Технологии
Никита Лихачёв

Революция блокировщиков рекламы: большой спор вокруг незаметного нововведения Apple в iOS 9

16 сентября iOS 9 стала доступна для загрузки, и пользователи получили доступ к приложениям блокировщиков рекламы: в этой версии операционной системы они были официально разрешены компанией Apple. Несколько таких сервисов быстро взлетели в топ App Store, а в интернет-СМИ, существование большинства из которых напрямую зависит от рекламных доходов, стали появляться противоречивые мнения о моральной стороне отключения баннеров пользователями.

К дискуссии активно присоединились сотни блогеров, увидев в блокировании рекламы как положительные, так и отрицательные стороны, а также возможную революцию. Согласно одному из мнений, нововведение в iOS может не только изменить медиа, заставив их зарабатывать на чём-то другом, кроме рекламы, но и подорвать бизнес Google — основного конкурента Apple.

Триумфальное появление блокировщиков на iOS

В начале лета 2015 года Apple открыла API, с помощью которого разработчики могут блокировать рекламные элементы в браузере Safari. В России доля этого браузера составляет около 31% от всего рынка мобильных устройств (статистика StatCounter), в США — около 55%.

О других браузерах речи (пока) не идёт, а сама Apple позволяет размещать рекламу внутри приложений через собственную платформу iAd. Как предполагают ведущие западные IT-издания, таким шагом компания хочет не только улучшить опыт использования своих устройств (от них она получает основной доход), но и увеличить заработок с рекламной платформы. Медиа это может заставить разрабатывать свои приложения или публиковаться в новом новостном сервисе Apple News.

Сама по себе реклама не исчезает из Safari: её оттуда «вырезают» сторонние блокировщики, использующие API от Apple. О популярности их можно судить уже по первым суткам работы iOS 9: в топ платных приложений американского App Store попали сразу три таких приложения: Purify (3,99 доллара), Peace (2,99 доллара, создан авторами Instapaper) и Crystal (0,99 доллара).

Блокировщики уступили одно из мест топ-4 раздела платных приложений лишь игре Minecraft. У всех трёх максимальный рейтинг — пять звёзд. В России они стоят 219 рублей, 169 рублей и 29 рублей соответственно, однако их нет даже в первой сотне платного рейтинга.

В войне Apple и Google проиграют нишевые независимые медиа

Вокруг малозаметного на первых взгляд изменения в iOS 9 разгорелась ожесточённая дискуссия о моральности блокировщиков и последствий их массового распространения. Хотя это далеко не первый такой случай, учитывая долгое существование сервиса AdBlock и ему подобных, к действиям Apple блогеры и СМИ присмотрелись с повышенной внимательностью.

Одним из наиболее развёрнутых мнений поделился популярный блогер и эксперт в технологиях Энил Дэш (Anil Dash), основатель сервиса аналитики для соцмедиа ThinkUp. Он подчеркнул, что нововведение Apple не скажется на таких крупных площадках, как Facebook, Twitter и Google, однако затронет небольшие сайты, которые не могут позволить себе заниматься вложениями в разработку рекламных платформ в условиях сокращающегося рынка.

На платную подписку перейдут только самые обеспеченные пользователи, считает Дэш — а именно на них и рассчитана реклама, поэтому такое изменение «всё сломает». По мнению блогера, должны появиться типы рекламных форматов, «которые хотят пользователи», а издатели должны пояснять, как именно поможет приносимая ими выручка. В противном случае нишевые сайты просто умрут, считает Дэш.

По мнению главного редактора The Verge Нилая Патела (Nilay Patel), нововведение Apple связано не с удобством для пользователей, а с атакой на основу бизнеса Google. Бо́льшая часть выручки поисковика находится в рекламном секторе: в выдаче по запросам отображаются контекстные объявления, а на сайтах, куда переходят пользователи — баннеры систем DoubleClick for Publishers и AdX, принадлежащие Google.

Система поддерживает сама себя: производители контента получают доход с рекламы и трафик от Google, а Google есть что индексировать и отображать в поисковой выдаче.

Как отмечает Пател, Google доминирует на настольных компьютерах со своим браузером Chrome, однако на мобильных платформах лидером или по крайней мере главным противником поисковика является Apple с её браузером Safari. Компания полностью контролирует на своих устройствах единственную доступную технологию отображения веб-страниц WebKit, а на новом Apple TV нет и её — там поддерживаются только нативные приложения.

Если Apple удастся потрясти основу Google, по пути она нанесёт непоправимый вред ряду независимых СМИ, которые не успеют или не сумеют перестроиться. С другой стороны, в долгосрочной перспективе это напоминает ситуацию, когда платные кабельные каналы получили преимущество перед бесплатным эфирным ТВ.

Забрать деньги и внимание у интернета означает снизить скорость его развития до черепашьей. В конце концов, инновации там, где деньги! […]

Что происходит с небольшой компанией, когда вы отнимаете 75-85% её возможностей к заработку во имя удобства пользователя? Кто будет делать весь этот контент, который мы так любим, и как он будет выглядеть, если будет зарабатывать деньги только на проприетарных платформах?

Эти вопросы стоит задавать, и они заслуживают лучшего ответа, чем просто «Да они приспособятся». Потому что есть только одна вещь, которая делает необходимость приспосабливаться такой неотвратимой. Смерть.

Нилай Пател, главный редактор The Verge

Пыл Патела остудил старший редактор журнала Fortune Мэтью Ингрэм (Mathew Ingram). Он отметил, что противники блокировщиков рекламы как будто подразумевают, что между читателем и издателем есть негласный контракт: контент предоставляется в обмен на потребление рекламы. Нарушение этого контракта воспринимается как пиратство.

Ингрэм обратил внимание на мнение сооснователя Tumblr и Instapaper Марко Армента (Marco Arment), который также выпустил блокировщик Peace. По словам Армента, никакого контракта нет: переходя по ссылке, люди не знают, что увидят на сайте, а издатели не слишком стараются донести до читателей, как и на что живёт их проект.

Сам Ингрэм подчеркнул тренд, согласно которому рекламодатели чаще выбирают крупные площадки вроде Facebook, Snapchat и Instagram, а мелкие площадки для них нерелевантны — поэтому небольшие сайты переходят на более агрессивные виды рекламы вроде полноэкранных баннеров и заставок.

Что вряд ли прокатит в качестве долгосрочной стратегии, так это умолять читателей загрузить все 50 счётчиков и баннеров с попапами, каждый из которых принесёт издателю три цента за тысячу кликов — если повезёт. Этот бизнес находится в смертельном пике, и вопли из-за блокировщиков рекламы это не изменят.

Эволюция — грязный бизнес, но она продолжается, несмотря ни на что. Приспосабливайтесь или умрите.

Мэтью Ингрэм, старший редактор Fortune

Блогеры: блокировщики сэкономят время и место на экране, но они стоят денег

Один из основных аргументов у блогеров в пользу использования блокировщиков — большое количество различных баннеров сильно замедляет загрузку и работу веб-страниц.

Согласно другому мнению, больше всего от рекламы зависят те сайты, которые привлекают к себе аудиторию вымышленными историями или «жёлтыми» материалами.

Ещё один аргумент: на мобильных устройствах баннеры занимают слишком много места на экране, и эффект от блокировщиков виден сразу. По иронии, продемонстрировали это как раз на примере сайтов, критикующих нововведение Apple.

Если сразу думать о будущем, то в мире со встроенными прямо в глаза операционными системами реклама действительно выглядит как серьёзное препятствие.

Другие просто понадеялись, что медиа сумеют приспособиться во что бы то ни стало, а ограничение лишь вызовет инновации.

А даже если и не приспособятся, то некоторые и вовсе не будут переживать.

Музыкант Эван Пирсон с сарказмом воспринял жалобы изданий и порекомендовал им поставить себя на место звёзд шоу-бизнеса: когда те сетуют на низкие продажи музыки из-за пиратства, им вменяют высокие доходы от концертов и продажи сувенирной продукции.

Некоторые смирились с тем, что блокировщики рекламы — это неизбежное будущее.

Как бы то ни было, блокировщики в iOS 9 — далеко не первая попытка бороться с рекламой в интернете.

Сервисы вроде AdBlock вызвали обратную реакцию у медиа: некоторые из них стали размещать специальные сообщения, в которых, например, просят отключать блокировщики рекламы. Но AdBlock научился автоматически определять такие обращения и скрывать их.

Появились и шутки на тему дня. Например, недолгие неполадки в Facebook связали с блокировщиками рекламы.

Приложения, вырезающие рекламу из Safari, по иронии являются в большинстве своём платными — но и это предприимчивые пользователи пытаются обойти.

По созвучию с ad blocking предложили и технологию dad blocking — чтобы не видеть тела полных мужчин, с недавних пор считающиеся модными.

В конце концов, все просто пожаловались на слишком большое количество жалоб.

И не забыли Дональда Трампа.

#Статья #Apple #Google #реклама #iOS #AdBlock #iOS_9 #блокировщики_рекламы #Нилай_Пател #Мэтью_Ингрэм #Марко_Армент