Технологии
Никита Лихачёв

На 95% безопаснее: как табачники уживаются между Минздравом и новыми технологиями

Сто лет они производили одни и те же сигареты, но антитабачная политика и технологии заставили их меняться.

18 октября Минздрав представил новую концепцию антитабачной политики, рассчитанную на ближайшую пятилетку. Если с 2009 по 2016 год количество курильщиков в России снизилось с 39,4% до 30,9% от населения, то к 2022 году ведомство хочет снизить этот показатель до 25%.

Методы: ограничивать продажу и рекламу всего, что может относиться к потреблению табака и никотина — сигарет, вейпов и кальянов — и сокращать список мест, где их можно курить (или парить). Согласно концепции, устройства типа вейпов (их называют сложным общий понятием «электронные системы доставки никотина) нельзя будет выкладывать на прилавок, как сейчас уже нельзя выкладывать обычные сигареты. Кроме того, в России нельзя будет снимать при государственной поддержке фильмы, где есть сцены потребления табака, а в других картинах такие сцены предлагается «ограничивать».

Помимо Минздрава, рынок сигарет поджимают вейпы: их производителям не нужен табак, этот рынок гораздо менее зарегулирован здравоохранительными органами, потому что исследований по этой теме ещё очень мало. Вейпы часто продаются в полулегальном статусе (не только в России) и в основном мелкими или средними компаниями, которые при получении замечаний от властей могут закрыться и продолжить работу под другим названием или в другом месте.

Табачные компании такого позволить себе не могут: они слишком большие для быстрых маневров, а снижение спроса даже на доли процента приносит им огромные убытки. Усилиями Минздрава и производителей вейпов уже многолетний тренд на снижение числа курильщиков разгоняется ещё сильнее, и табачники запаздывают: лишь спустя годы после популяризации электронных сигарет они начинают выпускать устройства, которые работают по схожему принципу. Это не аналоги вейпов (хотя табачные компании экспериментируют и с этим направлением, но пока не в России): они нагревают табак в стиках, похожих на сигареты, которые продаются отдельно от устройств.

В России первой такое устройство запустила Philip Morris в 2015 году с её IQOS, а 19 октября British American Tobacco объявила о запуске аналогичного продукта в России под названием glo. У третьего крупнейшего производителя табака в мире, JTI, тоже есть такое устройство — Ploom Tech, но пока оно доступно только в Швейцарии.

IQOS. Фото Peapotty

Вред табака для здоровья никто не оспаривает, даже сами табачные компании. Но при помощи новой категории товаров они могут продолжать его продавать, но уходить в сторону от негативного восприятия, используя некоторые приёмы. Их все можно было наблюдать на презентации glo в Москве: TJ побывал на ней и составил список из пяти таких приёмов.

Парить, а не курить, на 95% безопаснее

Это не шутка над вейперами: табачные компании действительно оперируют исследованиями, которые показывают, что в паре от нагретого табака содержится меньше вредных веществ, чем в сигаретном дыме. На слайдах говорится, что этих веществ меньше на 95% — без процесса горения нет дыма (состоящего из частичек пепла), выделяется меньше смолы и других токсичных веществ.

При этом компания оговаривается: то, что в паре меньше токсичных веществ, «не обязательно означает, что данный продукт менее вреден, чем другие табачные изделия». Но это прописано лишь в специальных пресс-материалах и на сайте компании (где, кстати, указана цифра в 90%), а в маркетинге на этих пояснениях, естественно, акцент не делается.

Узнать суть этих исследований нельзя — компания ссылается на них, но не демонстрирует. Более того, в специальной презентации для инвесторов BAT указано, что системы нагревания табака на самом деле выделяют больше токсичных веществ, чем электронные сигареты.

Слайд из презентации BAT. Красное — обычные сигареты, оранжевое — системы нагревания табака, салатовое — электронные сигареты

Что-то там ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения — главный на планете орган, отвечающий за международные стандарты безопасности тех или иных продуктов. ВОЗ в том числе занимается классификацией вредных веществ, которые содержатся в табачном дыме.

Естественно, ВОЗ имеет десятилетия практики борьбы с вредом от сигарет, и её исследования последовательно доказывают его существование и рассказывают о последствиях влияния на человека. Табачники не ссылаются на эти исследования (зачем им самим класть под нож собственный бизнес), но они могут упоминать ВОЗ, когда говорят о классификации вредных веществ.

Аббревиатура ВОЗ используется в презентационных слайдах тут и там, и это позволяет спозиционировать новые устройства как менее вредные для здоровья. Создаётся впечатление, что ВОЗ принимала участие в данных исследованиях, поддерживает их или, на крайний случай, они были проведены по стандартам организации. Такое восприятие ложным образом повышает авторитет презентуемых данных в глазах зрителя, хотя табачники здесь никого не обманывают — это просто ловкий маркетинговый приём.

IQOS и glo

Вред никотина в малых дозах не доказан

Никотин — активное вещество, содержащееся в табаке и выделяющееся при сжигании или выпаривании. В больших дозах он ядовит — считается, что для человека смертельна доза в 0,5 мг в расчёте на килограмм живого веса. Длительное потребление никотина вызывает «синдром отмены» — например, если человек перестаёт курить, его самочувствие ухудшается.

Табачники не рассказывают о вреде никотина, хотя и не спорят об этом, но привлекают внимание публики тем, что в малых дозах он может и вовсе не приносить никакого вреда. Как может (неверно) интерпретировать это потенциальный курильщик: «Ага, если курить понемногу, то это не вредно». А понятие «малых доз» у каждого человека своё.

Представители BAT на презентации в Москве

Устройства отдельно, сигареты отдельно

Производители систем нагревания табака продают их отдельно от самих стиков с табаком. Последние прямо регулируются антитабачными законами, и их запрещено выкладывать на прилавки магазинов, как и обычные сигареты.

Но вот сами устройства — они как бы не совсем про табак. В BAT говорят, что устройства glo производятся в Китае, и их ввозят в Россию через таможню как «бытовые приборы». Мол, фактически это компактная батарейка с нагревательным элементом, а для чего её использует потребитель — это его дело.

Подобные юридические уловки позволяют табачных кампаниям рекламировать (правда, с существенными ограничениями) эти устройства — например, при помощи стендов в торговых центрах.

glo от BAT и пачки с табачными стиками

Смартфонный маркетинг

У JTI и Philip Morris электронные системы нагревания табака состоят из двух частей: футляра с зарядкой и мундштука с нагревателем, поэтому по процессу использования они больше напоминают сигарету. У BAT обе этих части совмещены в одном устройстве, напоминающем вейп.

Ploom Tech от JTI. Фото Papoism

То, как рекламируется это устройство, очень напоминает маркетинг смартфонов. В видеороликах его презентуют под энергичную музыку, glo выпускается в пяти расцветках, у него лаконичный дизайн и всего одна кнопка, а ещё его надо каждый день подзаряжать.

Руководство BAT даже заявило со сцены: «Путь от Nokia до iPhone был долгим. Мы сейчас во временах Nokia». Подразумевается, что пока выпущена только первая модель устройства (у Philip Morris вышло уже второе поколение IQOS), и позднее потребителям следует ждать новых версий — и тут как у смартфонов.

При этом компания молодится и сравнивает себя со стартапом. Правда, неизвестно, какой ещё стартап в мире может позволить себе вложить 1,5 миллиарда долларов в разработку такой категории устройств.

Поправки: в первоначальной версии статьи говорилось, что компания вложила 15 миллиардов долларов в разработку.

#технологии #курение #вейпы