Технологии
Юля

Принудительный цифровой детокс

Маркетолог Macov.net о своём опыте продолжительного выживания без мобильного телефона

Маркетолог интернет-магазина Macov.net Юлия Арская, большую часть времени проводящая в рабочих и личных чатах, столкнулась с необходимостью больше месяца провести без доступа к телефону и мобильному интернету. После продолжительного воздержания от раздражающего общения голосом, о котором она так мечтала, девушка пришла к выводу, что отказ принёс ей только дискомфорт.

Частичный цифровой детокс начался с того, что айфон перестал видеть SIM-карту. Мой внутренний интроверт ликовал: звонок мобильника уже давно вызывает только раздражение и внутренний дискомфорт.

80% диалогов с друзьями и коллегами происходят в Telegram или во «ВКонтакте». Если звонит телефон, то пиши пропало: значит, я срочно нужна по важному вопросу, на который могу быть не готова ответить прямо в этот момент.

Я часто не брала трубку, оправдываясь занятостью или беззвучным режимом. Так часто, что люди уже догадывались о простом игнорировании.

Желание перевести будничное общение исключительно в онлайн преследовало меня уже давно. В офисе я смирилась с опенспейсом, но предпочитаю работать в наушниках, чтобы коллеги общались через iMessage, а не напрямую.

Можно тщательнее подбирать слова и выражения, строить лаконичные ответы, быстрее заканчивать диалоги и ограничить круг общения. Гораздо проще не обращать внимания на сообщения в Фейсбуке, чем на рингтон мобильника. При разговоре по телефону чувствуешь себя не так уверенно, как при переписке в сети.

Профессор Массачусетского технологического университета Шерри Теркл давно изучает вопрос и считает, что скоро мы разучимся общаться с другими людьми посредством реальной беседы. В живом общении мы прилагаем усилия для построения сложных фраз и логических цепочек, а мало кто любит напрягаться.

Я не спешила восстанавливать голосовую связь с миром. Сложные речевые формулировки и беседы со старым другом, который ушёл в армию, летели в тартарары.

Я пожертвовала мобильным интернетом и бытовым удобством. Даже доставку еды нельзя оплатить онлайн, потому что нужна SMS от банка. Я прокляла себя тысячи раз, что вовремя не продлила подписку на сервисы Wunderlist и Bookmate.

Вызов такси тоже превращался в ад: приложение иногда сообщало о прибытии водителя, а я выходила в пустой двор. И можно было только вернуться, подняться на этаж, достать ноутбук и набрать диспетчера в скайпе. Слишком длинный алгоритм действий для вызова такси в 2015 году.

Общение с близкими людьми, далекими от мессенджеров, сводилось на нет. Услышав несколько раз «абонент недоступен», бабушки строили планы по спасению меня из наркопритона.

Затем я отнесла айфон в сервис и взяла ещё один телефон, рабочий. После этого месяц я защищала себя от нежелательных контактов и непонятно чего ещё. Я не поздравила бабушку с днем рождения и не услышала рассказ сестры о её первых достижениях в теннисе. Когда близкие и не очень люди звонили поделиться со мной переживаниями или радостными новостями, то слышали лишь «Абонент недоступен».

Что в этом было хорошего? Стало ли мне комфортнее жить в постоянном стрессе от пропущенных звонков и упущенных возможностей стать ближе к друзьям и родным?

Не надо бояться общаться. Меняя эмоции и общение на мнимое удобство, мы ничего не получаем взамен, кроме дискомфорта. Шерри Теркл не поздравит вас с днём рождения и не расскажет, как сильно вас любит.

А оправдания маме все равно приходилось придумывать. На этот раз — почему три недели не несла телефон в сервис.

Юлия Арская,
Специально для TJ

#Колонка #мобильная_связь #технологии #мессенджеры #Юлия_Арская #Шерри_Теркл