Технологии
Вадим Елистратов

Лучше поздно

Шеф-редактор TJ о том, почему компаниям не следует показывать ранние прототипы своих продуктов

Колонка шеф-редактора TJ о том, что компаниям пора перестать показывать ранние прототипы своих продуктов публике, а нам — верить их обещаниям, которые почти никогда не выполняются.

21 января Microsoft для своей очередной презентации помимо, прямо скажем, предсказуемых и скучных подробностей о Windows 10 (ну кого сейчас удивишь настольной операционной системой?) приготовила настоящую бомбу — голографические очки виртуальной реальности HoloLens.

Прессе показали эффектную демонстрацию невероятной технологии, красивый футуристичный корпус устройства, убедительные промо-кадры и, в общем и целом, заставили поверить, что будущее уже здесь — осталось только выложить на прилавки и заставить конкурентов глотать пыль.

Но потом у журналистов забрали все записывающие устройства, кроме ручки и блокнота, и отвели их в закрытое помещение с настоящим HoloLens — подобно тискам сжимающим голову громоздким аппаратом с торчащими наружу проводами, внешним блоком питания, минимальной областью обзора и «модулем обработки», который нужно вешать у себя на шее с помощью ремня.

Как в знаменитом провидческом эпизоде «Ералаша», у всесильных японских часов батарейка оказалась размером с два чемодана.

Удивительно тут прежде всего то, что после десятков схожих «анонсов» от Microsoft и других IT-компаний публика и СМИ по-прежнему остаются толерантными к подобным выходкам. В день демонстрации HoloLens многие крупные издания даже опубликовали статьи о том, что Microsoft «снова стала крутой».

В действительности же Microsoft выглядит как маленький ребёнок, который собрал пятую часть пазла и позвал маму оценить его достижение: то ли ради дополнительной мотивации, то ли чтобы потешить собственное самолюбие, то ли попытаться понять, не напортачил ли он где-нибудь.

Однако у нас есть все основания полагать, что HoloLens никогда не доберётся до прилавков подобно IllumiRoom и другим тепло встреченным публикой, но не доведённым до коммерческой реализации идеям Microsoft Research.

Чтобы снять «розовые очки» вполне достаточно посмотреть первую демонстрацию Kinect в 2009 году: прошло шесть лет, вышла уже вторая версия сенсора для нового более мощного Xbox, но даже сейчас технология не способна показать то, что Microsoft обещала тогда.

Преждевременная демонстрация — не только гарантированный способ разочаровать потребителя финальным результатом или его отсутствием, но и решение, размывающее ценность инновации. Google Glass так и не вышли на рынок, однако не сильно интересующиеся вопросом люди уже считают устройство старым и не выстрелившим.

В их понимании сразу после демонстрации Glass должны были наводнить улицы подобно свежему хитовому смартфону, но ничего подобного не произошло. Затянувшая революция закончилась туманным заявлением о том, что очки рано или поздно вернутся, но уже в другой форме.

Стоит ли после этого всерьёз относиться к HoloLens, Project Ara и другим признакам будущего, которое почему-то от нас постоянно убегает и откладывается? Скорее нет, чем да.

С точностью наоборот в этом отношении поступает Apple, зачастую позволяющая купить свои новые продукты через неделю после первой демонстрации, не завышая ожиданий заранее. За последние годы компания Тима Кука серьёзно прокололась лишь один раз, показав голосовой помощник Siri до того, как он превратился во что-то действительно стоящее. Даже в случае с Watch она сохранила минимальное временное окно, необходимое для разработки стартового набора приложений.

Многие называют Apple скучной, потому что на фоне «чудес» от Google её анонсы выглядят буднично. Однако эта стратегия работает: фанаты марки застрахованы от постоянных разочарований и не видят внутренних метаний IT-гиганта, способных навредить его репутации. Прямо сейчас в стенах Apple в обстановке абсолютной секретности скорее всего куётся новый важный продукт, но увидим мы его только на презентации, в момент почти полной готовности, как произошло с Watch.

Лучше всех о преждевременных анонсах, кажется, высказался глава компании Valve Гейб Ньюэлл. Когда его спросили, почему он молчит о статусе Half-Life 3, в шутку заменив название культового шутера на Ricochet 2 — одну из самых неудачных игр студии — Ньюэлл произнёс, пожалуй, самую мудрую вещь в мире.

Что касается Ricochet 2, у нас всегда была такая проблема: мы начинали говорить о проекте слишком рано, а потом заметно меняли планы во время разработки. [...] Вы знаете, мы хотим, чтобы будущее Ricochet 2 выглядело абсолютно прозрачным. Проблема в том, что мы уверены, что изменения и повороты, которые мы будем проходить во время разработки, сведут людей с ума с гораздо большей вероятностью, чем наше молчание до тех пор, пока мы не будем на сто процентов уверены в том, что произойдёт дальше.

Гейб Ньюэлл, глава компании Valve

Счастье в неведении,
Вадим Елистратов,
TJ

#Колонка #Microsoft #Apple #Google_Glass #Valve #Гейб_Ньюэлл #Half_Life_3 #Ricochet_2 #Apple_Watch #HoloLens