Технологии
Маша Твардовская

Что такое онлайн-психотерапия и кто занимается ею в России

В Москве готовятся к запуску сразу два сервиса для поиска психотерапевтов — «Ясно» и Sreda.

Фото Pexels

В мае 2017 года совладелец сети мужских парикмахерских Chop-Chop Данила Антоновский и основатель приложения для чтения книг Bookmate Андрей Зайцев-Зотов рассказали о готовящемся запуске сервиса «Ясно», который поможет найти психотерапевта и провести с ним сеанс в формате видеочата, не выходя из дома. Сервис готовится заработать в тестовом режиме в сентябре. В октябре начнёт работать похожее приложение журналистов Инны Герман, Дарьи Варламовой и Фурката Палванзаде — Sreda.

Кому и зачем нужна психотерапия онлайн

Для русскоязычного интернета Sreda и «Ясно» — это первые подобные сервисы, хотя психотерапия как явление становится в России всё популярней с каждым годом. Официальной статистики о том, сколько людей ежегодно обращаются за помощью к психологам и психиатрам, нет. Но если раньше считалось, что депрессия и пограничные проблемы психики скорее блажь, чем болезнь, то теперь о них много пишут в СМИ и говорят в Минздраве.

Популярные артисты рассказывают, что сталкивались с психическими проблемами: например, в прошлом году актриса Аманда Сейфрид призналась, что живёт с обсессивно-компульсивным расстройством (неврозом навязчивых состояний), а певица Шиннейд О`Коннор недавно опубликовала в Facebook видео c рассказом о своём биполярном расстройстве. Его посмотрели более 10 миллионов человек. О своих опытах решения личных проблем с помощью психотерапии говорят голливудский актёр Брэд Питт и один из богатейших рэперов мира Джей-Зи. В Telegram набирают популярность сообщества «Критическое мышление» и «Ненормальные буквы», посвящённые ментальному здоровью.

На западе психотерапия стала популярна гораздо раньше. Ещё в 2008 году в США к психотерапевтам ходила треть американцев. Во многом благодаря появлению платформ, которые позволяют связаться с психотерапевтом за считанные минуты, она стала ещё востребованнее. Терапевтическими сервисами Amwell, Talkspace, 7Cups пользуются люди, которые предпочитают общаться с врачами текстовыми сообщениями или видео. За 39 долларов в неделю (столько стоит подписка на Talkspace), клиенты могут общаться с психотерапевтом в чате неограниченное время.

В 7Cups есть возможность поговорить не только с психотерапевтом, но и со слушателем. Слушателем может стать любой человек, который прошёл обучение на сайте. Слушатель не даёт советов, но ему можно всё рассказать, не боясь столкнуться с непониманием и агрессией. Что-то вроде друга, который готов поговорить в любое время дня и ночи. Единственное условие — сервисы не работают с пациентами, которые склонны к суициду.

Российские сервисы станут чем-то промежуточным между западными платформами и консультациями по Skype. ​

По словам Данилы Антоновского, его сервис «Ясно» будет сводить пациента с психотерапевтом, чтобы они работали по видеочату, не покидая сайта. «Мы хотим создать герметичную и уютную среду, в которой несём ответственность за всё, что происходит с пользователем», — говорит Антоновский.

На тестирование сервиса за лето подписались больше тысячи человек (cейчас записаться на тестирование нельзя, поскольку сайт дорабатывают, чтобы успеть запустить в сентябре. — Прим. TJ). Квалификацию сотрудников будет проверять наблюдательный совет, состоящий из специалистов, которых создатели сервиса представят перед запуском. Если психотерапевт поймёт, что его пациент нуждается в медикаментозном лечении, он будет направлять его к коллегам-психиатрам. Стоимость любой консультации с врачом «Ясно» составит 2850 рублей — это чуть ниже средней цены за приём психотерапевта в Москве.

В свою очередь сервис Sreda, которым занимаются журналисты Инна Герман и Фуркат Палванзаде, а также автор книги «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города» Дарья Варламова, послужит скорее платформой для поиска нужного специалиста и блогом для психотерапевтов. «Мы предложим нашим пользователям базу проверенных экспертов, с которыми можно связаться и назначить, в первую очередь, очную встречу», — говорит Герман.

При этом предполагается, что любой человек сможет задать вопрос в онлайн-режиме и получить ответ одного или нескольких экспертов: психотерапевтов, клинических психологов, лайф-коучей или инструкторов медитации. Пользователь сможет сравнить методы и подходы разных специалистов и связываться с тем, чей ответ вдохновил на перемены больше всего. У каждого эксперта будет профайл с подробной информацией: специализация, адрес, ответы и тексты. Первое время сервис будет бесплатным.

«Лёгкий перекус»: что думают об онлайн-терапии врачи

Дистанционная психотерапия может стать настоящим спасением для пациентов с агорафобией (страхом открытого пространства) или расстройством тревожного спектра. «В 2014 году я чуть не вылетела из университета из-за агорафобии, потому что просто не могла дойти до него. Да и вообще не могла делать какие-то элементарные вещи — сходить в магазин за хлебом, прогуляться по району, встретиться с друзьями», — рассказывает 24-летняя Алёна. Из-за болезни она не выходила из дома два месяца.

Агорофобические симптомы у неё проявлялись и раньше, но болезнь обострилась на фоне переезда из Москвы в Петербург и необходимости постоянно ездить из города в город. Тогда она впервые задумалась о самоубийстве. Мысли о собственной беспомощности и невозможности вылечиться провоцировали депрессию, а депрессия укрепляла агорафобию.

Страх причинить себе вред заставил Алёну позвонить по Skype психотерапевту, с которым она несколько раз занималась в Москве. «Не могу сказать, что этот разговор спас меня сам по себе, но врач смог выслушать и выписать рецепт на таблетки, который мне через несколько дней мне привезла подруга из Москвы. Если бы тогда у меня были деньги, чтобы заниматься психотерапией по Skype, я бы, наверное, согласилась. Но было бы ещё лучше иметь возможность переписываться с психотерапевтом. Мне часто неудобно общаться по видеосвязи, а возможность в любое время написать своему врачу стала бы для меня хорошей поддержкой».

Не все психотерапевты поддерживают онлайн-платформы. В 2015 году психотерапевт Джил Фарга опубликовала статью об онлайн-психотерапии, где назвала её «лёгким перекусом», который не приносит долгосрочного эффекта.

Фарга также полагает, что технология может в конечном итоге подорвать уверенность в себе и укрепить неспособность решать проблемы, вызывая у пациента беспокойство всякий раз, когда он будет сталкиваться с чем-то неизвестным.​

Другие зарубежные специалисты не так категоричны. «Я работал слушателем на 7Cups, и сама идея проекта — популяризировать психотерапию — мне показалась интересной. Конечно, личное общение всегда лучше, но в некоторых ситуациях онлайн-общение помогает. У меня есть клиенты, которые живут в других странах — мы общаемся через Skype и мне удаётся им помочь», — говорит психотерапевт компании OCD Treatment Centre Крейг Ширли.

Несмотря на то, что в России подобных сервисов раньше не было, многие терапевты практикуют онлайн-общение со своими пациентами по Skype или переписке. Мнения о пользе такого формата работы среди отечественных специалистов расходятся. «Я не считаю онлайн-терапию хоть сколько нибудь действенной. Её важная часть — установление реального живого контакта с пациентом, моделирование взаимоотношений. Думаю, что сервисы вроде 7Cups подойдут только в ситуации форс-мажора. В остальном мне это видится коммерциализацией профессии», — считает психотерапевт Ольга Милорадова.

Психиатр Сергей Дивисенко, наоборот, считает, что в некоторых ситуациях без онлайн-сервисов не обойтись: «Когда человек не может по каким-либо причинам получить очную терапию, онлайн-общение со специалистом — это хороший выход. Да и в целом я считаю такие сервисы полезными. Иногда сам занимаюсь с пациентами дистанционно».

При этом Дивисенко уточняет, что личные встречи всегда лучше, чем встречи в Skype.

#технологии #здоровье