Технологии
Vitaliy Bolataev

Интерфейсы будущего в фантастике: 5 предсказаний, которые оказались ляпами

Как представляли себе коммуникацию с компьютерами и нейросети авторы «Запретной планеты» и «Призрака в доспехах».

Кадр из аниме «Призрак в доспехах»

Тезис о том, что научная фантастика влияет на развитие реальных технологий слишком часто оспаривался, чтобы его можно было воспринимать всерьёз. Но некоторые фильмы и тексты об интерфейсах будущего, хотя и кажутся теперь забавными, могли послужить источником вдохновения для дизайнеров. Даже если это вдохновение от противного.

На протяжении всего 20 века режиссёры продолжали фантазировать на тему интерфейсов и взаимодействия пользователей с ними. В этих фантазиях прослеживались некоторые общие места.

«Метрополис»

Паттерны радио

Metropolis, 1927

Режиссёр: Фриц Ланг

Классический фильм «Метрополис» 1927 года вошёл в историю благодаря первому образу женщины-робота, однако на самом деле в нём гораздо больше любопытного для историка технологий. Самым впечатляющим интерфейсом фильма был видеофон Джо Фредерсона, главного мастера города. Его пользователю приходилось крутить ручку-роутер, чтобы связаться с собеседником.

Это хороший пример того, что, даже заглядывая в будущее, фантаст должен основывать свои интерфейсы на уже знакомых зрителям образах. Видеофон работал на принципе прокручивания циферблата: главный герой поочерёдно поворачивал ручки инструмента. Дойдя до правого диска, герой поворачивает руку против часовой стрелки, указывая на номер 10, а потом на номер 6. Левой рукой он поворачивает реле в положение 4, и экран оживает. Магия!

Этот момент может показаться странным для зрителей, знакомых с современными видеотехнологиями, поскольку их опыт основан на вещании VHF, кабельного телевидения или онлайн. Важно помнить, что в то время телевидение ещё не было распространено, и основной метафорой медиа являлось радио. А пользовательский паттерн радио был основан на прокручивании реле.

«Запретная планета»

Компьютер-глобус

Forbidden Planet, 1956

Режиссёр: Фред М.Уилкокс

«Запретная планета» — один из ярких представителей американской кинофантастики 1950-х годов, оказавший определяющее влияние на развитие жанра. Его создатели якобы восхищались пьесой Шекспира «Буря». Это был первый фильм, где зрителю предлагалось почувствовать себя на другой планете, породивший целый жанр, вплоть до «Аватара».

Первые космонавты в ленте используют очень интересный механизм навигации между звёздами — так называемый астромат, который находится на мосту станции и обращён к иллюминатору. В пределах досягаемости слева находится настольная панель концентрически расположенных кнопок. Справа от него — аналогичная панель. Модель космического корабля C-57D находится в центре прозрачного глобуса, который вращается, в свою очередь, внутри другого прозрачного шара. Поверхность внутреннего глобуса опоясывает градуированное кольцо вокруг экватора, полумеридианы, простирающиеся от полюсов, и другие бессмысленные сегменты.

Неподвижный внешний глобус имеет на поверхности знаки, которые по-видимому изображают звёзды, а также точки и линии, изображающие крупные созвездия.

Полезность такого аппарата сомнительна. Из относительно неподвижного положения, в котором находится Земля, небесная сфера не меняется. А самые большие и самые важные объекты, с которыми должен был столкнуться лейтенант Фарман (собственно планета Альтаир, куда летят космонавты, и звезда, вокруг которой она вертится) вообще не представлены на дисплее.

«Чужой»

Иконки и психоанализ

Alien, 1979

Режиссёр: Ридли Скотт

Любимым дизайнером и художником Ридли Скотта был Ганс Рудольф Гигер, безумный швейцарский оккультист, разработчик пары игр и создатель «Чужого». Ему принадлежит идеология интерфейсов первых фильмов саги. Космический корабль «Ностромо» резко контрастирует с традиционными белыми и выхолощенными космическими станциями из других фильмов: он нарочито грязный, пугающий и неудобный с точки зрения эргономики. Но любопытны компьютерные интерфейсы: например, иконка команды SOS в форме креста. Этот символ-запрос о помощи был разработан Гигером и часто повторялся в других фильмах Ридли Скотта. Действительно, крест — очень устойчивый визуальный паттерн, отражающий психологический подход к созданию интерфейсов.

«Я использовал то, что показано в «Чужом», в «Бегущем по лезвию» и «Прометее». Этот экстренный сигнал на экранах по сути является большим оранжевым крестом. Он есть в «Завете», « Прометее» и «Бегущем по лезвию». Сигнал всегда используется, когда корабль взлетает с Земли»​

Ридли Скотт

Забавно выглядит система навигации для пилотов. Это наложенный на экран набор зелёных прямоугольников, скручивающихся, когда траектория движения корабля требует учёта времени и пространства при движении рядом с планетой. Они должны показывать идеальный путь для корабля, уже когда он приближается к земле. Но совершенно непонятно, как эта система работает, да и в реальном мире интерфейсы-прямоугольники не используются.

Но совершенно непонятно, как эта система работает, да и в реальном мире интерфейсы-прямоугольники не используются.

«Призрак в доспехах»

Пароль-мысль

Kôkaku Kidôtai, 1995

Режиссёр: Мамору Осии

Не все знают, что название классической манги произошло от классической работы философа Гильберта Райла. В ней размышлялось о проблеме «сознание-тело», объясняющей наше существование как машину, в которой заперт человеческий дух. Метафора «духа в машине» часто переводилась как «призрак в доспехах» и путешествовала из книги в книгу, пока не стала названием киберпанк-аниме. В его экранизациях, пожалуй, самую странную роль играли компьютеры.

Например, в одной из сцен на подземной парковке герой замечает подозрительную машину и обращается к системе безопасности. Затем экран выполняет несколько действий. Он показывает вход в систему, где уже установлено имя пользователя. Затем герой мысленно вбивает свой пароль, и на зелёном фоне появляется меню с пятью опциями: Net-work, Optical, Pressure, Thermo и Sound. Теперь зелёный экран рендеринга построен, камера приближается к зданию и ведёт на автостоянку.

Обратите внимание на способ авторизации: казалось бы, обычный пароль и логин, но Тогима подключается при помощи нейроинтерфейсов. В мире «Призрака в доспехах» используются образы интерфейсов, работающих по указаниям напрямую из мозга человека. Наши мысли не так-то просто декодировать для машины, это фантастический сюжет. Но в аниме это стало возможным: провода передают информацию с помощью мыслей прямо в машину, и так называемые мыслеобразы отражаются на дисплее.

«Звёздные войны»

Имперские компьютеры

The Star Wars Holiday Special, 1978

Режиссёры: Стив Биндер, Дэвид Акомба

Более странных способов использования компьютеров, как в саге Джорджа Лукаса, нет больше нигде. Идеальной иллюстрацией этому может послужить двухчасовой праздничный выпуск «Звёздных войн» 1978 года, который считается каноническим у фанатов.

Когда Малла, подруга Чубакки, задаётся вопросом о его местонахождении, она обращается к имперскому компьютеру. Устройство находится в жилом помещении и состоит из персональной консоли и большого настенного дисплея. На консоли есть qwerty-клавиатура, два датчика, считыватель карт, несколько красных и зелёных лампочек сбоку и ряд случайно-мигающих белых фонарей спереди.

Когда Малла подходит к устройству, оно отображает 8-битный калейдоскоп и воспроизводит звуки, характерные для стереотипа о стандартной электронике. Малла жмёт на кнопки — и здесь важно отметить эргономику взаимодействия с машиной. Она нажимает пять кнопок и ждёт несколько секунд. Потом она нажимает ещё четыре кнопки, и на экране появляется строка из 22 загадочных символов (это пароль? обозначение канала?): ↑ *** 3- ↓ 3 и 39 ÷ ↑% 63 & - ::: ↓.

Экран мигает. Появляется надпись You have reached traffic control чёрными буквами на жёлтом фоне.

Она нажимает ещё несколько кнопок, и на экране высвечивается другая 23-символьная строка: ↑ *** 3- XOXOO OXOOX XOOXO- ↑ (обратите внимание, что первые шесть символов идентичны первому сообщению. Что это значит? Поцелуи и объятия? Бинарный код? )

Затем появляется психоделический экран с оранжевыми волнами на чёрном фоне в течение нескольких секунд и, наконец, мигающая надпись No starships in area.

Мало того, что взаимодействие героини с компьютером выглядит комично, так это ещё и публичные адреса. Империя контролирует экраны для корпоративного бизнеса или пейджинга странствующих штурмовиков. При пейджинге звездолёта срабатывает сигнализация, и сигнал империи попадает в сеть. Тут почему-то уже нет странных экранов, на клавиши нажимать тоже не нужно. Вершина нестабильности работы.

Подобного рода ляпы говорят о многом. Например о том, что использование в фантастических фильмах и книгах компьютеров всегда чревато наивным передёргиванием: чаще всего фантасты либо берут за прообраз существующие технологии, либо нарушают сеттинг собственного произведения. Поэтому доверять прогнозам о будущем интерфейсов в кино по-прежнему не стоит.

#технологии #кино