«Нам было бы крайне сложно развиваться в РФ»
Петербургская команда вышла на Indiegogo ради выпуска персональных мини-кондиционеров для южных стран
16 сентября на международной краудфандинговой площадке Indiegogo запустилась кампания по сбору средств на выпуск Evapolar — небольших персональных кондиционеров размером с тостер, которые одновременно охлаждают, очищают и увлажняют воздух. В случае успешного завершения кампании их выпуск планируется в июне 2016 года по розничной цене в 250 долларов.
Российские команды, выходящие на зарубежный рынок при помощи краудфандинга, — редкость, а Evapolar удалось собрать более 14 тысяч долларов из необходимых 100 тысяч за первые три дня компании. TJ поговорил с сооснователем компании Владимиром Левитиным о подробностях запуска, истории проекта и особенностях продукта.
В описании проекта говорится, что вы делаете кондиционеры на основе какой-то уникальной патентованной нанотехнологии — она ваша? Когда вы её разработали и где? Сможете объяснить для нас, дураков, в чём она заключается?
Технология известная, мы её качественно улучшили. Начал заниматься разработкой отец моего партнера (партнёр — Евгений Дубовой), потом мы подхватили его дело.
Если коротко, то Evapolar — это высокоэффективный кондиционер испарительного типа, то есть охлаждающий воздух за счёт испарения воды. Примерно так рождается прохладный ветерок с озера или моря.
Главным элементом является картридж из запатентованного материала, который создан на основе минеральных нановолокон и сформирован специальным образом, за счёт чего испарение и охлаждение происходит во много раз лучше.
Как началась история проекта? Были ли инвестиции в разработку прототипа и откуда они взялись? (Журнал «Собака» писал, что Evapolar базируется в бизнес-инкубаторе QD при ИТМО, а сами Дубовой и Левитин — выпускники Санкт-Петербургского политехнического университета)
Мы учились с Женей в одном классе, поэтому можно сказать, что всё началось тогда. Встретившись много лет спустя, мы очень быстро нашли общий язык.
С момента старта Evapolar развивался по классической схеме: в быстром режиме собирали команду, подготовили прототип, встречались с инвесторами. Подняли все возможные контакты, нашли два десятка людей и начали с ними работать в тестовом режиме. С нами остались самые крутые и замотивированные.
Спустя некоторое время поняли, что даже несмотря на потенциал продукта и технологии, инвесторов наш проект сильно смущает. Было два пути: продать большую долю за очень небольшие деньги или доказать, что продукт востребован на мировой арене. Изучив общую практику и прикинув ресурсы, решили, что на свои деньги подготовим краудфандинговую кампанию.
Почему вообще решили обратиться к краудфандингу? В России тяжело найти поддержку? Верите в успешность такой модели?
На Западе сейчас краудфандинговая кампания является одним из стандартных способов выхода hardware-стартапа на рынок. Это позволяет максимально быстро узнать и особенности аудитории, и недочёты продукта, получить нужный информационный резонанс и, само собой, получить первые предзаказы, которые крайне важны для оценки стартапа со стороны инвесторов.
Краудфандинг — это сложное и дорогое удовольствие, но он может ускорить развитие стартапа на год или два. Для нашего проекта это был рискованный, но логичный шаг.
В России краудфандинг находится в зачаточном состоянии, но постепенно, я думаю, в стартаперской среде он станет одним из классических инструментов.
Часто проекты возникают из личных проблем авторов устройств или сервисов. Почему вдруг решили делать кондиционеры?
Как я уже говорил, в нашем случае сыграла роль преемственность. Мы оба получили отличное физико-математическое образование и с удовольствием продолжили развивать технологическую компанию, которую основал отец Жени.
Было множество различных проектов, но мы хотели создавать красивые потребительские продукты. Особенно после того, как осознали всю пропасть в подходе к созданию продуктов у отечественных и западных производителей.
У кондиционеров есть уже работающие прототипы? На сколько времени хватает одной заправки водой? Он работает только от сети или от аккумулятора тоже?
То, что вы можете увидеть в нашем промо-ролике — это реальный работающий прибор, который мы с удовольствием показываем всем инвесторам. Расход воды варьируется в зависимости от температуры и сухости воздуха. В целом при максимальной мощности хватает на 7-8 часов.
Аккумуляторы мы рассматривали как один из вариантов, но в финальной концепции продукта отказались от них. У нашего клиента есть конкретное рабочее место, поэтому у него нет задачи переставлять Evapolar.
В чём отличие от обычного кондиционера? За розничную стоимость устройства можно установить в комнату мощную сплит-систему, которая не будет требовать обслуживания.
Evapolar — это испарительный кондиционер. Используемая технология намного лучше сплит-систем. Помимо просто охлаждения, воздух насыщается необходимой влагой и очищается. Это не так критично в Петербурге, но важно в жарких странах с сухим климатом.
Цены сравнивать достаточно тяжело, так как очень сильно влияет специфика сложившейся экономической ситуации. Поэтому мы во многом не ориентируемся на российский рынок. На Западе стоимость популярных сплит-систем начинается от 550 долларов. Да и сложности при установке и в обслуживании добавляют неприятных ощущений.
В некоторых регионах есть проблема с дорогостоящей электроэнергией: там отдают предпочтение энергоэффективным приборам.
Судя по промо-видео, вы собираетесь выйти на мировой рынок. Хотите делать это из Петербурга? Как процессы организованы: где, например, находится производство?
Сейчас мы создали прототип, который доработаем до так называемого golden sample, то есть до промышленного прототипа, который является образцом для последующей производимой партии.
Наноматериал производим в России малыми партиями, а пластиковые детали и электронику планируем по классическому сценарию вынести в Китай.
Из-за особенностей климата и кризиса нам было бы крайне сложно развиваться в РФ. Напротив, во многих южных странах люди с огромным энтузиазмом восприняли новое устройство.
Как оцениваете старт кампании? Почти 12 тысяч за меньше чем двое суток — успешно идёт? Есть какая-то статистика, из каких стран чаще поддерживают проект? На какой рынок вы больше всего рассчитываете?
Мы взяли неплохой старт, даже несмотря на некоторые трудности в самом начале. Дальше будем только наращивать.
Пока что аудитория крайне интернациональна, но мы получили несколько предложений о дистрибуции из Израиля и стран Ближнего Востока.
#Интервью #краудфандинг #гаджеты #Indiegogo #кондиционер #Владимир_Левитин #Евгений_Дубовой #Evapolar