Технологии
Никита Лихачёв

«Нам было бы крайне сложно развиваться в РФ»

Петербургская команда вышла на Indiegogo ради выпуска персональных мини-кондиционеров для южных стран

16 сентября на международной краудфандинговой площадке Indiegogo запустилась кампания по сбору средств на выпуск Evapolar — небольших персональных кондиционеров размером с тостер, которые одновременно охлаждают, очищают и увлажняют воздух. В случае успешного завершения кампании их выпуск планируется в июне 2016 года по розничной цене в 250 долларов.

Российские команды, выходящие на зарубежный рынок при помощи краудфандинга, — редкость, а Evapolar удалось собрать более 14 тысяч долларов из необходимых 100 тысяч за первые три дня компании. TJ поговорил с сооснователем компании Владимиром Левитиным о подробностях запуска, истории проекта и особенностях продукта.

Interior-photo-6.jpgInterior-photo-7.jpg

В описании проекта говорится, что вы делаете кондиционеры на основе какой-то уникальной патентованной нанотехнологии — она ваша? Когда вы её разработали и где? Сможете объяснить для нас, дураков, в чём она заключается?

Технология известная, мы её качественно улучшили. Начал заниматься разработкой отец моего партнера (партнёр — Евгений Дубовой), потом мы подхватили его дело.

Если коротко, то Evapolar — это высокоэффективный кондиционер испарительного типа, то есть охлаждающий воздух за счёт испарения воды. Примерно так рождается прохладный ветерок с озера или моря.

Главным элементом является картридж из запатентованного материала, который создан на основе минеральных нановолокон и сформирован специальным образом, за счёт чего испарение и охлаждение происходит во много раз лучше.

Как началась история проекта? Были ли инвестиции в разработку прототипа и откуда они взялись? (Журнал «Собака» писал, что Evapolar базируется в бизнес-инкубаторе QD при ИТМО, а сами Дубовой и Левитин — выпускники Санкт-Петербургского политехнического университета)

Мы учились с Женей в одном классе, поэтому можно сказать, что всё началось тогда. Встретившись много лет спустя, мы очень быстро нашли общий язык.

Main-founders.jpgIn-work-2.jpg

С момента старта Evapolar развивался по классической схеме: в быстром режиме собирали команду, подготовили прототип, встречались с инвесторами. Подняли все возможные контакты, нашли два десятка людей и начали с ними работать в тестовом режиме. С нами остались самые крутые и замотивированные.

Спустя некоторое время поняли, что даже несмотря на потенциал продукта и технологии, инвесторов наш проект сильно смущает. Было два пути: продать большую долю за очень небольшие деньги или доказать, что продукт востребован на мировой арене. Изучив общую практику и прикинув ресурсы, решили, что на свои деньги подготовим краудфандинговую кампанию.

Почему вообще решили обратиться к краудфандингу? В России тяжело найти поддержку? Верите в успешность такой модели?

На Западе сейчас краудфандинговая кампания является одним из стандартных способов выхода hardware-стартапа на рынок. Это позволяет максимально быстро узнать и особенности аудитории, и недочёты продукта, получить нужный информационный резонанс и, само собой, получить первые предзаказы, которые крайне важны для оценки стартапа со стороны инвесторов.

Краудфандинг — это сложное и дорогое удовольствие, но он может ускорить развитие стартапа на год или два. Для нашего проекта это был рискованный, но логичный шаг.

В России краудфандинг находится в зачаточном состоянии, но постепенно, я думаю, в стартаперской среде он станет одним из классических инструментов.

Часто проекты возникают из личных проблем авторов устройств или сервисов. Почему вдруг решили делать кондиционеры?

Как я уже говорил, в нашем случае сыграла роль преемственность. Мы оба получили отличное физико-математическое образование и с удовольствием продолжили развивать технологическую компанию, которую основал отец Жени.

Было множество различных проектов, но мы хотели создавать красивые потребительские продукты. Особенно после того, как осознали всю пропасть в подходе к созданию продуктов у отечественных и западных производителей.

Interior-photo-3.jpg Interior-photo-1.jpg

У кондиционеров есть уже работающие прототипы? На сколько времени хватает одной заправки водой? Он работает только от сети или от аккумулятора тоже?

То, что вы можете увидеть в нашем промо-ролике — это реальный работающий прибор, который мы с удовольствием показываем всем инвесторам. Расход воды варьируется в зависимости от температуры и сухости воздуха. В целом при максимальной мощности хватает на 7-8 часов.

Аккумуляторы мы рассматривали как один из вариантов, но в финальной концепции продукта отказались от них. У нашего клиента есть конкретное рабочее место, поэтому у него нет задачи переставлять Evapolar.

В чём отличие от обычного кондиционера? За розничную стоимость устройства можно установить в комнату мощную сплит-систему, которая не будет требовать обслуживания.

Evapolar — это испарительный кондиционер. Используемая технология намного лучше сплит-систем. Помимо просто охлаждения, воздух насыщается необходимой влагой и очищается. Это не так критично в Петербурге, но важно в жарких странах с сухим климатом.

Цены сравнивать достаточно тяжело, так как очень сильно влияет специфика сложившейся экономической ситуации. Поэтому мы во многом не ориентируемся на российский рынок. На Западе стоимость популярных сплит-систем начинается от 550 долларов. Да и сложности при установке и в обслуживании добавляют неприятных ощущений.

В некоторых регионах есть проблема с дорогостоящей электроэнергией: там отдают предпочтение энергоэффективным приборам.

Судя по промо-видео, вы собираетесь выйти на мировой рынок. Хотите делать это из Петербурга? Как процессы организованы: где, например, находится производство?

Сейчас мы создали прототип, который доработаем до так называемого golden sample, то есть до промышленного прототипа, который является образцом для последующей производимой партии.

Наноматериал производим в России малыми партиями, а пластиковые детали и электронику планируем по классическому сценарию вынести в Китай.

Из-за особенностей климата и кризиса нам было бы крайне сложно развиваться в РФ. Напротив, во многих южных странах люди с огромным энтузиазмом восприняли новое устройство.

Как оцениваете старт кампании? Почти 12 тысяч за меньше чем двое суток — успешно идёт? Есть какая-то статистика, из каких стран чаще поддерживают проект? На какой рынок вы больше всего рассчитываете?

Мы взяли неплохой старт, даже несмотря на некоторые трудности в самом начале. Дальше будем только наращивать.

Пока что аудитория крайне интернациональна, но мы получили несколько предложений о дистрибуции из Израиля и стран Ближнего Востока.

Interior-photo-5.jpg Interior-photo-4.jpg

#Интервью #краудфандинг #гаджеты #Indiegogo #кондиционер #Владимир_Левитин #Евгений_Дубовой #Evapolar