Технологии
Роман Персианинов

Работа будущего не для всех

Пока Марк Цукерберг путешествует по США, технический персонал Facebook и всей Кремниевой долины объединяется в профсоюз и требует улучшений условий труда.

Работники кафетерия в Facebook Виктор и Николь с детьми в гараже, который семья называет домом. Фото The Guardian

Кремниевую долину принято считать местом, где можно получить «работу будущего». С бесплатным тренажёрным залом, гибким графиком и другими преимуществами в стенах IT-гигантов. Однако для сотрудников низшего звена работа в одном из самых дорогих регионов США так и не стала удачей.

Последние полгода глава Facebook Марк Цукерберг путешествует по стране, обсуждая с простыми американцами их проблемы. Но, как выяснилось, он до сих пор не решил все проблемы внутри своей компании. 24 июля издание The Guardian выпустило статью о паре бедствующих от нехватки денег работников столовой штаб-квартиры Facebook. Они вступили в общественный союз, который уже третий год критикует IT-компании за халатное отношение к сотрудникам.

Николь и Виктор

29-летний житель Калифорнии Виктор и его 26-летняя жена Николь последние несколько лет работают в кафетерии штаб-квартиры Facebook. Но пока руководство соцсети торжествует по поводу достижения отметки в 2 миллиарда пользователей, супруги вынуждены жить в трудных условиях.

Вот уже третий год пара вместе с тремя несовершеннолетними детьми живёт в гараже рядом с домом родителей Виктора. Там нет кухни и ванной, а гостиную символизируют кофейный столик и диван.

Николь и Виктор живут в нескольких километрах от дома Цукерберга в Пало-Альто, который он модернизирует последние несколько лет. В 2013 году глава социальной сети выкупил четыре дома по соседству и запланировал снести их, чтобы сделать на месте пристройки к своему жилищу.

Николь работает в Facebook руководительницей смены кафетерия и зарабатывает чуть меньше 20 долларов в час. Виктор, как рядовой работник столовой, получает 17,85 долларов — это чуть больше минимума в 15 долларов, установленного в стенах Facebook в 2015 году.

В некоторых частях страны суммы этих двух зарплат было бы достаточно для стабильной жизни. Но для Кремниевой долины, где IT-специалисты жалуются на оклад в 160 тысяч долларов в год, зарплаты Николь и Виктора слишком низки.

Пара не всегда может позволить себе медицинские услуги или новую одежду для детей. Виктору приходится занимать деньги у родителей и друзей, чтобы отметить день рождения дочери или оплатить поход к стоматологу.

Работники кафетериев и другой обслуживающий персонал — это не сотрудники Facebook напрямую, а субподрядчики. Их устроила в компанию одна из крупнейших в стране фирм, обеспечивающих услуги уборки и кейтеринг — Flagship Facility Services. По закону IT-гиганты вправе не предоставлять субподрядчикам доступ к дополнительным преимуществам компании.

По словам Николь, работники кафетерия не могут пользоваться тренажёрными залами или медпунктами в офисе Facebook. Менеджеры запрещают им уносить домой остатки еды. Недавно руководство компании предложило сотрудникам на один день привести на работу своих детей — стоит ли говорить, что на технический персонал эта инициатива не распространялась.

Всё это вынудило пару вступить в союз рабочих, отстаивающих права работников Кремниевой долины. По словам Николь и Виктора, они не требуют от Цукерберга миллионов долларов помощи. «Я лишь не хочу переживать о том, что будет, если мне понадобится врач», — говорит Виктор.

Профсоюзы техслужащих

Пара присоединилась к профсоюзу Unite Here в числе ещё почти 500 работников кафетерия Facebook. Их цель — добиться лучших условий работы. В разговоре с журналистом The Guardian представитель Flagship пояснил, что они готовы сотрудничать с союзом. При этом он отказался комментировать условия работы в Facebook.

Сотрудники нью-йоркского отделения Facebook в очереди в кафетерий. Фото The Huffington Post

Компания Цукерберга — далеко не единственная критикуемая в Кремниевой долине.

В штаб-квартире Intel работает система сегрегации, разделяющая сотрудников, напрямую нанятых компанией, и субподрядчиков. Первые носят синие бейджики, а уборщикам, электрикам, садовникам, охранникам и работникам кафетерия выдают зелёные бейджики.

Обладателям зелёных удостоверений приходится платить за бесплатные для других кофе, фрукты и газировку. Кроме этого им запрещено пользоваться спортивными залами, спа-салонами и химчистками внутри компании.

С 1990 года по 2014 год количество работников столовых в технологических компаниях Кремниевой долины увеличилось на 245%.

«Они обращаются с зелёными бейджиками так, словно мы люди второго сорта», — жалуется 34-летняя посудомойщица и мать-одиночка Нахима Агинига. Она получает 13,5 долларов в час и, как и 59% местных синих воротничков, не может позволить себе квартиру в дорогостоящем районе Кремниевой долины.

В январе 2016 года, когда Нахима дала интервью The Guardian, она с детьми делила комнату в доме её бывшей свекрови. Тяжёлое финансовое положение вынудило её также вступить в союз техслужащих IT-компаний.

В феврале 2016 года женщина была в числе сотен рабочих, которые вышли на улицы с требованием изменить условия труда в Intel и других IT-компаниях. За этим союзом, созданным в 2014 году и названным Silicon Valley Rising («Кремниевая долина встаёт»), стоит немало инвесторов. В их числе сообщество рабочих Working Partnerships USA, коалиция местных религиозных лидеров и различные профсоюзы.

Сторонники Silicon Valley Rising держат плакаты с призывами обратить внимание на проблемы работников Кремниевой долины. Фото The Nation

По данным объединения, работники кафетерия в Intel (около 75 человек) в среднем зарабатывают 14,5 долларов в час. 78% сотрудников — женщины-латиноамериканки. Налицо яркий контраст со специалистами, которые работают с компанией напрямую — среди них 76% мужчин и лишь 8,3% латиноамериканцев.

Издание BuzzFeed, освещая протесты, отметило, что руководство Intel тратит миллионы долларов, чтобы нанять IT-сотрудников разных рас и национальных особенностей. Но при этом игнорирует большой расовый провал среди синих воротничков.

Всего в союзе Silicon Valley Rising числится больше 4500 человек, и их протесты постепенно приносят плоды. В 2015 году Facebook подняла минимальную оплату труда до 15 долларов (до этого она составляла 13 долларов), а Apple стала нанимать охранников напрямую, а не через подрядчиков.

Проблемы офисных сотрудников

На сайте Silicon Valley Rising говорится, что союз стремится помогать всем работникам Кремниевой долины, а не только низшему звену. Среди сторонников объединения есть и IT-специалисты, которые столкнулись с несправедливостью в своих компаниях.

Хотя стажёры Facebook в среднем зарабатывают на 25 тысяч долларов больше, чем среднестатистический житель США, для некоторых из них работа в компании стала испытанием. Например, там просто не принято отключать телефон или уезжать за город на выходные. Сотрудники должны постоянно быть в курсе происходящих событий и, как считает руководство, соглашаться приезжать на работу в любой момент, даже во время отпуска.

В здании Facebook сотрудники не разделены офисами, а, как правило, сидят в большом и тесном опенспейсе. При этом они жалуются на отсутствие командного духа. Их коллеги якобы настроены на личные победы, а не на общие достижения.

В 2016 году издание The Guardian рассказало, что работа в Apple теряет престиж среди IT-специалистов Кремниевой долины. В стенах компании развивается культ секретности, работники постоянно находятся в стрессовом состоянии, им не предлагают бесплатную еду или телефоны компании. Схожая атмосфера подавленности давит и на сотрудников Amazon.

Старшие менеджеры не стесняются писать коллегам после полуночи и ждать моментального ответа. Не любят, когда кто-то уходит в отпуск или на больничный. По данным The New York Times, одну из сотрудниц компании вынудили отправиться в командировку на следующий день после того, как у неё случился выкидыш. Ветеран Amazon в свою очередь признавался, что хотя бы раз видел почти каждого коллегу плачущим за рабочим столом.

Большинство громких жалоб на внутренние устои IT-компаний объединяет одно — чаще всего руководство компаний не реагируют на подобные заявления. Недовольные, будь это работники кафетериев или программисты, часто вынуждены увольняться или молчать, так как их жалобы остаются без ответа.

На момент написания материала Марк Цукерберг не прокомментировал текст The Guardian о Николь и Викторе. В последнем посте в своём Фейсбуке глава социальной сети похвалил команду мессенджера WhatsApp за преодоление отметки в миллиард пользователей. Такие достижения, считает он, помогают объединить мир.

#технологии #скандалы #фейсбук