Технологии
Вадим Елистратов

Джобсова скрижаль

В день пятилетия со старта продаж iPad шеф-редактор TJ рассуждает о том, как планшет Apple нашёл и потерял себя

3 апреля 2010 года в США и ещё нескольких странах в продажу поступил самый первый iPad. За прошедшие пять лет устройство успело убедить в своей полезности почти всех скептиков, создать целый рынок, пережить свой пик и прийти к точке неопределённости, в которой оно находится сейчас.

В день юбилея iPad шеф-редактор TJ, успевший попользоваться почти всеми поколениями устройства, вспоминает историю его развития и делает прогнозы на будущее.

Первое поколение iPad. Фото: Flickr

Чтобы понять, как люди отнеслись к iPad после анонса, состоявшегося 27 января 2010 года, достаточно почитать то, что пишут в сети об Apple Watch. Планшет, который, по слухам, должен был называться iSlate, в одночасье прозвали «большим айфоном» и стали прочить устройству провал, потому что оно не умело делать ничего такого, на что не были бы способны уже существующие предметы техники. «Зачем мне iPad, если у меня есть ноутбук с нормальной клавиатурой?», «Зачем мне iPad, если у меня есть смартфон?», «Зачем мне iPad, если в нём нет USB-порта и SD-карт?».

С тех пор Apple продала более 225 миллионов планшетов, так что применение им, судя по всему, нашлось.

Свой первый iPad я купил в мае 2010 года без какой-либо рациональной причины — просто потому, что хотелось попробовать что-то новенькое. Планшет, тяжёлый монолитный кусок из стекла и металла, практически сразу подкупил своей красотой и большим сенсорным экраном. К ёмкостным дисплеям на тот момент уже все привыкли, но в данном случае размер имел критическое значение: обычные действия вроде зума и скроллинга пальцами на десяти дюймах казались чем-то невероятным.

Однако iPad 2010 года был скорее пробой пера, чем законченным продуктом, и первым его владельцам зачастую приходилось обманывать себя и окружающих, говоря, что у него почти нет недостатков. На планшете было очень мало приложений, а из-за отсутствия поддержки Flash для просмотра какого-нибудь ролика или сайта, сделанного по этой технологии, приходилось идти включать компьютер. «Тяжёлые» страницы из-за маленького объёма оперативной памяти просматривать было невозможно — Safari тут же вылетал. Всё это делало использование планшета «рваным», надуманным.

В конце концов, устройство было слишком скользким и тяжёлым, поэтому для его использования приходилось садиться на диван и класть на живот какую-нибудь подушку, чтобы iPad упирался и одновременно находился на уровне глаз.

Самое время признать, что первый планшет Apple был по большей части «костылём».

Но когда у iPad что-то получалось делать, он делал это лучше всех. На нём было круче всего сидеть в Твиттере, играть в Angry Birds и, самое главное, поглощать тексты. Большинство первых пользователей планшета, включая меня, заметили, что с его покупкой они начали чаще читать. Для изучения статей из интернета больше не нужно было сидеть за компьютером: сёрфинг в сети переехал со стула на диван и превратился из работы в отдых. Когда на iPad появились первые RSS-ридеры, на нём стало возможно успевать изучить намного больше информации, чем на любом другом устройстве. Планшет превращал любую статью, любой пост в блоге в страницу глянцевого журнала.

В то же время iPad был самым неустанным устройством в доме. Десять часов работы от батареи в режиме использования, которыми на тот момент не мог похвастаться ни один ноутбук или смартфон, делали его доступным практически всегда. Выйти в интернет с него можно было секунд за пять, что не оставило нетбукам никаких шансов.

Cравнение iPad и iPad 2

Спустя ровно год Apple выпустила второе поколение iPad, сразу же обрисовавшее приятную для пользователей и неприятную для компании тенденцию: планшет становился лучше слишком быстро. iPad 2 не зря просуществовал на рынке дольше всех остальных версий и стал по-настоящему культовым: он оказался легче, тоньше, значительно быстрее и в целом приятнее предшественника. iPad 2 стал именно тем iPad, который Apple должна была показать изначально.

Третье поколение iPad получило название iPad with Retina dislplay

Но «сказка» длилась недолго. Загнав в угол саму себя, Apple была обязана добавить в третье поколение iPad Retina-дисплей, хотя технологии того времени едва ли позволяли сделать нечто подобное. Поэтому планшет, представленный в 2012 году, во многих отношениях оказался шагом назад. Шикарный экран устройства снова вернул притупившееся чувство магии, однако он обошёлся Apple по слишком высокой цене. Из-за «прожорливости» нового дисплея планшет пришлось снова сделать толще и тяжелее, значительно увеличив аккумулятор. Это неизбежно сказалось на времени зарядки.

Зачастую третий iPad наполнялся энергией дольше, чем его хозяин.

Включив планшет в розетку перед сном, можно было проснуться и увидеть, что он успел добраться только до 80%. В то же время его начинка просто была не в состоянии справиться с огромным разрешением экрана: устройство постоянно подтормаживало. Эти проблемы были настолько серьёзными, что Apple решила их нетипичным для себя ранним выпуском iPad 4, получившим мощные зарядное устройство и процессор, но, к несчастью, остававшимся таким же тяжёлым.

iPad mini

Тогда же компания выпустила более дешёвый и компактный iPad mini, который хоть и полюбился многим, но стал первым вестником назревающего кризиса: с момента релиза мини-версии компания во всех отчётах суммирует данные о продажах обоих планшетов, чтобы не показывать, предположительно, убывающую под натиском дешёвых «андроидов» популярность более дорогого флагмана.

Но в 2013 году Apple удалось вернуть iPad его былую сексуальность, выпустив почти бескомпромиссные iPad Air и iPad mini Retina 2. Планшеты оказались достаточно тонкими и лёгкими, чтобы их можно было держать одной рукой, работали по 10 часов от батареи, быстро заряжались, плавно работали и всё это с Retina-дисплеями.

iPad Air

Сразу после анонса было очевидно, что iPad Air станет по-настоящему культовым устройством, настоящим преемником iPad 2, что для Apple оказалось не самым радужным развитием событий: вслед за успешным запуском Air продажи планшетов впервые начали стагнировать. Он действительно оказался слишком хорошим для того, чтобы покупатели меняли его на новые модели, не предлагавшие существенной разницы.

Именно из-за Air и mini Retina 2 запуск iPad Air 2 и iPad mini Retina 3 был встречен прохладно. Пользователи начали задавать вопрос «Зачем мне этот iPad, если у меня уже есть один хороший?», на который у Apple до сих пор нет ответа, и в то же время компания выпустила iPhone 6 и iPhone 6 Plus с увеличенными дисплеями, заставив многих задуматься, зачем нужны планшеты как класс.

Тим Кук не раз говорил, что его компания не против каннибализации, потому что лучше забрать долю рынка у самой себя, чем передать кому-то другому. Узаконив новые модели iPhone в качестве удобных устройств для потребления видео, чтения и других сценариев, ради которых люди покупали iPad, Apple тут же начала искать новое «золотое сечение» для iPad, желая сделать из него то, чего не удалось Стиву Джобсу — устройство для создания контента.

Согласно этой стратегии, находящийся на перепутье iPad тут же получил ещё один «удар в спину» — MacBook 2015 года, фактически планшет без сенсорного экрана, но с клавиатурой и полноценной операционной системой. В то же время по сети курсируют слухи об увеличенном iPad со стилусом, предназначенный для работы и творчества, который, по-видимому, призван сделать шаг в том же направлении, но с другой стороны.

Как бы не было грустно осознавать, но пятилетие планшета его фанаты встречают с чувством тревоги. Ещё в 2013 году казалось, что iPad уже никуда не денутся, но в 2015-м уже можно осторожно предположить, что устройство готово повторить судьбу iPod и окончательно раствориться в других продуктах Apple — айфонах и маках. Судя по всему, у «скрижали Джобса» действительно нет будущего — по крайней мере в её текущей форме.

Даже Wylsacom решил не покупать Air 2, конец близок,
Вадим Елистратов,
TJ

#Apple #iPad #Тим_Кук #iPhone_6 #пять_лет_iPad #история_развития_iPad