Технологии
Сергей Звезда

«Алиса» против Siri

Как голосовые помощники отвечают на вопросы о такси, Трампе и суициде.

«Яндекс» 10 октября объявил об официальном запуске голосового помощника «Алиса», который работает на базе нейронной сети, обученной на массиве текстов. TJ сравнил «Алису» с Siri, чтобы проверить возможности российского сервиса.

Что такое «Алиса»

«Алису» тестировали с мая 2017 года. В сентябре голосовой помощник представили во время визита Владимира Путина в «Яндекс».

«Алиса» работает в приложении «Яндекса» для iOS и Android, а также в бета-версии для Windows. Создатели пообещали в скором времени добавить помощник в «Яндекс.Браузер» и другие продукты компании.

Благодаря технологии SpeechKit «Алиса» умеет распознавать речь, определять значение сказанного и синтезировать голос для ответа. Сервис может импровизировать и давать разные ответы на один и тот же вопрос, не ограничиваясь заранее заданным набором. В компании утверждают, что «Алиса» способна обрабатывать неполные фразы и учитывает контекст.

Помощник говорит голосом актрисы Татьяны Шитовой, чьи записи также использовались для обучения сервиса. Шитова в российском прокате дублирует Скарлетт Йоханссон, в том числе операционную систему Саманта из фильма «Она».

«Алиса» работает с «Яндекс.Поиском», «Яндекс.Картами», «Яндекс.Музыкой» и «Яндекс.Погодой», но в будущем сможет обращаться к другим сервисам. Пока сервис не может посоветовать фильм или вызвать такси.

В «Яндексе» объяснили, что «Алиса» нужна для решения повседневных задач, в том числе поиска информации в интернете, подсказки о месте для ужина или уточнения погоды на завтра. «Алиса» может запускать сторонние приложения, к примеру, Instagram или «ВКонтакте».

С Алисой можно разговаривать так же, как с человеком: она поймёт. Например, у неё можно спросить: «Где поблизости выпить кофе?» — а не диктовать что-то вроде «кофейня улица космонавтов».

Алиса заглянет в «Яндекс.Справочник» и предложит подходящее место. А в ответ на «Отлично, а как туда пройти?» — даст ссылку на уже построенный маршрут в Яндекс.Картах.

представители «Яндекса»

Как «Алиса» работает

TJ задал несколько вопросов «Алисе» и сравнил ответы с результатами Siri.

Там, где Siri научилась отвечать практически безошибочно, «Алисе» ещё только предстоит освоиться.

В то же время есть вопросы, на которые «Алиса» находит более полезные ответы.

Есть очевидные различия, например, реакция при вызове такси. Если «Алиса» пока не умеет этого делать, даже если на устройстве установлено «Яндекс.Такси», то Siri синхронизирована с Uber и предлагает выбрать один из вариантов тарифа.

С политикой Siri и «Алиса» испытывают проблемы.

Siri и «Алиса» идентично реагируют на вопросы о попытках суицида, предлагая связаться с психологами.

* * *

Как выяснилось, «Алиса» зачастую более разговорчива, чем голосовой помощник Apple. Узнать погоду, курс валют или традиционную шутку про бар одинаково просто в обоих случаях, а при более сложных для русского языка задачах «Алиса» может выигрывать. В то же время Siri способна более наглядно демонстрировать информацию, как в случае с курсом валют или картой. На первом этапе очевидно, что «Алисе» не хватает поддержки некоторых сервисов «Яндекса» или сторонних приложений вроде такси.

#технологии #яндекс #алиса