Технологии
Никита Лихачёв

В России запустился Google Feed — лента новостей, похожая на «Дзен» от «Яндекса»

Пока в отдельных приложениях для Android и iOS, скоро — на главной странице и в браузерах от Google.

За годы существования Google научился хорошо искать информацию, картинки и видео, став основным инструментом на десктопах — однако привычки пользователей в плане потребления информации изменяются, рассказала менеджер по продукту поиска Google Карен Корби в разговоре с TJ. Хотя люди ищут всё подряд, о некоторых вещах, которые их могут заинтересовать, иногда даже не подозревают.

В Google считают, что могут угадывать такие «скрытые желания», потому что обладают огромным массивом данных об интересах пользователя, и предлагать материалы в виде ленты, похожей на RSS-читалку или новостной агрегатор. Этот продукт называется Google Feed: его анонсировали в декабре 2016 года, 19 июля продукт запустили для США и Великобритании, а 7 сентября он заработал для пользователей по всему миру.

В Google видят Feed как «расширение поисковика»: сейчас лента отображается под поисковой строкой в приложениях «Google Поиск» для iOS и Android, а на смартфонах Pixel к ней можно перейти через свайп вправо с домашнего экрана. Раньше под строкой поиска находился сервис Google Now, где отображались карточки с данными о пробках, погоде, авиарейсах и прочей вспомогательной информацией, которую Google считал полезной для пользователя. Эти функции стали прерогативой Google Assistant, и от Google Now отказались.

Очевидно, на iOS отдельное приложение поиска Google не пользуется такой же популярностью, как главная страница Google или браузер Chrome, но в компании не хотят разглашать конкретную статистику. В Google признаются, что раздумывают над добавлением Feed в браузер Chrome в мобильных и на десктопах (так работает «Яндекс.Дзен»), а также на пока ещё минималистичную главную страницу поиска Google. Пока это только планы — никаких точных дат до сих пор нет.

Лента в Feed напоминает RSS, но имеет массу отличий. Во-первых, она строится с учётом не высказанных явно интересов пользователя: Google берёт всю его поисковую историю, данные от YouTube, Gmail и вообще всех приложений, к которым у него есть доступ, а затем ранжирует имеющийся в его базе контент по этим интересам. RSS-читалка Google Reader была закрыта в 2013 году, и с тех пор компания не представила никакой замены: сейчас там считают, что у Feed достаточно инструментов для управления лентой, и вместе с машинным обучением такой продукт лучше понимает интересы пользователя, чем он сам.

Во-вторых, большинство материалов в Feed свежие, но отсортированы не по хронологии, а по релевантности, и в эту ленту могут попасть даже старые записи из блогосферы. Например, если Google узнал, что пользователь собирается в октябре лететь в отпуск в Прагу, он может показать ему советы для посещающих Прагу туристов, даже если они были опубликованы год назад — потому что сейчас эти советы стали актуальными.

В-третьих, в отличие от RSS-читалки, в Google Feed нельзя вручную сформировать список предпочитаемых источников: алгоритм показывает то, что сам считает нужным. Однако 7 сентября в него добавили возможность ручного обучения: можно отметить непонравившуюся запись или исключить конкретный источник из выдачи, а также начать следить за определённой темой или персоной (для этого её сначала надо загуглить). В настройках можно управлять, какие темы не стоит показывать в принципе — например, спорт, финансы, путешествия или сериалы, однако доступный для настройки список не отличается разнообразием. Если Google Feed не нужен пользователю, его можно отключить насовсем.

Google Feed решает такую же задачу, как «Яндекс.Дзен» — российский сервис тоже работает как «расширение поиска» и строится вокруг интересов пользователя, предлагая ему различный контент. Но в отличие от «Дзена», в Feed могут попасть не только отборные издания, но и обычные блоги, которым для этого не надо размещаться на платформе или где-то регистрироваться. Например, в мою ленту Google Feed подмешал несколько записей с Medium, анонс правозащитной организации Human Rights Watch и видеоролик RT с выступлением Путина, опубликованный на YouTube.

Однако использовать источники сразу на нескольких языках Google Feed не умеет. В моём случае вся лента оказалась англоязычной, по всей видимости, из-за выставленных на смартфоне настроек: в неё попали новости Bloomberg, AppleInsider, BBC.com, The Moscow Times и нескольких западных изданий и блогов, о которых я даже не слышал. Более того, Google знает, что я использую сервис Trello (потому что я авторизуюсь в нём при помощи аккаунта в Google), и он показал мне связанные с этим сервисом новости. Похожим образом Feed рекомендует видео с YouTube на основании истории просмотров.

Однако у моей коллеги смартфон и Google имеют русскоязычный интерфейс, и её лента оказалось менее разнообразной: в основном там присутствовали «Лента.ру», «Взгляд», РИА «Новости» и ещё несколько известных источников, хотя попадались ссылки и на мелкие СМИ. Да, в англоязычной версии и при использовании в США или Великобритании Google Feed имеет множество функций вроде подсказок сеансов в кинотеатрах на интересные фильмы, но в случае русскоязычного контента сервис скорее напоминает агрегатор новостей.

#технологии #google