Технологии
Никита Лихачёв

РБК и «Лениздат» рассказали о технологии манипулирования «Яндекс.Новостями» с помощью петиций

Петицию в поддержку предоставления американского гражданства политику Михаилу Касьянову раскрутили через «Яндекс.Новости» по заказу неизвестного PR-агентства. Об этом ещё 25 мая рассказало издание «Лениздат», а 9 июня РБК разобралось в том, как соцсети, блоги и платные публикации в СМИ используются для создания видимой реальности инфоповода.

Михаил Касьянов. Фото БГНЕС

Как рассказывали представители «Лениздата», к ним дважды обращался с предложением опубликовать «джинсу» (платный материал без пометки «реклама») неизвестный мужчина, представлявшийся московским фотокорреспондентом.

В первом случае он требовал опубликовать качественный рерайт новости издания «Ридус» о петиции в поддержку предоставления американского гражданства Михаилу Касьянову. Во втором — сделать рерайт любого качества на статью «Известий» про региональные СМИ, чаще критикующих президента, чем своих губернаторов.

Более примечателен был первый случай: в инструкции указали ключевые слова для заголовка, узкий промежуток для времени публикации (с 8:00 до 8:45 утра 25 мая), а перепечатка оригинала с «Ридуса» запрещалась. При этом заметка «Ридуса», которая должна была использоваться в качестве основы», вышла ещё днём 24 мая.

Письмо с предложением публикации «джинсы», полученное «Лениздатом»

По мнению представителей «Лениздата», заказчика интересовал вывод сюжета в топ «Яндекс.Новостей» и потенциально на главную страницу. Обозначалось и то, что следовало донести в тексте: «Общий посыл: американское гражданство в обмен на разбазаривание страны».

По данным «Яндекс.Новостей», 25 мая ровно в 8:00 материал вышел на «Ленте.ру» и на сайте радиостанции «Говорит Москва», в 8:39 появилась ещё одна заметка на «Ридусе». В этот промежуток также опубликовали новость крупные издания вроде Dni.ru, «Утро.ru», Ruposters.ru, агентство Regnum, «Московский комсомолец», а в 8:44 заметка появилась на сайте федерального агентства РИА Новости.

«Яндекс.Новости» являются самой популярной новостной площадкой в России: в апреле её посетило 23,1 миллиона человек, а «Ленту.ру» — 10,7 миллиона человек.

По данным источников РБК, использование петиций для продвижения определённых сообщений в СМИ — схема, популярная в PR-агентствах уже около года. Изначально петицию создают на Change.org от имени какого-нибудь зарубежного автора. Затем на неё закупают трафик через соцсети (издание приводит в качестве примера сообщество «МДК», однако ссылки на обсуждаемую петицию там обнаружить не удалось), чтобы её подписывали реальные люди.

В петиции в поддержку американского гражданства Касьянова представители Change.org обнаружили около 15 тысяч поддельных подписей. 24 мая «Ридус» отчитывался о преодолении планки в 10 тысяч подписчиков. По состоянию на 9 июня под петицией осталось только 2810 подписей.

После социальных сетей петицию рекламируют через топовых блогеров ЖЖ. Представители холдинга Rambler&Co (владеет LiveJournal) рассказали, что не участвуют в этом процессе, а лишь составляют свой рейтинг из самых просматриваемых записей. И только затем начинается кампания в СМИ: цель раскрутки — создать информационный повод, на который среагируют как издания, так и блогеры с пользователями социальных сетей, и заставить крупные СМИ освещать его бесплатно.

Корреспондент РБК, отправивший запрос на продвижение поддельной петиции в десять PR-агентств, получил ответ только от четырёх компаний. Лишь одна согласилась рассказать о примерной стоимости раскрутки — в среднем она составляет от 250 тысяч до 1 миллиона рублей.

#Новость #Яндекс #социальные_сети #СМИ #блоги #Ридус #петиции #Известия #джинса #медиа #Яндекс_Новости #Лениздат #Михаил_Касьянов #Change_org #манипулирование_новостными_агрегаторами