Технологии
Никита Лихачёв

Дуров впервые рассказал подробности попытки «дружественной» вербовки ФБР

Агентство хотело получить внутреннюю информацию Telegram, в том числе скрыто и за деньги.

Спустя почти три месяца после того, как основатель Telegram публично заявил о попытке ФБР подкупить его самого и его сотрудников, американское издание The Baffler рассказало подробности взаимодействия Павла Дурова с агентством. Само интервью состоялось ещё в июне: Дуров встречался с журналистом Яшей Левином (российского происхождения) где-то в «северной Европе», но по просьбе предпринимателя автор не стал раскрывать место — якобы из-за «продолжающегося конфликта Дурова с российскими властями».

По словам основателя Telegram, ФБР начало давить на него ещё в 2014 году вскоре после продажи доли во «ВКонтакте». Однако тогда агенты лишь дежурно допрашивали его на границе с США, спрашивая про работу над «ВКонтакте» и выполнение запросов государства на выдачу данных о пользователях: «У меня не было намерений стать кротом для американцев, поэтому я просто предоставил данные, которые уже и так были в прессе».

Позднее фбровцы стали интересоваться его работой над Telegram и задавать конкретные вопросы: где находился офис компании, как работал мессенджер, как связаться с Дуровым. Получив адрес, агенты стали писать письма с просьбами обращаться, если будут какие-то неприятности или потребуется помощь, но Дуров их игнорировал.

В 2016 году основатель Telegram приезжал в Кремниевую долину на Google I/O и останавливался в арендованном через Airbnb доме. По его словам, в первое утро его пребывания на пороге дома появились двое агентов ФБР и сразу начали задавать вопросы про Telegram. Показав некое решение суда, они пояснили, что хотят наладить нечто вроде неформального канала передачи данных о конкретных пользователях Telegram в случае террористической угрозы. По словам Дурова, он сразу понял, что решение суда было ненастоящим (так как ни компания, ни сервера Telegram целиком не находятся в США), но пообещал сотрудникам ФБР, что его юристы изучат документ и дадут ответ.

В России ребята из ФСБ, с которыми я общался, не производили впечатление. Они были невысоких ​способностей, не особо квалифицированные. С ФБР в США дело обстоит иначе. Те, кто меня допрашивал, были компетентными. Они говорили на нескольких языках. Они провели подготовительную работу и точно знали, что спрашивать. Они были высокого калибра.

И я понял, что у Америки есть так много ресурсов на обеспечение безопасности, что это просто ужасает. Правоохранительные органы в Америке намного эффективнее.

Павел Дуров

Сотрудники ФБР интересовались не только Дуровым, но и его сотрудником, который тоже прилетел в Маунтин-Вью и жил в том же самом доме, что и Дуров. Его остановили ещё в аэропорту, а позднее назначили встречу в кафе в Сан-Франциско. Там его допрашивали об архитектуре Telegram и алгоритме шифрования, одновременно хваля за высокие познания. Со слов этого неназванного разработчика Дуров рассказал, что итоговое предложение ФБР заключалось в организации секретного канала данных между сотрудником Telegram и агентством.

От разработчика даже не требовали передавать данные пользователей, а хотя бы рассказывать детали внутреннего устройства мессенджера, за что, по словам Дурова, ФБР готово было платить «порядка десятков тысяч долларов». Разработчик отказался — и ещё раз отверг предложение при повторной встрече, о которой фбровцы конкретно попросили ни в коем случае не рассказывать его начальнику.

Мы хорошо платим нашим разработчикам. Все наши программисты — миллионеры. Их на самом деле нельзя подкупить такого рода взяткой.​

Павел Дуров

По словам Дурова, изначально он не хотел рассказывать об инциденте публично, но сделал это только чтобы донести мысль о методичности работы американских спецслужб по получению доступа к защищённым сервисам: «Так или иначе, ФБР очень осторожно делает свою работу, и всё это [попытку завербовать] они сделали всего за пару дней, что я и моя команда провели в Америке».

Остальная часть материала The Baffler посвящена противопоставлению Telegram и мессенджера Signal, созданного компанией Open Whisper Systems таинственного предпринимателя Мокси Марлинспайка. Подчёркивая своё общее с Дуровым советское происхождение, журналист Яша Левин сходится с ним во мнении о том, как странно выглядят советы западных криптоэкспертов (включая Эдварда Сноудена) использовать Signal и даже Facebook Messenger или WhatsApp, но не Telegram. В 2015 году Дуров заочно спорил со Сноуденом из-за его предпочтений и предубеждений относительно безопасности Telegram.

#telegram #дуров #фбр