Технологии
Александр Фаст

Богатенький Нотчи

Forbes рассказал о том, как интроверт из Швеции и создатель Minecraft Маркус Перссон стал миллиардером

3 марта журнал Forbes опубликовал масштабный материал Райана Мака (Ryan Mac) об истории Маркуса «Нотча» Перссона, одного из самых известных разработчиков современности, и о том, как Перссон основал компанию Mojang, а спустя пять лет он продал её за два с половиной миллиарда долларов. Маку удалось первому поговорить с Перссоном после его знаменитой сделки с Microsoft.

TJ публикует выдержку лучших моментов из этого материала.

Большую часть последних пяти лет тридцатипятилетний швед Маркус Перссон постоянно заботился о своем детище, Minecraft. Самая продаваемая игра всех времен и народов даже не помещается в рамки понятия «игра».

Minecraft, скачанный уже более 100 миллионов раз, стал холстом для творческого самовыражения. Игра начинается в пустом виртуальном пространстве, в котором игрокам доступны «легоподобные» блоки (каждый из которых приходится добывать по отдельности). Из этих блоков игроки могут строить всё, что только может прийти им в голову. И да, они могут делать это не только в одиночку. Большинство игроков — маленькие дети, которые строят самые простые дома и деревни, в которых они устраивают виртуальные вечеринки или же отбиваются от нашествия зомби.

Другие хиты из мира видеоигр не идут даже в малейшее сравнение с показателями Minecraft. Для того чтобы найти хоть что-то достойное сравнения, нужно выйти за рамки понятия «видеоигра». Minecraft в каком-то смысле стал LEGO, а может даже и микрокомпьютером этого поколения.

Ян Богост, профессор Технологического института Джорджии

В этом виртуальном мире Перссон (а точнее созданый им персонаж — Нотч, громкоголосый чудак в фетровой шляпе) стал богоподобной фигурой для миллионов геймеров. Но после того, как он столкнулся с полчищами фанатов, требовавших от него развития его монструозного хита, его застенчивая система дала сбой, он продал компанию Microsoft и занялся своими делами.

Недавний разговор с Forbes стал единственным интервью Перссона о продаже Minecraft и его жизни после этой сделки. Объясняя свои последние решения, он цитирует Леонардо да Винчи: «Работа над произведением искусства никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена».

Начало

В то время как другие дети летом играли в футбол, а зимой в хоккей с мячом, интроверт Перссон часами возился с LEGO. Когда ему исполнилось семь лет, его отец, железнодорожный рабочий, принес домой Commodore 128. Годом позже Перссон уже написал свою первую программу.

Персональный компьютер стал настоящим спасением для молодого Перссона. Его родители развелись, когда ему было 12 лет. Сам же Маркус не смог даже закончить среднюю школу. Он по-прежнему жил с матерью, работавшей в местной больнице медсестрой в ночную смену. Она заставила его записаться на онлайн-курсы по программированию. Знала бы она, насколько мудрым было это решение. Перссон начал штамповать игры, а в 2004 году в возрасте двадцати четырёх лет он устроился на работу в Midasplayer, позже прославившуюся как King.com — ту самую компанию, которая разработала Candy Crush.

В 2009 году Перссон покинул Midasplayer и устроился в Jalbum, сервис онлайн-обмена фотографиями. Руководство этой компании было не против того, что их сотрудник подрабатывает где-то на стороне. Благодаря этому Маркус смог быстро посвятить всё свое свободное время одной очень странной игре, в которой игрокам нужно было собирать ресурсы (например, дерево и камень) и использовать их для создания широчайшего спектра вещей: от небольших инструментов вроде топоров и лопат до полноценных домов и даже целых городов. Перссон назвал свое детище «Minecraft» и в мае 2009 года выложил на правах альфа-версии на инди-портал TIGSource.

Успех продаж

К июню 2010 ПК-версия Minecraft начала расходиться по 400 копий в день, примерно по шесть долларов за штуку. Благодаря этому, Перссон и Порсер смогли избавиться от обычной наемной работы. Перссон даже смог переманить своего бывшего босса, генерального директора Jalbum Карла Манне, который стал ответственным за непосредственное ведение бизнеса. Небольшая компания, все еще находившаяся в стадии зародыша, была названа Mojang (в переводе со шведского — «гаджет»).

Секретным оружием Minecraft стал Нотч. Это было больше чем просто прозвище: Нотч позволил Перссону избавиться от застенчивости, которой тот отличался в реальном мире. Благодаря этому альтер эго, поносящему «циничных ублюдков» из Electronic Arts, соизволивших выпустить бандл инди-игр, или производителя очков виртуальной реальности Oculus VR, продавшегося «противному» Facebook, Перссон смог аккумулировать более двух миллионов подписчиков в твиттере.

Перссон не потратил ни кроны на рекламу: Minecraft очень быстро «вирусился». Этот процесс только усилился после того, как Mojang создали версии игры для Android и iOS, которые и по сей день входят в тройку самых популярных платных приложений в США.

Имея в штате не более тридцати сотрудников, Mojang получала прибыль, которая казалась просто бесконечной. Компания закончила 2012 год с доходом в 230 миллионов долларов и с валовой прибылью в более 150 миллионов долларов. Сам Перссон выплатил себе более ста миллионов долларов в обмен на лицензии на интеллектуальную собственность Minecraft. Вскоре он приобрёл самую дорогую квартиру в Стокгольме.

Кружение инвесторов напоминало какую-то лихорадку. По словам Манне, с ним пытались связаться более сотни венчурных фирм, в том числе из голубых фишек Силиконовой долины — Sequoia Capital и Accel Partners — но он никогда не брал у них деньги. Mojang просто не нуждалась в них. Их даже посетил миллиардер Шон Паркер, который на частном самолете увёз Перссона, Порсера и Манне на вечеринку в Лондон. Но они всё равно отказались от его денег.

Это был первый раз, когда мы летели на частном самолете.

Карл Манне

Но даже тогда, когда мир уже был у его ног, Перссон продолжал считать, что он на самом деле давит ему на плечи.

Злые люди в интернете

Хотя Перссон ушёл с поста главного разработчика в конце 2011 года и занялся исследованием идей для новых игр и жизнью со своей девушкой, которая тем же летом стала его женой, блаженство продлилось недолго. Накануне Рождества того года умер отец Перссона, а с женой программист развёлся всего после года брака.

Когда Маркус вернулся к работе после короткого отпуска, он оказался подавлен стоящей перед ним задачей: воссоздать магию его первого хита.

В то же время Перссон оставался лицом и голосом Minecraft. Именно ему в первую очередь писали пользователи Твиттера, когда с игрой что-то было не так. Если внимательно прочитать реплаи в твиттере Перссона, можно найти комментарии наподобие «Нотч — жирный неудачник».

Я не мог понять, почему люди в интернете такие жестокие. Вы видите эти злобные комментарии, и вам почти начинает казаться, что они будто бы написаны большим шрифтом.

Маркус Перссон

Человек, создавший популярную онлайн-персону, ощутил на себе весь тот негатив, который выливали на неё поклонники. И тогда Перссон решил уйти.

Продажа и уход

16 июня 2014 года пользователи Minecraft подняли бунт из-за решения компании начать применение Пользовательского соглашения: оно запрещало одним игрокам продавать другим игрокам какие-либо внутриигровые элементы (например, усиленные мечи). Гневные твиты возникали по несколько сотен в час.

Терпение Маркуса лопнуло, и он, будучи в полулихорадочном состоянии, написал то самое стодвадцатидевятисимвольное сообщение, которое изменило его жизнь навсегда.

Генеральный директор Mojang Карл Манне сидел дома со своей семьей, когда он впервые увидел этот твит. Всего лишь через полминуты у него зазвонил телефон: один из руководивших взаимодействием с Mojang менеджеров Microsoft хотел узнать был ли Перссон серьёзен. «Я не уверен, мне нужно поговорить с ним», — ответил Манне.

В то время как сообщение Перссона изначально было наполовину шуточным, его настигло осознание того, что он наконец-то сможет освободиться от Mojang. Человек, который когда-то публично пообещал, что не продаст свое творение ни одной Корпорации зла, теперь кардинально изменил свое мнение.

Манне поставил строгое условие для продажи компании: все три её основателя хотели полностью порвать свою с связь с Mojang и более не иметь к ней никакого отношения. Кроме того, по причине массового уплотнения персонала Microsoft после покупки Nokia, было поставлено еще одно условие: никаких увольнений.

Во время переговоров глава Microsoft Сатья Наделла и сам Перссон на публике хранили молчание. Последний всего лишь занимался разработкой небольших идей для новых игр и учил новые языки программирования. 11 сентября он опубликовал подробное описание работы с языком под названием Dart. Он также описал использование этого языка в восстановлении ранних версий классического шутера Doom. В этом тексте он закодировал несколько подсказок, относящихся к предстоящей сделке, используя Doom в качестве метафоры для Mojang.

Я уверен, что если я когда-нибудь перейду на что-нибудь новое, то обязательно найдется кто-нибудь, обладающий большим терпением, кто мог бы взять все под свой контроль. Я не могу тратить всё свое время всего лишь на один проект.

Маркус Перссон

15 сентября Microsoft объявила о своем намерении заплатить за Mojang два с половиной миллиарда. Оглядываясь назад, Перссон говорит, что ожидал гораздо более сильной реакции от поклонников Minecraft на новость о продаже компании.

В тот день, когда мы объявили о сделке, я собирался удалить свой твиттер-аккаунт, потому что думал, что не смогу с ним справиться. Но люди оказались гораздо спокойнее. Они читали мои разъяснения и говорили: «Хорошо, хорошо, я надеюсь, что вы заботитесь о себе».

Маркус Перссон

На вопрос о его ранних заявлениях о том, что он не собирается продаваться никому из мира больших технологий, он лишь пожал плечами и ответил, что вполне способен справиться с противоречием размером в два с половиной миллиарда долларов.

Конечно, вы должны нести ответственность за то, что говорите, но я не особенно-то стыжусь того, что сказал. Особенно учитывая, что моё мнение уже успело поменяться.

Маркус Перссон

Король вечеринок

Несмотря ни на что, ему удалось начать двигаться вперёд. В ноябре, когда сделка была окончательно закрыта, сооснователи Mojang улетели сначала в Майами, а затем в Санкт-Бартс. Эту небольшую праздничную вылазку Маркус обозвал «распродажной поездкой».

В эти дни Перссон стал уделять гораздо меньше внимания тем, кто поносил его в твиттере, и переключился на групповой чат его друзей в WhatsApp, который они грубо обозвали «Пердёж». Освободившийся от сковывавших его пут, Перссон как бы вернулся во времена своей молодости.

Перссон игнорировал любую критику так же, как и интернет-троллей. Он говорит, что нежно полюбил кнопку, с помощью которой он может заглушить любого недовольного. По сути, ему просто нравилось блокировать пользователей так, что они даже и не сразу об этом узнавали. Иногда его любопытство пересиливало, и он всё же кому-то отвечал. В последнее время он стал использовать в качестве ответа гифку из фильма «Добро пожаловать в Zомбиленд»: на ней изображен Вуди Харрельсон, утирающий слезы кучкой денег.

«Я знаю, твитить такое изображение — немного ********** [некрасиво]», — говорит он и пожимает плечами. Впрочем, он в равной степени бестактен и с теми людьми, которые ему нравятся. Он почти что транслирует свои каникулы: с борта частного самолёта прямо в Snapchat. Что касается девушек, он пытался использовать Tinder, но «в Швеции им решительно невозможно пользоваться — там можно найти от силы четырёх человек». Отсюда и счета в ночных клубах на 180 тысяч долларов.

Я пытаюсь наверстать всё то, что я упустил в свои двадцать лет, когда не занимался ничем, кроме программирования. Конечно, вечеринки — это не самый разумный способ потратить деньги, но точно самый весёлый. Когда мы были молоды, у нас было не так уж много денег. Именно поэтому я пообещал себе, что если когда-нибудь стану богачом, то точно не буду из тех скучных богачей, которые никогда не потратят лишнего доллара

Маркус Перссон

Возможно, это пройдёт. Но ведь есть и множество других молодых Маркусов Перссонов, которые гораздо более голодны и более приспособлены к тому, что хочет следующее поколение детей. В ответ на это создатель Minecraft говорит, что он не видит ничего постыдного в том, чтобы быть разработчиком одного хита. Безумное богатство — отличный козырь в борьбе со стрессом, вызванным ответственностью за поочередно боготворящую и ненавидящую его виртуальную нацию.

Люди начинали считать, что Нотч идеален. Но затем я встретил своих собственных идолов и понял: «Твою мать, это реальные люди». После этого произошёл какой-то разрыв. Я понял, что между мной и моими фанатами нет тех самых отношений, которые я себе представлял.

Маркус Перссон

В тот момент, когда Перссон уже готовится уйти из офиса, его помощник протягивает ему рукописную записку от одного из американских фанатов. В этой записке, написанной идеальным курсивом (который, кстати, выдает в написавшем ее ученика четвёртого-пятого класса), автор просит добавить в Minecraft несколько новых возможностей. К записке прикреплен доллар.

«Так-с, что это у нас, взятка», — шутит Перссон, но затем внимательно осматривает записку и морщит лоб. Затем он показывает на доллар и говорит: «Наверно, нам следует отправить его обратно, да?».

Данный материал является частичным переводом статьи «Inside The Post-Minecraft Life Of Billionaire Gamer God Markus Persson» Райана Мака на Forbes.

#Статья #Microsoft #Minecraft #переводы #Notch #Маркус_Перссон #Forbes #Mojang #Microsoft_покупает_Mojang