слушает подкасты (их в течение исследуемого дня было 5 процентов) доля слушания этого продукта выше: 25,9 процента, что показывает, насколько сильно привычки такой аудитории отличается от населения страны в своей массе.

В чём секрет популярности

Секрет Serial заключается в удивительном переплетении жанров детективного повествования, радиоформата, реальной истории из жизни, телевизионном подходе к удержанию внимания и доступности благодаря использованию различных платформ — в том числе и iTunes, известной по своему вкладку в развитие подкастов.

Как пишет газета The Wall Street Journal, шоу собрало свою аудиторию прямиком из золотой эпохи радио: «Ему удалось сделать редкий трюк в шумном ландшафте развлечений и новостей благодаря мышлению “Свет, камера, мотор!": оно заставляет людей бросить всё и просто слушать».

И речь идёт не только о развлекающей себя аудитории. Шоу слушают и школьные учителя, отменившие свои учебные планы ради совместного прослушивания Serial вместе с учениками, которые сами проявляют инициативу по расследованию запутанного дела. Издание Slate даже запустило собственный подкаст для обсуждения подкаста — под названием Serial Spoiler Special.

В расследовании дела 15-летней давности принимают участие и пользователи Reddit, накладывая на карту места происшествий, анализируя документы и даже пытаясь выследить ответчиков, дававших показания в суде. Иногда на сайте появляется персональная информация о причастных к делу личностях, что вызывает опасения повторения «охоты на ведьм» времён Бостонского марафона: тогда «следователи» Reddit ошибочно провозгласили невиновных людей организаторами теракта.

Место преступления в парке Гвиннс Фолс / Ликин, 1999 год

Создатели Serial — продюсеры This American Life, некогда еженедельной радиопрограммы, существующей с 1995 года благодаря усилиям медиахолдинга Chicago Public Media и радиостанции WBEZ. Шоу транслируется на более чем 500 радиостанциях и имеет аудиторию в 2,2 миллиона слушателей согласно официальной статистике. В 2006–2008 годах вместе с компанией Showtime продюсеры This American Life выпустили телеверсию шоу, завоевавшую три премии Эмми.

Несмотря на успех шоу, This American Life профинансировало только часть первого сезона Serial. Остальные деньги пришли от сервиса почтовых рассылок Mailchimp, чей джингл можно услышать в начале каждого эпизода шоу.

Однако продюсеры утверждают, что такой рекламный формат не может покрыть всей стоимости производства Serial. 20 ноября они запустили краудфандинговую кампанию для сбора средств на производства второго сезона: в This American Life считают, что дальше шоу должно финансировать себя самостоятельно.

По их словам, они просят о пожертвовании лишь однажды, а если на производство второго сезона соберут больше, чем необходимо (точная сумма не уточняется), то лишнее отложат на создание третьего.

Мы хотим продолжать заниматься глубокой журналистикой, следя за историями, куда бы они нас ни привели. Если вам нравится шоу, и вы хотите ещё один сезон — с другой историей — пожалуйста, пожертвуйте.

Продюсеры Serial
Команда Serial и Сара Кёниг (в центре). Фото The Wall Street Journal

#Статья #Apple #радио #подкасты #Сара_Кёниг #Serial #This_American_Life