Технологии
Никита Лихачёв

Двадцатилетие «Хакеров»: как полный стереотипов фильм предсказал будущее

15 сентября 1995 года, задолго до массового распространения интернета и вирусов, в кинотеатрах состоялась премьера фильма «Хакеры» с Анджелиной Джоли и Джонни Ли Миллером в главных ролях. Лента режиссёра Иэна Софтли считается одной из первых больших работ по популяризации интернет-культуры: в ней взломщики предстают хоть и чудаковатыми, но изощрёнными специалистами во всём, что касается компьютеров, и выступают против алчных злодеев.

У критиков фильм получил низкие оценки: виной тому простой сюжет, пафосные диалоги, доведённые до абсурда стереотипы о хакерах вроде говорящего вируса, «поедающего» дисковое пространство прямо на экране. Тем не менее «Хакеры» изменили представление общества об интернете и даже в некоторой степени предсказали будущее связанных с ним технологий.

Ресурс Passcode опросил настоящих хакеров, специалистов по информационной безопасности, режиссёров, критиков и самого Софтли, чтобы взглянуть на ленту двадцать лет спустя.

Настоящие эксперты по безопасности, в чьей истории есть место реальному хакерскому опыту, вспоминают о фильме с ностальгией, хотя и признают, что он не имеет почти ничего общего с реальностью.

Человек, часами сидящий перед терминалом [на Linux], выглядит не настолько захватывающе, как говорящий вирус. Мы взламываем компьютерные системы, чтобы показать компаниям, как защищаться от этого, и всегда находятся клиенты, которые говорят: «Ой, мы хотим прийти и посмотреть, как вы это делаете». Приходится говорить: «Слушайте, вам буквально придётся сидеть восемь часов в день, наблюдая окно с терминалом».

Такова наша жизнь. Мы обрабатываем заоблачный объём информации, обдумываем его, пытаемся понять, как взломать выстроенную людьми защиту или обойти огрехи в конфигурации. Нужен анализ. Это требует много времени, и это невесело. […]

Для работников сферы инфобезопасности [«Хакеры»] — это классика. Это фильм, запечатлевший ту любознательность, которая движет хакерами — многие из них заинтересованы сложностью взлома, но в конце концов хотят просто сделать правильную вещь, а не оказаться в опасности. «Хакеры» сделали меня тем, кем я сегодня являюсь.

Дейв Кеннеди, основатель и главный консультант по безопасности TrustedSec

По мнению сценариста «Сынов анархии» Джулии Буш, «Хакеры» стали первым фильмом, где попробовали экранизировать неэкранизируемое — и ожидаемо провалились: cборы в кинотеатрах составили всего 8 миллионов долларов при бюджете в 20 миллионов. Однако иные режиссёры наступают на эти же грабли даже в 2015 году.

Люди смеются над фильмом, потому что те моменты с попытками визуализировать что-либо компьютерное просто смехотворны. Это было ошибкой, но я понимаю это. Я этим на жизнь зарабатываю: очень сложно сделать компьютеры и технологии кинематографичными, а это был рассвет [эпохи]. Уже 2015 год, а это всё ещё сложно, поверьте мне.

Показывать технологии на экране смертельно опасно [для успеха фильма]. Писать сценарий о технологиях — это почти как следовать новой форме кодекса Хейса (свод моральных правил кинокомпаний Голливуда, принятый в 1930 году — TJournal). В старом Голливуде нельзя было показывать секс на экране, поэтому им приходилось тяжело работать над креативными диалогами и способами обойти запрет с помощью игры персонажей.

Когда мы начали работу над адаптацией книги «Протокол “Сигма”», мы знали, что точно не будем показывать ничего из технологий на экране. Но мы поняли это только благодаря тому, что некогда пионеры были достаточно храбрыми и пытались делать все эти визуальные метафоры, и теперь мы знаем, что работает, а что нет.

Джулия Буш, сценарист сериала «Сыны анархии»

В «Хакерах» группировка положительных героев скрывается от погони, устраивая пробки на дорогах, манипулируя светофорами на перекрёстках позади них. Похожим образом действует главный герой видеоигры Watch Dogs, вышедшей в 2014 году. Она вдохновила некоторых хакеров на тестирование ПО дорожного оборудования: как выяснилось, можно как минимум менять надписи на электронных указателях.

Взлом светофоров не был возможен в те годы, когда вышел фильм. Но некоторые вещи стали возможными благодаря ПО, которое поместили туда, где программы ранее не использовались. Устроить ДТП при помощи одновременного включения зелёного света со всех сторон, как это делали в фильме, всё ещё нельзя. Однако моё исследование в Мичиганском университете показало, что есть множество других способов для нарушения дорожного движения.

Я изучил сенсоры, которые определяют наличие машин, стоящих на красный свет: они используются для регулирования периода смены сигналов светофора. Но эти устройства небезопасны, так что можно заставить систему думать, что движения совсем нет там, где стоит огромная пробка, и поймать людей в западню. Сенсоры беспроводные, но они не используют шифрование, так что каждый, кто знает, в каком виде отправляется информация, может перехватить её и изменить.

Производитель сенсоров сообщил мне, что они выпустили патч — я насчёт этого не уверен. Они мне не дали его протестировать. Но это не важно в том случае, если администрации городов этот патч не установят. После разговора с производителем я тестировал сенсоры в Сан-Франциско, и они всё ещё были уязвимы.

Цезарь Церрудо, технический директор IOActive

По словам самого режиссёра фильма, он оказался удивлён тому, что поклонники помогли отпраздновать двадцатилетие фильма настолько широко. Помимо многочисленных материалов в СМИ, в съёмках и подготовке которых Софтли участвовал весь год, «Хакеры» стали одним из немногих фильмов, кто спустя столько лет удостоился выхода на Blu-ray.

Одежда и роликовые коньки нужны были для того, чтобы отделить хакеров от их времени. Это связывало их с будущим в стиле киберпанка и одновременно давало хакерам возможность идентифицировать друг друга внешне. Мы бывали на хакерских конференциях. Мы знали, что хакеры носят на самом деле.

Я не пытался сделать технически точный фильм. Я пытался снять городскую сказку. В конце концов, я думаю, что «Хакеры» остались надолго с нами по тем же причинам, по которым они взбесили зрителей изначально — небуквальное восприятие эпохи технологий лучше, чем реализм.

Иэн Софтли, режиссёр «Хакеров»

#Статья #фильмы #хакеры #кино #киберпреступность #хакеры_в_кино #Иэн_Софтли #Джулия_Буш