Технологии
Mayya Gavasheli

Лидер «Шалтая-Болтая» признался в частичной фальсификации взломанной переписки Киселёва и пресс-секретаря Медведева

ФСБ намерена опросить тех, кто выкупал опубликованные данные у хакеров, и статью могут переквалифицировать на более тяжкую.

Лидер группировки «Шалтай-Болтай» Владимир Аникеев, («Льюис»), приговорённый к двум годам колонии, признался, что частично фальсифицировал взломанную и опубликованную хакерами переписку чиновников. Об этом РБК рассказал источник, знакомый с ходом расследования, и подтвердил адвокат Аникеева Хазрет Бижоев.

Аникеев рассказал, что частично изменил переписку пресс-секретаря Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой, телеведущего Дмитрия Киселёва, замначальника управления внутренней политики администрации президента Тимура Прокопенко. Бижоев уточнил, что хакер также публиковал изменённую переписку, якобы принадлежащую помощнику президента Андрею Белоусову и руководителю дирекции Сбербанка Евгению Кислякову.

По данным РБК, на допросах Аникеев признал, что изменения, «искажающие содержимое информации», вносил либо он, либо другой участник «Шалтая-Болтая» Антон Глазастиков. Он всё ещё находится на свободе, скрываясь в Эстонии.

По словам собеседника издания, Аникеев объяснил эти действия желанием «привлечь дополнительное внимание» к группе и «искусственно завысить цену» — часть переписки публиковалась для продажи. Какие именно изменения вносились, Аникеев на допросах вспомнить не смог. Бижоев заявил, что содержимое переписки менялось «возможно, для привлечения внимания».

По данным источника, Аникеев рассказал, что 30 января 2015 года «неустановленное лицо» выкупило за 150 биткоинов (на тот момент — 2,4 миллиона рублей) переписку, представленную как принадлежащую Тимаковой. Сама она была опубликована неделей раньше в виде лота из почти 500 сообщений, отправленных с 2004 по 2015 год. Тимакова заявила РБК, что не знает ни о выкупе лота, ни о том, кто мог его произвести. О признании членов группы в подделке переписки, по её словам, ей тоже неизвестно.

Но если это действительно так — это несколько меняет ситуацию. Одно дело — вскрывать [переписку] для шантажа и продажи, другое — сознательно вносить изменения. Значит, это делалось с целью меня дискредитировать. Надеюсь, следствие задаст все необходимые вопросы, кто являлся заказчиком и почему у него была цель меня дискредитировать.

Наталья Тимакова

Она добавила, что «якобы вскрытая» почта её мужа Александра Брудберга с 2009 по 2015 год, опубликованная на сайте «Международной биржи секретной информации» в 2015 году, — «фальшивка от начала до конца», потому что «у него никогда не было такого электронного ящика».

Тимур Прокопенко отказался от комментариев. Его знакомый рассказал РБК, что в момент публикации якобы его переписки, он утверждал о её фальсификации. Дмитрий Киселёв заявил, что это «малоинтересная для него тема», и отказался отвечать на уточняющие вопросы.

Как рассказал источник РБК, близкий к следствию, и подтвердил собеседник, знакомый с ходом расследования, ФСБ планирует начать опрос тех, кто выкупал переписку — следователям известны «имена ряда людей». Собеседник рассказал, что уголовная статья может быть переквалифицирована на более тяжкую. Сейчас предполагаемым участникам «Шалтая-Болтая» вменяется часть 272 УК (неправомерный доступ к охраняемой законом информации).

Владимира Аникеева задержали в октябре 2016 года. По данным «Росбалта», после того, как у «Шалтая-Болтая» оказалась переписка помощника президента Владислава Суркова, Аникеевым заинтересовалась ФСБ. Рассмотрение его дела было засекречено.

6 июля 2017 года Аникеева приговорили к двум годам колонии общего режима. Он полностью признал вину в незаконном доступе к информации.

Источник РБК, знакомый с материалами дела, уточнил, что изменение хакерами переписки упоминается в обвинительном заключении в отношении других предполагаемых участников группы — Александра Филинова и Константина Теплякова. Оба они вину не признают.

#хакеры #шалтай