Технологии
TJ

Как у меня взломали iCloud

Рассказ владелицы устройств Apple, катастрофически пострадавшей от действий хакеров

Автор: Юлия Сараева

Конец 2014 года ознаменовался распространённым фейком о том, что с 1 января все устройства Apple будут заблокированы из-за того, что сервера iCloud не находятся на территории России. Публиковались даже скриншоты, якобы подтверждающие эту теорию.

Но то были подделки ради шутки, а на самом деле рядовые пользователи Apple действительно стали сталкиваться с блокировкой их устройств — но не по закону, а против него. О своей «предновогодней» истории TJ рассказала пиарщик венчурных проектов Юлия Сараева.

Представьте себе: выходные, вы только что расположились поудобнее, чтобы заняться рабочими и учебными делами, завернули на кухню за горячим чаем, а по возвращению увидели на экране неожиданное сообщение.

После минутного оцепенения я попыталась мысленно прокрутить в голове события этой недели. Как я могла пустить червя в свои гаджеты? И вспомнила! Около пяти дней назад я открыла ссылку, присланную мне в сообщениях Facebook. Ссылка как ссылка, и вроде бы она ничем меня не зацепила, если бы не подпись «Julia's private video».

«Какие такие приватные видео со мной?!», — откликнулось, видимо, моё бессознательное и рука сама потянулась к оскорбительной ссылке. Так моя техника оказалась заражена вирусом, блокирующим доступ ко всем Apple-устройствам.

Время было выбрано как нельзя подходящее: воскресенье, вечер, техподдержка Apple не работает.

Тут нужно сделать небольшое лирическое отступление, чтобы описать порядок действий человека, получившего блокировку. На всех устройствах в связке злоумышленниками устанавливается четырёхзначный код, блокирующий доступ к управлению, а также всему контенту ваших гаджетов. Первое, что пытается сделать каждый — сбросить пароль к iCloud при помощи прикреплённой к аккаунту почты. Если блокировка случилась — даже не пытайтесь, почта уже заменена злоумышленниками, сброс пароля придет на неё.

Попытка отвязать устройство в разделе «найти iPhone» у меня также успеха не имела. Единственный вариант, который остаётся пользователю — связаться с злоумышленниками по оставленной в сообщении электронной почте. Что я и сделала. Почта, которая была любезно послана мне на окно блокировки, оказалась подставной.

Чтобы получить доступ к устройствам, я решила прикинуться дурочкой и начала давить на отсутствие денег на разблокировку и катастрофические последствия для учёбы (что отчасти было правдой). И вот каким был ответ.

Человек, по сути укравший данные моего ноутбука за предыдущие три года обучения, стерший около 10 тысяч фото за те же три года, позволял себе хамить мне при откровенном вымогательстве денег.

Закончив с эмоциями, я перешла к рациональному решению вопроса. Звонить в техподдержку Apple я начала с утра понедельника (с 11 часов утра). Будьте готовы, что около двух часов вы просто провисите на проводе, а остальные два-три часа будете разбираться с консультантом по поводу разблокировки ваших устройств.

Предупрежу сразу: разблокировать устройства вы сможете только при наличии запасного компьютера Mac с доступом к iTunes. В моем случае это был белый Mac выпуска кризисного 2008 года, черепашья скорость работы которого затянула разблокировку ещё на добрых полчаса. Разблокировка устройств производится с их восстановлением, что означает полное удаление данных с загрузкой последней резервной копии.

Интересный момент: в разговоре с девушкой-консультантом (привет и спасибо ей!) я узнала о том, что за первые часы работы понедельника она поговорила уже с двумя моими товарищами по несчастью. И их число продолжает расти. Кроме того, в техподдержке не было зафиксировано ни одного случая, когда после получения денег злоумышленниками доступ к аккаунту возвращался его владельцу.

Из трёх заблокированных устройств (iPhone, iPad и Mac) мне больше всего повезло с iPad. Его резервная копия хранила в себе практически всё: фото, видео, контакты. А вот с сообщениями, списками звонков и, самое главное, с колоссальной базой фотографий на iPhone пришлось попрощаться: восстановление снесло их подчистую.

В техподдержке Apple не было зафиксировано ни одного случая, когда после получения денег злоумышленниками доступ к аккаунту возвращался его владельцу

Mac вам не смогут разблокировать по горячей линии, его придётся нести в сервисный центр. И это самая проблемная часть: мало того, что за разблокировку с вас возьмут от 1,5 до 3 тысяч рублей (в авторизованном центре), вас также попросят предъявить чек на покупку (что для меня было невозможно, покупка была совершена три года назад в другом городе).

Чтобы восстановить iPad и iPhone, консультант попросит вас загрузить самую последнюю версию iTunes на доступное Apple-устройство, присоединить гаджет особым образом (удерживая клавишу Home), через секунду воткнуть провод в ноутбук. При правильной последовательности действий на экране вы увидите яблоко и строку загрузки.

Несколько практических советов для тех, кто не хочет попадать в подобные ситуации:

  1. Банально, но проверяйте доступ к своей старой почте. Я была уверена, что моя была недействительной и заброшенной;
  2. Меняйте пароли и будьте готовы ответить на секретные вопросы. Если вы не помните ответы на них (я, например, успела позабыть первый купленный мною диск и название любимой музыкальной группы в школе), позвоните в техподдержку, потратьте 2,5 часа, но в итоге вы будете уверены в своей власти над собственными аккаунтами;
  3. Прикрепите резервную почту. В моем случае эта почта почему-то не помогла, но на всякий случай всё-таки сделайте это;
  4. Оплатите iCloud! Поверьте, лучше отдавать Apple по 100-200 рублей в месяц, чем потерять все разом;
  5. Не платите денег грабителям. Они этого не заслуживают, да и толка из этого не выйдет.

Наученная несчастьями,
Юлия Сараева,
Специально для TJ

#Колонка #Apple #iPhone #хакеры #Mac #iPad #киберпреступность #вымогательство #взлом_устройств_Apple #взлом_iCloud