Технологии
TJ

Гид по связи: чему дальнобойщики могут поучиться у геймеров

Автор: Дмитрий Филонов

Геймеры давно научились координировать свои действия в полной секретности, однако дальнобойщикам ещё только предстоит научиться это делать. Редактор отдела технологий российского Forbes Дмитрий Филонов посмотрел, как опыт участников основанной на геолокации игры Ingress от Google может помочь в организации акций с минимальной вероятностью утечки секретных планов.

Игроки Ingress на операции «XM Anomaly: Operation Voynich» в Москве, июль 2013 года

4 декабря сотни дальнобойщиков собрались в ближайшем Подмосковье на акцию протеста против системы «Платон». Выехав на МКАД по разным трассам, они хотят устроить «улитку», тем самым практически парализовав движение.

Точное количество машин не знают и сами дальнобойщики. Единого руководства у акции нет, участники не знают друг друга, связь между колоннами приходится налаживать на ходу, а иногда и включать режим «радиотишины», чтобы не сорвать будущую акцию.

Однако опыт координации подобных акций уже есть у геймеров. В ноябре 2012 года компания Google после более чем полугода тестирования запустила игру с дополненной реальностью Ingress. Суть её, если не вдаваться в сюжет, проста. Две противоборствующие команды — «Enlightened» (зелёные) и «Resistance» (синие) — борются за влияние на человеческие умы.

Как играют в Ingress

По всему миру разбросаны порталы: достопримечательности, приметные архитектурные объекты, граффити. Игроки видят их на экране смартфонов, а взаимодействовать с ними можно, только подойдя на расстояние менее 20 метров. Захватив три портала и соединив их линиями, можно создать поле — его размер и определяет количество захваченных «умов».

Большинство полей — небольшие по размеру, но в отдельных случаях они могут покрывать полстраны, а вершины таких треугольников могут находиться, например, в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Только в Москве в Ingress играют несколько тысяч человек, а в мире число игроков уже перевалило за семь миллионов.

В создании таких гигантских полей могут быть задействованы несколько десятков, а то и сотня игроков. Но любое ошибочное действие или целенаправленное противодействие игроков другой команды, в случае рассекречивания операции, может привести к провалу.

Как удаётся избежать утечек

Всё общение игроков происходит через мессенджер Telegram. В игре есть встроенный чат, но его могут читать шпионы из другой команды.

Новые игроки, только захотевшие играть в компании, попадают в чаты Telegram первого уровня. В них обсуждаются игровые моменты, идёт обмен опытом, но никаких переговоров об операциях нет. Например, в Москве подобные чаты есть почти в каждом округе. У чатов есть свои координаторы, только они могут добавлять и удалять игроков — так удаётся избежать хаоса.

В чатах второго уровня происходят уже более серьёзные вещи — реагирование на действия противника, объявления о готовящихся операциях, срочные оповещения. В такие чаты можно попасть только по рекомендации других игроков — например, после личного общения.

Зачем нужна такая осторожность

Игроки другой команды могут создать фиктивные аккаунты в Ingress, попроситься в чат и затем шпионить. Вычислить подобные действия быстро практически невозможно.

Есть и более секретные чаты. Туда добавляют координаторов районных групп и зарекомендовавших себя игроков. В таком чате уже обсуждаются планы глобальных операций, через них можно связаться с игроками в других городах и странах.

Игра в Санкт-Петербурге, июня 2014 года. Фото @Businka

Подробности крупных операций, как правило, заранее неизвестны. Чем больше человек их знают, тем выше шанс утечки. Обычно организаторы акции объявляют только о её дате, причем в чатах первого уровня подобные сообщения никогда не публикуются.

Если игрок, желающий принять участие в операции, заслуживает доверия, то его добавляют в чат акции. В нём уже можно узнать подробности и получить подробный план действий. В ходе операции вся координация проходит через соответствующий чат, причём отдельные игроки могут создавать собственные чаты — так можно избежать «засорения эфира» в основной группе.

Почему Telegram

Одним из преимуществ мессенджера братьев Дуровых над основными конкурентами была вместимость групповых чатов. Telegram позволял одновременно добавлять до 200 человек, более популярный WhatsApp — только 50, а чаты Hangouts, в которых ингрессеры сидели изначально, так как все имели аккаунт на Google — до 100. Для общения игроков такой фактор оказался существенным.

В ноябре 2015 года размер одного группового чата был расширен до 1000 человек. К тому же в Telegram есть возможность отвечать на конкретное сообщение, что в группе на 200 человек значительно облегчает общение. Возможность создавать ботов в Telegram и вовсе расширила функциональность чатов, позволив игрокам, например, запрашивать куски карты с порталами, которая доступна только через браузер.

Как неоднократно заявлял Павел Дуров, он уехал из России из-за давления со стороны властей и невозможности вести бизнес в текущих политических условиях. При этом он отмечал, что оппозиционная активность за последние годы перетекла в интернет, что и вызвало волну законов, регулирующих эту отрасль.

Telegram и есть новый инструмент для гражданских активистов и оппозиционеров.

Дуров уверяет, что общение в Telegram секретно, и данные переписки не передаются третим лицам. Например, Дуров даже отказывался предоставлять властям переписку активистов ИГИЛ, которые выбрали Telegram как средство общения друг с другом.

В любом случае, мессенджеры куда безопаснее традиционных звонков и SMS, и к тому же дают больше возможностей для координации действий больших групп людей.

#Статья #Павел_Дуров #Telegram #Google #мессенджеры #Ingress #защищённый_мессенджер #дальнобойщики #операция_Улитка